Социально - психологические факторы
Социокультурные факторы.
К ним относят: традиции, обычаи, мифы, этнические особенности, отношение общества к сексуальности, семейное (общее и половое) воспитание, сексуальное просвещение.
Функции социальных факторов:
· формирование эротических и сексуальных установок,
· формирование специфических для личности сексуальных переживаний (в том числе переживания оргазма),
· формирование представлений об эталонах мужественности и женственности и стереотипа полоролевого поведения,
· определение модели сексуального партнера.
· определение сексуальной активности,
· формирование сексуальной культуры.
Социальные факторы могут формировать:
ü чувство угрозы
ü страх перед противоположным полом
ü двойную мораль (В обществе присутствуют и незримо действуют разные нормы и оценки сексуального поведения мужчины и женщины. Это касается и сексуальной активности, и стиля поведения, проявлений инициативы, права выбора сексуального партнера и т. п., вплоть до выбора сексуальных позиций в контакте. Добрачные связи для мужчин допустимы фактически во всех обществах, для женщин - далеко не везде. Та же тенденция характерна и для внебрачных сексуальных связей.)
ü отклонения в психосексуальном развитии (так, социогенная задержка психосексуального развития имеет место при неправильном половом воспитании, когда ребенку прививаются взгляды на секс как на постыдное, унижающее человека, любые проявления сексуальности встречают критику и насмешки, а его общение с противоположным полом подвергается тщательному контролю и ограничениям)
ü низкий уровень сексуальной культуры
ü недостаточную осведомленность о психогигиене половой жизни.
Наиболее значимы социальные факторы при формировании сексуальной культуры.
Выделяют следующие типы сексуальной культуры:
Гармоничный вариант:
· аполлоновский тип, отличающийся гармонией души и тела, культивирующий естественную радость секса;
· мистический тип, распространенный на Востоке («Камасутра», даосизм).
Дисгармоничный вариант:
· либеральный тип, терпимо относящийся к сексуальным нормам и обычаям, но без модели любви с доминацией посвященности;
· невротический тип, характеризующийся признаками невроза – чувством угрозы, страха перед противоположным полом;
· примитивный тип, для которого типичны отсутствие этико-этических мотивов в сексуальном поведении, генитальный тип сексуальной мотивации;
· патриархальный тип, основанный на двойной морали: разрешающий внебрачные связи для мужчин и запрещающий их для женщин.
Девиантный вариант:
· оргиастический тип, принимающий все виды сексуальной активности, гомосексуализм, сексуальные девиации, групповой секс, смену партнеров, трактующий секс как источник удовольствий;
· гиперролевой тип, при котором маскулинное поведение оценивается значительно выше, чем феминное; вплоть до жестокого требования подчиненного поведения женщины.
Асексуальный вариант:
· репрессивный тип, направленный на подавление секса во всех его проявлениях;
· пуританский тип, ханжеский, отвергающий любые и прежде всего сексуальные удовольствия.
Вид сексуальной культуры может определять норму и наиболее характерные формы нарушения сексуального здоровья в данном обществе. При попытках определения сексуальных норм ведущим критерием часто является тот или иной моральный норматив. Отношение различных культур и обществ к сексуальности индивида регистрируется по шкалам
· репрессивности (запретов и осуждения)
· пермиссивности (разрешений и поощрений).
Пермиссионное (разрешительное) отношение к проявлениям сексуальности отмечается у ряда народов Полинезии, где откровенный эротизм (в том числе проявление сексуальности у подростков) не только допускается, но и приветствуется.
Примером противоположной, репрессивной морали может служить культура папуасов островов Адмиралтейства и микронезийцев острова Яп, где половая близость даже между супругами расценивается как опасная и позорная. Вспомним, что и средневековая христианская мораль также расценивала сексуальность как проявление греховной распущенности, допуская сексуальную жизнь только в целях продолжения рода. Иудео-христианский нравственный кодекс оценивал добрачные и внебрачные сексуальные отношения как предосудительные, аморальные.
Негативная установка в отношении сексуальности нашла свое крайнее отражение в законодательстве большинства западноевропейских государств, предусматривавшем суровое наказание - вплоть до лишения жизни - за отклонения от тех норм, которые были абсолютизированы. В Восточной Пруссии смертная казнь за гомосексуализм была отменена лишь в 1794 году. Гомосексуализм отмечается в большинстве сексуальных культур, но отношение к нему неоднозначно и варьирует от полного отрицания до полного одобрения. Существует зависимость частоты сексуальных девиаций от урбанизации: чем выше уровень урбанизации, тем больше частота девиаций.
Интересно замечание Дж. Брауда (С. Вгоиае, 1981) о том, что чем проще и примитивнее организация и структура общества, тем оно более терпимо к сексуальности и, соответственно, наоборот.
Отношение культуры к сексуальному поведению всегда основывалось на оценке брачных, добрачных и внебрачных связей. Абсолютный, нерегулированный промискуитет (полная неупорядоченность сексуальных контактов) не зафиксирован ни в одном из известных науке обществ. Первоначальным и универсальным запретом, налагаемым культурой на сексуальность, был запрет браков и половых отношений между членами одного и того же рода. Уместно вспомнить в связи с этим высказывание 3. Фрейда о том, что вся современная культура отсчитывает начало с категорического запрета на инцест (кровосмешение).
Таким образом, различные культуры вносят свои особенности в сексуальное поведение. Например, раздражение половых органов женщины устами мужчины часто встречается в культурах Азии, а в настоящее время и в культурах Запада. Многие неевропейские культуры не признают поцелуи в губы. Существуют культуры, в которых предварительный период полового акта проводится широко и многообразно, в других этот период сведен к минимуму. Орализм чаще встречается в Азии, Океании, Северной Африке, Западной Европе. Анальные контакты чаще практикуют инки и молодые пары в США. Боковые позы характерны для культур Африки и Азии, а позы «мужчина сзади» были типичны для Древнего Рима.
Следует отметить при этом, что у всех народов доминирует гетеросексуальная активность в рамках супружеской пары.
Возможные причины социокультурного варианта сексуальной дисгармонии:
· межнациональные браки, когда супруги относятся к разным сексуальным культурам;
· неправильное семейное общее и половое воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, воспитание по типам «Золушка» и «кумир семьи». Указанные типы воспитания способствуют формированию черт характера, затрудняющих процесс общения с противоположным полом, и приводят к отклонениям психосексуального развития. Эти отклонения могут проявляться в нарушении темпов и сроков психосексуального развития, искажении стереотипа полоролевого поведения и психосексуальной ориентации.
· совместное проживание с родителями, родственниками жены или мужа. Подавляющее большинство супружеских пар, обследованных Кришталем и Григоряном, с социально-психологической и сексуально-поведенческой дезадаптацией (соответственно 77% и 81%) относятся к данной категории.
Таким образом, сексуальное поведение, являясь биологически заданным, во многом детерминируется социальными и микросоциальными факторами. Культурно-духовное влияние на сексуальное поведение мужчины и женщины в целом обусловлено уровнем общественной формации. При этом сексуальная мораль более живуча, чем социально-экономические структуры общества, породившие ее. Отжившая сексуальная мораль становится предрассудком.
Психологические факторы.
Исследователями А.Е. Личко, Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняком выявлена зависимость нарушений сексуального здоровья от черт характера, типа его акцентуации (16,6% случаев сексуальных расстройств).
· Лабильный тип акцентуации – характерны флирт и ухаживание без попыток к половой жизни.
· Гипертимный тип – раннее пробуждение либидо, раннее начало половой жизни и наличие мастурбации.
· Астеноневротический тип – сексуальная астения.
· Сенситивный тип – убежденность в своей сексуальной неполноценности.
· Психастенический тип – раннее сексуальное развитие, интенсивная мастурбация.
· Шизоидный тип – богатые эротические фантазии, сопровождающиеся мастурбацией при внешней асексуальности.
· Эпилептоидный тип – сексуальные эксцессы и склонность к садистическим тенденциям.
· Истероидный тип – театральность, демонстрация сексуальных переживаний.
· Неустойчивый тип – задержка сексуального развития.
Известно, что такие черты характера, как робость, застенчивость, обидчивость, излишняя впечатлительность, мешают правильному формированию платонического, эротического и сексуального либидо, отрицательно влияют на процесс коммуникации, без которого невозможно нормальное психосексуальное развитие, а в последующем снижают уровень психологической совместимости супругов. В данном случае мы говорим о психогенной задержке психосексуального развития. Общая слабость побуждений, тревожность, неуверенность в себе ведут к ограничению контактов, в том числе и сексуальных. Эгоцентризм и экзальтированность, склонность к яркому фантазированию и слабоволие так же, хотя и по-иному, затрудняют общение и способствуют развитию заместительных форм половой активности: навязчивой мастурбации в сочетании с сексуальным фантазированием, увлечению порнопродукцией, сексом по телефону и т.п.
Задержка психосексуального развития нередко сочетается с астеническим, психастеническим и истерическим типом психопатии. Преждевременное психосексуальное развитие чаще отмечается у лиц с ядерной психопатией, органическим поражением нервной и эндокринной системы.
Гипермаскулинное поведение характерно для лиц с гипертимными, неустойчивыми и истероидными чертами, гиперфеминное поведение – для лиц с инфантильно-зависимыми, астеноневротическими, психастеническими, сенситивными и истероидными акцентуациями или с психопатией тех же типов.
Результаты проведенного изучения черт личности (В.В. Кришталь, С.Р. Григорян) у 600 человек (300 супружеских пар) с сексуальной дисгармонией показали, что последняя чаще всего возникала у лиц с тревожно-мнительными, аффективными и инфантильными чертами характера. Указанные особенности личности способствовали развитию ипохондрической фиксации, пессимистической оценке своего состояния, возникновению робости, замкнутости, склонности к болезненному самоанализу, убежденности в своей сексуальной неполноценности и в результате приводили к нарушению сексуального здоровья.
В вышеописанном исследовании (300 пар с сексуальной дисгармонией) также показаны цифровые соотношения темпераментов – среди них значительно меньше сангвиников и флегматиков и больше холериков и меланхоликов. Мужчин-холериков – 32,3%, мужчин-меланхоликов –53,7%, женщин-холериков – 29,4%, женщин-меланхоликов – 47,7%. При этом низкий уровень психологической адаптации отмечался при сочетании у супругов следующих темпераментов: сангвиник-сангвиник, холерик-холерик, флегматик-сангвиник.
Изучение экстраверсии и интраверсии показало, что нарушение сексуального здоровья чаще (в 69,5 % случая) возникает у лиц с интравертированным складом личности.
Социально - психологические факторы.
В качестве социально-психологических факторов (с т.зр. Кришталя и Григоряна) выступают особенности межличностных отношений. Особенности межличностных отношений могут способствовать или быть причиной нарушения сексуального здоровья, которое в свою очередь оказывает влияние на межличностные отношения и на развитие и проявление личности, ее мотивации, способствуя усилению трансформации или угасанию одних мотивов и замене их другими у каждого из супругов.
Социально-психологические факторы нарушения сексуального здоровья мы рассмотрим позже (см. Классификация сексуальной дисгармонии). А теперь остановимся на типах мотивации сексуального поведения. Несовпадение типов сексуальной мотивации супругов может служить одним из дисгармонирующих факторов в системе межличностных отношений супругов и приводить в конечном счете к развитию сексуальной дисгармонии.
Мотивообразование сексуального поведения
Функции мотивации сексуального поведения:
1. Отражательная – актуализирует потребность в определенной жизненной ситуации.
2. Побудительная – обусловливает возникновение мотива и формирование цели сексуального поведения.
3. Регулятивная – определяет выбор путей достижения этой цели, прогнозирование возможных последствий, принятие решения.
4. Контролирующая – осуществляет внутренний контроль и коррекцию действий, анализ наступивших последствий, выработку защитного мотива.
Оптимальными типами сексуальной мотивации, способствующими становлению и сохранению сексуальной гармонии партнеров, следует считать (с т.зр. Васильченко Г.С.) взаимно-альтруистический и коммуникативно-гедонистический типы. Они представляют собой направление в сексуальной этике, утверждающее взаимное наслаждение как высшую цель и основной мотив сексуального поведения партнеров. Взаимное стремление дать друг другу наслаждение является движущим началом, предопределяющим их действия. В основе этих типов сексуальной мотивации, как видно из названия, лежат 4 принципа:
1. взаимность
2. альтруизм
3. коммуникация
4. гедонизм.
Коммуникативный характер сексуального поведения определяется пониманием того, что половой акт и сексуальное поведение есть одна из форм общения
Сексуальный альтруизм – это система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки поведения является стремление дать высшее удовлетворение супругу (супруге). В основе понятия альтруизма лежит идея бескорыстия, осуществляемая в интересах каждого из супругов и не предполагающая другого вознаграждения.
Нарушение сексуальной мотивации отражает не только конкретную ситуацию ее реализации, но и предшествующее негативное влияние социальной среды.
Анализ мотивационной сферы обследованных супругов показал, что в качестве побудительной силы неправильного сексуального поведения выступают не только сами потребности, но и интересы, эмоции, привычки, сформированные на основе потребности.
Типология нарушенной сексуальной мотивации:
a) Легкомысленно-безответственный – отмечается у незрелых, инфантильных, интеллектуально сниженных личностей. Мотивы совершения полового акта у иных носят демонстративный, развлекательный характер и заключаются в стремлении утвердиться в глазах сверстников, в самоутверждении.
b) Агрессивно-эгоистический – наиболее характерен для лиц с психопотией, которым свойственны спонтанные вспышки напряженности, агрессивный аффект или переоценка значимости собственной личности и агрессивности окружающей социальной среды. Самый частый мотив полового акта у таких личностей – самоактуализация.
c) Агрессивно-аверсионный – характеризуется крайне негативным отношением к женщине, проявляющимся в агрессивных действиях. Мотивами полового акта в этих случаях чаще всего являются унижение, подчинение женщины с демонстрацией пренебрежения, отвращения к ней.
d) Пассивно-подчиняемый – характерна для лиц пассивных, безынициативных. Мотивами полового акта у них нередко служит подражание другим лицам, внушение.
e) Генитальный – отмечается у лиц интеллектуально сниженных, для которых появление эрекции служит сигналом к поиску возможности совершить половой акт, мотивом которого является получение оргазма.
f) Гомеостабилизирующий – сексуальное возбуждение проявляется тягостным ощущением, нарушающим состояние нервной уравновешенности, чувством дискомфорта, и мотивом полового акта при этом является восстановление гомеостаза – снятие сексуального напряжения.
g) Шаблонно-регламентированный – характеризуется определенным стандартом, шаблоном осуществления полового акта.
h) Игровой – характерны фантазия, выдумка, разнообразие техники половых актов.
i) Девиантофильный – характеризуется нарушением сихосексуальной ориентации. Мотив полового акта при этом – удовлетворение девиантофильного влечения. Причем нередко в таких случаях, также как и при агрессивно-эгоистическом и аверсионно-агрессивном типах сексуальной мотивации, этот мотив является неосознаваемым.