Различное в морали и праве 4 страница
Уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников.
Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно вы-
Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 29 декабря 2009 г., с изм. от 8 мая 2010 г.).
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
поднять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
1. Современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.
2. Все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески — максимально результативно и с «человеческим лицом».
3. Функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучей деятельности, а можно, как сказал поэт, «не знать ни зим, ни лет», а работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.
4. В деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
1. Научные основы этики
5. Общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния. Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния.
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика — область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологиче-ским характером (от греч. deon — должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, а предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.
Профессиональная деонтология — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.
Достаточно выразительным примером деонтологических норм поведения и общения является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотноше-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ний, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 (п. «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения.
Соответственно к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований, состоящих в следующем:
• отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
• глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
• разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
• принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
• безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
• сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
• постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.
1. Научные основы этики
Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. При этом на разных уровнях эти нравственные качества различаются по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам.
1. Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести — у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.
2. Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.
3. Отношение к Родине, обществу, государству, народу, патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность.
Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоохранительных органов, — это требование гуманности и терпимости. Он должен постоянно помнить, что его деятельность подобна работе врача включает лечение и профилактику заболеваний. Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник правоохранительного органа — социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые? Разумеется, они должны быть преданы суду и понести наказание. Проще всего укрыться здесь за спасительной фразой: «Сам виноват». Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочный образ жизни, несоблюдение режима, другие «излишества» — в результате ослабление иммунитета организма, разрыв «слабого звена» и болезнь. Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник — других, но и это не совсем верно. И больной наказывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его заболевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое должно тратить средства на его лечение, и т.д. И преступник тоже не
44 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
рождается таковым, но становится им, причем немалую роль здесь играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он себя при этом, как и больной, ибо, обрекая себя на преступный образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало страданий. И ему, «социальному больному», при всем том негодовании, а порой ненависти и отвращении, которые он вызывает у обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна человеческая доброта. Доброта — тоже лекарство, и она может лечить порой даже эффективнее, чем самое суровое наказание.
Вспомним роман В. Гюго «Отверженные». Главный герой — Жан Вальжан — был закоренелым преступником, точнее, он стал таким, поскольку со стороны людей он встречал только несправедливость и жестокость и платил им тем же. И вот однажды он обокрал приютившего его священника — украл его единственную ценность: серебряные подсвечники. Его поймали жандармы и привели к священнику на опознание. Каково же было его потрясение, когда священник заверил жандармов, что он подарил ему эти подсвечники, и он действительно подарил их ему! Доброта священника переродила Валь-жана, и все дальнейшее действие романа — это громадный перечень добрых дел, совершенных Вальжаном, которые он совершил с величайшей самоотверженностью, порой жертвуя жизнью и ничего не требуя взамен.
Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все далеко не так «красиво и благородно», и это во многом будет верно. Но вместе с тем в реальной жизни существует немало случаев, когда доброта делала из бывших преступников людей и людей замечательных. Прочтите «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Там все правда, это просто художественное (замечательно интересное) изложение процесса перевоспитания бывших воров, проституток, хулиганов и пр. в достойных людей. Макаренко «лечил» их, причем лечил добротой. Доброта эта бывала суровой, порой очень жесткой, но это была доброта и любовь к людям! И она дала прекрасные результаты — у Макаренко практически не было неудач. И если мы говорим, что врач — гуманная профессия, то не менее гуманной должна считаться профессия работника правоохранительных органов. Сотрудник органов должен быть гуманным, он должен любить людей, без этого качества, как и врач, он не может стать полноценным специалистом. Да, порой ему приходится быть жестким, даже жестоким, но в этой жесткости — высшая доброта!
1. Научные основы этики
Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое «профессионально необходимое» — такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтверждение этого еще один пример.
Майор внутренней службы А.С. Громов (г. Подольск) возвращался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина. А.С. Громов остановил машину, вышел и потребовал, чтобы тот прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бросился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным оружием, ему ничего не стоило его применить. Однако майор не стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на него наручники и произвел задержание. Позднее Громов так объяснил свои действия: «Конечно, он негодяй, тем более, как потом оказалось, рецидивист, закоренелый преступник. Но не мог я вот просто так убить человека, а потом с этим жить».
Кадр из кинофильма Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс» |
Особого внимания заслуживает такое профессиональное качество, как справедливость. Пожалуй, это качество, и сопряженное с ним чувство являются наиболее трудным и в том смысле, что, вынося справедливое решение, очень непросто найти единственно правильное. Собственно говоря, деятельность любого сотрудника правоохранительных органов базируется на принципе справедливости, и во имя торжества этого принципа она и осуществляется. Почему
же следование этому принципу представляется наиболее трудным? Прежде всего потому, что как деяние, так и его последствия никогда не носят однозначный характер, а всегда представляют собой некое сочетание злого и доброго. Работник правоохранительных органов, вынося решение по той или иной коллизии, обязан точ-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
но просчитать меру того и другого, что зачастую бывает очень непросто: недаром как следствие, так и судебные процессы длятся месяцами.
Вспомним фильм замечательного американского режиссера Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс». Хотя он и художественный, но почти буквально повторяет все перипетии реально состоявшегося судебного процесса над членами верховного трибунала гитлеровской Германии. На первый взгляд гитлеровские судьи однозначно представлялись преступниками: именно они выносили людоедские приговоры, по которым убивали, уничтожали в газовых камерах, подвергали зверским истязаниям многие тысячи людей. Но и сами судьи и их адвокаты доказывали абсолютную невиновность подсудимых! Да, утверждали они, все инкриминируемые подсудимым факты — совершенная правда. Но виновны ли в них судьи? Всегда, начиная с древнейших времен, судья лишь служитель закона, он просто исполняет то, что ему им предписано. Да, действительно, законы были людоедские, бандитские, античеловечные. Но не судьи их придумали. Они просто, как и всегда, служили закону — в этом священный долг каждого судьи. Виновен только законодатель, именно он подлежит суду, а судьи виновны только тогда, когда они извращают закон. В данном случае этого не было, а потому... Этот процесс длился несколько недель, и в конце концов суд вынес безусловно справедливый приговор: судьи виновны! Да, преступен сам закон, но у судей был нравственный выбор: служить этому закону или нет. Они выбрали первое, хотя и понимали, что закон преступен, а потому они полностью разделяют вину вместе с законодателем. Судьи были осуждены, но как непросто было перед мировым демократическим сообществом доказать, что этот приговор справедлив.
Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника. Она условно подразделяется на три уровня:
• высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравственных чувств и практическим действием;
• средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации;
1. Научные основы этики
• низкий уровень характеризуется несформированностью от
дельных компонентов, поверхностными этическими знания
ми, недисциплинированным поведением, относительно низ
кими моральными качествами, слабым развитием моральных
чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на мо
рально-психологический климат служебного коллектива.
1.6. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это — узловые пункты человеческого познания.
Категории этики представляют собой наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть субъективное отражение нравственной стороны бытия, систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.
Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление-индивида о том, что такое долг.
Говоря о категориях этики, следует сказать о том, что они выполняют и некоторые «служебные» функции самой науки, являя собой:
• бесконечные ступеньки познания морали как сферы общественных отношений;
• своеобразный инструмент познания;
• форму движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.
Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро
48 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
(благо) и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий. Наличие необходимых благ — непременное условие существования общества и человека, их развития и совершенствования. Материальные блага — это прежде всего пища, одежда, жилье, средства передвижения и др. В качестве духовных благ выступают духовные ценности: познание, образование, предметы культурного потребления, нравственные ценности, красота и т.д.
Добро {благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах:
• добро как моральное качество поступка;
• добро как совокупность положительных принципов и норм морали;
• добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка;
• добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.д.
Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.
Зло — категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п.
Добро и зло являются самыми общими категориями этики. Вся деятельность людей происходит в границах добра и зла. Вследствие этого категории добра и зла выполняют методологическую функцию, ибо практически невозможно рассматривать другие этические категории иначе, как через призму этих самых общих категорий.
Категории добра и зла находятся в тесной диалектической взаимозависимости и взаимосвязи. Не существует абсолютного добра и аб-
1. Научные основы этики
солютного зла. В каждом добром поступке можно обнаружить элементы зла и в каждом злом — хоть крошечную частицу добра. Более того, добро и зло могут меняться местами, не меняя при этом своего объективного содержания.
Известно, что в древней Спарте младенцев, родившихся с какими-либо физическими недостатками, сбрасывали в пропасть, а в древней Японии старых немощных людей относили живыми в долину смерти, где они и заканчивали свой земной путь. Тогда это рассматривалось как добрые деяния, сейчас же мы считаем это варварством.
«Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, — писал Ф. Энгельс, — что часто прямо противоречили одно другому»1. Тем не менее Л.Н. Толстой утверждал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру»2.
Следует подчеркнуть, что одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено и как добро и как зло. Убийство человека — само по себе зло. Но если в схватке сотрудников правоохранительных органов с бандитами последние были убиты, то это деяние получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. Призывы к убийству людей с позиции общей нравственной нормы безнравственны и представляют зло. А вот статья Ильи Эренбурга под названием «Убей немца» во время Великой Отечественной войны стала своеобразной программой действий для бойцов Красной Армии.
Выше было сказано, что нет абсолютного добра или зла. Так, победа советского народа в Великой Отечественной войне — благо, но гибель многих миллионов людей ради ее достижения — зло.
Не случайно говорят, что нет худа без добра, а добра без худа. Есть истина и в утверждении, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Для достижения благой цели часто приходится прибегать к компромиссам, выбирать меньшее зло. О проблеме морального выбора, т.е. выбора варианта действий, при котором зло будет наименьшим, пойдет речь впереди. Сейчас лишь необходимо подчеркнуть, что дело это весьма сложное и требует от исполнителей всестороннего рассмотрения и обоснования. Возьмем, например, проблему освобождения заложников. Вариантов здесь много. Мож-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 94.
2 Цит. по: Воронцов В.П. Симфония разума. М., 1980. С. 57.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
но пойти по пути выполнения требований преступников: выплатить им требуемую сумму денег, дать твердую гарантию сохранить им жизнь и т.п. Однако этот «наиболее легкий» путь является в то же время самым неэффективным и самым безнравственным, ибо только поощряет бандитов и провоцирует их на совершение подобных деяний и впредь. Есть путь уговоров, есть путь освобождения силой, иногда удается добиться нужного результата хитростью. Но во всех случаях речь идет, прежде всего, о том, чтобы торжество добра было достигнуто меньшим злом.
Объективным критерием добра всегда является реализация наиболее существенных интересов людей, достигаемая через гармонию личного и общественного. Конечно, решать эту задачу, как правило, весьма трудно, но к этому стремиться следует всегда.
Категория добра как категория науки не во всем совпадает с обыденными представлениями о добре отдельных людей. Безусловно, наиболее общие представления о добре являются одинаковыми для абсолютного большинства людей (возьмем хотя бы десять библейских заповедей), но при всем том в мотивациях конкретных поступков отдельных людей эти представления характеризуются широким разнообразием. Для определения истинности добра в этих случаях целесообразно ориентироваться на общественное мнение, являющееся как бы обобщенным представлением людей о добре. Именно эти обобщенные нравственные ценности лежат в основе юридических норм, именно здесь наиболее важные из них охраняются правовыми санкциями. И именно здесь происходит слияние морали и права, что дает основание утверждать: борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов.
Очень близко к категории добра примыкает категория справедливости. Справедливость — категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость, прежде всего, как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседневной моральной практике людей. Что касается служебной деятельности работников правоохранительных органов, то можно с полным основанием утверждать, что эта категория является ее базой, целью и смыслом.
В самом общем виде справедливость — это соответствие человеческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние. Оно может проявляться в следующих основных формах.
1. Научные основы этики
1. Между ролью отдельных людей, социальных групп, профессио
нальных образований и т.п. и их социальным положением. Для под
тверждения приведем такой пример.
Социальная роль колхозного крестьянства в первые годы советской власти была чрезвычайно велика: оно было кормильцем страны, оно было основным источником средств для проведения индустриализации, оно поставляло более половины молодых людей для службы в армии. Социальное же положение крестьянства было незавидным: оно находилось практически на положении крепостных. Колхозники были обязаны выработать определенное властями количество трудодней, им устанавливались обязательные поставки мяса, молока, яиц, шерсти и т.п., даже в тех случаях, когда никакой живности они не имели. Они не имели паспортов, а вознаграждение за труд им начислялось не деньгами, а трудоднями, которые после выплаты обязательных поставок государству зачастую имели грошовую ценность. Именно эта несправедливость и обусловила хроническое отставание сельского хозяйства, которое наша страна не может преодолеть до сих пор. Или другой пример. Роль учителей и врачей в жизни общества невозможно переоценить. Но в таком бедственном положении, в каком они оказались ныне, они не были даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Разумеется, и в этом случае говорить о справедливости не приходится. Следует добавить, что и социальное положение и материальное обеспечение работников силовых структур также не отвечает той ответственной роли, которую они выполняют в жизни общества и государства. И эта несправедливость по отношению к работникам «службы справедливости» является одной из основных причин правонарушений, совершаемых сотрудниками органов правопорядка.