Школа человеческих отношений
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1930-н/в) Школа опиралась на результаты Хотторнских экспериментов (1924 г.), которые проводил профессор Элтон Мэйо. При исследовании взаимосвязи между условиями труда рабочих и его результатами, в состав менеджмента было введено понятие неформальная группа. В центре внимания исследователей находились неформальные отношения в группе, лидеры и нормы поведения в группе. Было выявлено, что установление справедливых норм выработки играет важную роль в поведении рабочих, что на рост производительности труда влияют не только материальные, но и психологические факторы. Авторы этой школы Мери Фоллет и Элтон Мейо первые обратили внимание на то, что далеко не всегда высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Производительность труда зависит также от внимания и заботы руководителя о своих подчиненных. Большое влияние на индивидуума оказывает группа (коллектив, команда), в которой он работает.
Основное содержание доктрины человеческих отношений можно выразить следующими тезисами:
– Человек – социальное животное;
– Жёсткая иерархия, подчинённость, формализация организационных процессов несовместимы с его природой;
– Производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям. Поэтому важнейшая обязанность менеджера состоит в формировании сплочённого коллектива, создании в нём благоприятного микроклимата, заботе о подчинённых, помощи им в повседневных делах, в том числе и личного характера.
В то же время школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, который представлялся относительно безликой массой, а этого в условиях дальнейшего усложнения и индивидуализации производственной деятельности было явно мало. Поэтому со второй половины 30-х гг. в дополнение к ней начали формироваться поведенческие концепции Д. Мак-Грегора, А Маслоу и других исследователей, ставящие во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, постановку их на службу интересов организации. Идеи этой школы были развиты учеными научного направления «поведенческие науки» (К.Арджирис). По мнению ученых этого направления, эффективность труда работника в значительной степени зависит от знания руководителем потребностей подчиненного. Для данной школы характерна идея участия рабочих в управлении.