Цели и функции системы управления персоналом
Всю совокупность целей организации можно разделить на 4 вида:
- экономические,
- научно-технические,
- производственно-коммерческие,
- социальные.
Экономическая цель – получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;
научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;
производственно-коммерческая цель – производство и реализация продукции и услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие договорные обязательства);
социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Приведен упрощенный вариант базового дерева целей системы управления организацией. Он ограничен целями, выделенными по понятийному (аспектному) признаку декомпозиции (1-й и 2-й уровни), и одним уровнем целей, выделенным по факторному признаку (3-й уровень). Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления персоналом, структуризация этого вида целей. Кибанов стр.136
На рис. 3.4 под соответствующими шифрами обозначены следующие целевые задачи:
1. Организация перспективных научно-технических разработок.
2. Сокращение длительности цикла «исследование — производство».
3. Техническое сопровождение производственного процесса.
4. Обеспечение высокого качества труда.
5. Исследование рынка научно-технических разработок.
6.Соответствие плана разработок научно-техническому потенциалу организации.
7. Исследование рынка продукции или услуг.
8. Соответствие производственной программы и производственной мощности.
9. Полнота и своевременность обеспечения производства.
10.Обеспечение эффективного технического состояния оснащенности производственного процесса.
11.Своевременность выполнения договорных обязательств по поставкам продукции или оказанию услуг.
На следующем уровне целей следует выделить целевое обеспечение общих функций управления:
-планирования (т.е. координации ожидаемых результатов и способов их получения),
-организации и регулирования (т.е. координации фактических действий по достижению результатов),
-учета и контроля,
-стимулирования (в данном случае речь идет об обеспечении заинтересованности звеньев организации через эффективное распределение ресурсов).
Все перечисленные общие функции управления присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней. Надо отметить, что в данном случае при построении типового дерева целей не использовался пространственный признак их декомпозиции. Его использование предполагает дальнейшее формирование оргструктуры по дивизиональному типу.
Структуризация социальной цели может рассматриваться двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации? С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такой вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация, какие условия она стремится для этого создать? Очевидно, эффективность управления персоналом зависит от того, в какой степени указанные группы целей будут совпадать.
Итак, с точки зрения работника, его потребности могут быть выражены через функции труда, которые он (т.е. труд) выполняет по отношению к человеку как участнику конкретного трудового процесса. Эту систему целей структурно можно представить следующим образом (рис. 3.5).
С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать целевые задачи и условия для их решения, показанные на рис. 3.6.
При внимательном рассмотрении обеих ветвей блока социальных целей (персонала и администрации) можно заметить, что целевые задачи непротиворечивы. Это, в свою очередь, создает объективную основу эффективных взаимоотношений данных субъектов для достижения общих целей. Ихотя в качестве главной цели
Общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
§ способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.д.);
§ мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.д.);
§ свойства(личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
При определении круга задач по управлению персоналом условно выделяются так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся все перечисленные ниже.
Этапы процесса управления персоналом
Наименование этапа | Основные задачи этапа |
Определение потребности в персонале | Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале |
Обеспечение потребности в персонале | Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка |
Управление мотивацией труда и поведения персонала | Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени |
Обеспечение процесса управления персоналом | Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики |
Использование персонала | Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в процессе трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала |
Развитие персонала | Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения |
К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными.
К такого рода задачам относятся:
-охрана труда и техника безопасности;
-расчет и выплата заработной платы;
-оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общий мировой процесс.
2. Организационная структура системы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения – носители функций управления персоналом – могут рассматриваться как служба управления персоналом.
Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации.
Вариант 1: кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию (приложение 5 рис. 5.1).
Вариант 2: служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации(приложение 5 рис. 5.2).
Вариант 3: кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству (приложение 5 рис. 5.3).
Вариант 4: служба управления персоналом организационно включена в руководство организацией (приложение 5 рис. 5.4).
В последние годы в практике западных фирм выделяется функциональная сфера управления, получившая название «Контроллинг». Данная сфера управления концентрирует в себе органы, выполняющие функцию координации развития организации, а также общие функции управления. На некоторых фирмах кадровая служба попадает в сферу деятельности «Контроллинга» (приложение 6).
ВОПРОСЫ.
1.Методы управления персоналом.
2. Методы управления персоналом классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления.
3. Совокупность целей организации.
4.Качественные характеристики персонала.
5.Организационная структура системы управления персоналом.