Урок 2. интегральный алгоритм чтения

Цель урока - обеспечить внедрение в сознание и подсознание эффективной программы чтения с целью быстрого извле­чения значимой информации.

Чтение и мозг

Как известно, алгоритм - это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста.

Интегральным он называется потому, что его действие рас­пространяется на весь текст в целом.

В прошлом уроке было показано, что интеллектуальная деятельность является одной из важнейших функций челове­ческого поведения. Пожалуй, ни один орган человеческого тела не изучается так давно, как мозг, а знаем мы о нем вес еще так мало. Головной мозг человека компактен, характеризуется небольшой массой и поразительно незначительным расходом энергии. Он содержит более 14 млрд. нервных клеток и имеет среднюю массу 1,2 кг, его объем - 1,5 дм, его энергетическая мощность в электрическом эквиваленте составляет всего около 2,5 Вт. Это всего 3 лампочки карманного фонаря. Если сопоста­вить число активных нейронов головного мозга человека с общим числом логических элементов, содержащихся в со­временной ЭВМ (около 10 тыс.), то получим разницу в 1 млн. раз. В 1 см3 мозга содержится более 10 млн. активных нейронов. Таким образом, человеческий мозг является наглядным при­мером реального существования наиболее эффективных и компактных методов микроминиатюризации в виде тонкопленочных структур. Но достоинства мозга заключаются не только в архитектуре сверхплотной многослойной укладки нейронов. Пожалуй, самая удивительная особенность мозга - функциональные программы, по которым он работает. Живой мозг использует такие методы алгоритмизации вычислений и параллельной ассоциативной обработки информации, которые даже трудно себе представить.

Среди многих функций деятельности мозга для нас особенно интересна система программ извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т.е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию машине, так или иначе, человек подаст в готовом виде. Мозг же человека поставлен совсем в другие условия: он вынужден само­стоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста, т.е. из системы, организация которой не всегда ему известна.

Надежным посредником и критерием рациональности дей­ствий организма является уровень автоматизма его движений и Действий - так называемые стереотипные акты поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных дей­ствий.

Итак, переработке информации мозгом должно предшест­вовать ее извлечение из внешней среды. О способах решения мозгом этой исходной задачи сегодня известно еще очень мало. Что же именно?

Современная нейропсихология выделяет три основных функциональных блока, три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для любого вида психической деятельности человека, в том числе и чтения (рис. 4).

Первый - биоэнергетический блок тонуса обеспечивает бодрствование коры и расположен в глубинных, ранее других сформировавшихся отделах мозга. В первый блок входят

урок 2. интегральный алгоритм чтения - student2.ru

Рис. 4. Три функциональных блока мозга.

верхние отделы ствола головного мозга, так называемая ретикулярная формация, обеспечивающая тот уровень бодрствования и активного внимания, без которого невозможна мозговая деятельность. Как показали многочисленные наблюдения, если опухоль или внутричерепное микрокровоизлияние затронет этот блок, у человека не нарушатся ни восприятие, ни речь, ни мышление, но внимание, уровень бодрствования снизятся, изменится эмоциональная сфера в сторону ее обеднения, Зная особенности этого блока, выдающийся хирург академик Н.Н. Бурденко во время нейрохирургических операций соот­ветствующим воздействием на мозг искусственно вызывал сон у больного. Но механизмы главного функционального блока не только тонизируют кору больших полушарий, но и сами испытывают ее влияние. Таким образом, существует тесная органическая связь этого блока с высшими отделами коры го­ловного мозга.

Второй функциональный блок мозга обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Он состоит из аппара­тов зрительной (находятся в затылочной части мозга), речевой (лобная извилина), слуховой (височная область мозга) и обще-чувствительной (теменная область мозга) областей. Именно этот блок выполняет большую часть процессов, связанных с чтением.

Третий функциональный блок мозга - блок программиро­вания, регуляции и контроля протекающей деятельности. Есть основания полагать, что именно здесь находится командный пункт, управляющий высшими формами психической деятель­ности человека. Мы подчиняем процесс чтения определенной программе. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звукобуквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе. Эта функция принадле­жит лобным долям коры. Если они повреждены, у человека не создается никакого замысла дальнейших действий.

Какие же типы программ разрабатывает и реализует этот функциональный блок мозга? Как показал профессор Н.И. Жинкин, современные представления о работе мозга как семантического, т.е. смыслового, устройства допускают существование несколь­ких видов биологического программирования.

Чтение представляет собой процесс, основанный на исполь­зовании определенных программ умственной деятельности, определенных способов кодирования поступающей информа­ции при ее обработке в человеческом мозге. Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его про­дуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь ee решения - создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации. Здесь можно выделить два этапа: количественный и качественный.

Как справиться с обработкой все возрастающих потоков информации? Как найти действительно нужное, полезное, самое ценное, отобрать необходимое в лавине поступающих сообщений? Эту задачу решает интегральный алгоритм чтения. Именно интегральный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он, безусловно, обеспечивает в какой-то степени и качественную обработку текста, все же основное его назначение - отобрать для последующей обработки значимую в данной ситуации информацию.

Содержание интегрального алгоритма чтения

Патент России № 2113730

Алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней пло­щадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму. Те, например, кто имеет проездной билет, не задерживаются у кассы, а сразу проходят в середину вагона. У таких пассажиров свой алгоритм действия. Это простой пример применения правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же даст применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффектив­ность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Использование ин­тегрального алгоритма при чтении подсказало некоторые осо­бенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще пред­варительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основание полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизован­ного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на одной из популярных в современной психологии теорий, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной ак­тивности, к участию в некотором процессе, к реакции на зна­комый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ си­туации и цели, план действий. Если стимул повторяется много­кратно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы подни­маетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два одинаковых шара, то он про­должает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия; которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.

Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем экспери­мент. Вспомним произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание: вы должны ответить для себя навопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 5. Кого вы увидели? Мы неоднократно проводили этот экспери­мент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть опре­деленный персонаж и предопределялось фактическое восприя­тие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удастся увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились. Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устой­чивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автома­тически, без напряжения ума,

урок 2. интегральный алгоритм чтения - student2.ru

Наблюдения показали, что при использовании интеграль­ного алгоритма чтения формируется навык чтения, предусма­тривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 6.

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей чита­теля: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному - новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока предполагают активное участие читателя в вы­полнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. Мы рекомендуем нарисовать алго­ритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения.

В самом деле, как мы читаем? «Как придется» - отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не заду­мывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - орга­низованный и целеустремленный процесс, в ходе которого учитываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допус­тим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фун­даментом техники быстрого чтения. Как было показано в пре­дыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения -реализация более эффективных программ умственных действий. На рис. 7 показаны условно в сопоставлении программы умст­венных действий двух читателей: слева - читающего медленно, справа - читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, не­организованный процесс становится подчиненным единой программе - интегральному алгоритму чтения. Следование

урок 2. интегральный алгоритм чтения - student2.ru

блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запо­минание прочитанного.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созер­цания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смыс­ловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основ­ной смысл для конкретного читателя.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Как отме­чают лингвисты, тенденция к многословию, к изложению про­стых явлений в наукообразной терминологии не снижается.

Анализ этих явлений сделал специальный корреспондент «Известий» В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географи­ческих зон земного шара семейства парнокопытных осуще­ствляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.

Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту» таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информацион­ного взрыва действительно актуальна и в последние годы ак­тивно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность порой бывает полезной.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов. Все люди любят рассматривать достопримечательности. Это главная причина, по которой ежегодно на путешествия тратятся миллионы.

Вспомните ваше последнее путешествие. Какие виды вы вспомните? Несомненно, немногие, наиболее примечательные. А все остальные стерлись из памяти. Теперь же, работая по ал­горитму, вы научитесь приему созерцания-обозрения всего текста сразу. И еще необходимо знать, что существуют образцы инструмента, модели одежды, стиль письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приемы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, а также освоите приемы обращения с ними, то вы существенно увеличите ваши читательские воз­можности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем теперь вы можете уже свободно ориентироваться в содержательной части текста, вы уже можете видеть различие между полезным смыс­лом и бесполезным объемом. Для тренировки этого качества давайте выполним очередное задание.

Задание. Определите избыточность в cстихотворных примерах

I

...Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут...
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут...

II

Гол бес шел в лес,

Вдруг - стоп: жук в лоб!

Бес рад: влез в ад.

Формула для определения избыточности H в процентах:

H=(Q-M)*100%/Q,

где

Q - общее число слов в тексте,
М - число слов в значимом для вас лаконичном выра­жении после сжатии текста.

Затем вы можете выполнить аналогичные расчеты для текстов газетных, журнальных и т.п. Как вы убедитесь, большинство текстов имеет избыточность, близкую к 75%.

Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый - осознание всех. блоков алгоритма и следование им и второй - непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как показывает опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специального упражнения - зрительного пред­ставления интегрального алгоритма.

Наши рекомендации