Программа медико-психологической реабилитации больных инфарктом миокарда
Программа медико-психологической реабилитации больных ИМ включает: информационный блок, целенаправленную психологическую коррекцию, способы повышения внутренних резервов. Программа медико-психологической реабилитации больных ИМ состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.
Подготовительный этап включает проведение общеклинических, лабораторных, функциональных исследований, целенаправленные опрос и осмотр, клиническую беседу, клиническое наблюдение, психологическую диагностику, создание мотивации к медико-психологической реабилитации и выбор направления, методов, техники и формы психологической коррекции. На подготовительном этапе уточняется клинический диагноз, анамнез заболевания, особенности его течения, осложнения, переносимость назначенных препаратов.
Клиническая беседа, клиническое наблюдение и психологическая диагностика выявляют индивидуально-психологические особенности, эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный компоненты отношения к болезни. Для повышения эффективности проводимой терапии больной, перенесший ИМ, должен дисциплинированно выполнять врачебные назначения.
Нужна мотивация на длительное, планомерное лечение, точное выполнение врачебных назначений и целенаправленную психологическую коррекцию. Создание мотивации возможно демонстрацией работающих групп, показом эффективности программы на клинических примерах. Подготовительный этап должен проводиться с каждым больных ИМ индивидуально.
Основной этап заключается в проведении медико-психологической реабилитации. Основной целью программы медико-психологической реабилитации является улучшение субъективного самочувствия больного и восстановление полноценного социального функционирования. Главной задачей является изменение отношения пациента к болезни и коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Основной этап включает целенаправленную психологическую коррекцию, информационное обеспечение, способы повышения внутренних резервов. Программа психологической реабилитации включает в себя тренинг эмоциональной саморегуляции и патогенетическую коррекцию. Целенаправленная психологическая коррекции личностных реакций на болезнь предупреждают дисстрессы, ведущие к декомпенсации.
Смысл целенаправленной психологической патогенетической коррекции заключается в том, что больной, перенесший ИМ, должен осознать противоречивость своего отношения к болезни, которая образует внутриличностный конфликт. Осознание противоречивости отношения к болезни, своего страха перед заболеванием и его последствиями позволяет конструктивно решить этот конфликт. Такое конструктивное разрешение может быть достигнуто путем формирования нового, адекватного отношения к болезни и путем ясного осознания ее причин и следствий, а также причин возникновения обострений и осложнений. Устранение неадекватного, противоречивого отношения к заболеванию прерывает последующее развитие всех вторичных нарушений. Необходимо перестроить отношение пациента с ИМ к болезни, которая является источником психогенной декомпенсации.
Пациент должен сам проследить звено за звеном и понять историю возникновения и развития своего заболевания, причины появления обострений и осложнений, собственные ошибки, заключающиеся в игнорировании базисной терапии. При совместном с врачом-кардиологом анализе причин и симптоматики ИМ, больной человек ясно осознает причины заболевания, дефекты собственного поведения. Представления пациента о собственном заболевании зависят от внутренней концепции болезни. Недостаток информации или искаженные представления о заболевании приводят к созданию неадекватной внутренней концепции. Наличие достоверной информации помогает переоценить экзистенционально значимую ситуацию заболевания.
Осознание неадекватного отношения к болезни, неадекватного поведения возможно, если пациент пройдет шаг за шагом долгий и трудный путь получения и усвоения необходимой информации по ИМ. Патогенез заболевания, принципы лечения и назначения препаратов, контроля за течением ИМ, причины возможных рецидивов и осложнений не должны быть представлены как конечный результат, который нужно лишь усвоить. Больной человек должен сам понять причины развития ИМ, овладеть методами самоконтроля и базисной терапии.
Ясное понимание причин развития ИМ становится глубоким убеждением пациента и является необходимым условием для демонстрации возможности устранения этих причин. Роль патогенетического анализа болезни становится основной, научно рефлексированной. Единство нового знания с насыщенными эмоциональными переживаниями приводят к необходимой реконструкции отношения к болезни и лечению.
Больные ИМ не используют в полной мере потенциал адекватных адаптивных механизмов. В этой связи их следует обучить способам повышения адаптационных резервов организма. Для этого рекомендуется применять адаптогены, иммуномодуляторы, рефлексотерапию, самомассаж. Аутогенная тренировка помогает улучшить ночной сон. Полезны занятия лечебной физической культурой по специальным методикам. Больной должен быть осведомлен о негативной роли курения. Рекомендуется самомассаж биологически активных точек. Следует освоить технологию закаливания, уметь выполнять упражнения ЛФК. Больной должен знать особенности питания при ишемической болезни сердца. Больной ИМ должен освоить приемы самопомощи при появлении приступа стенокардии. Он должен четко представлять первые признаки стенокардии и иметь разработанный врачом алгоритм необходимых действий.
Информационный блок для больных ИМ включает минимум необходимой больному информации по причинам возникновения заболевания, его патогенезу, причинам появления обострений, принципам лечения, возможных осложнениях и способах их устранений, механизму действия лекарственных препаратов. При создании программы медико-психологической реабилитации больных ИМ рекомендуется следующий вариант: 10 занятий по определенной тематике для предоставления достоверной информации и целенаправленную психологическую коррекцию. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Для обучения лечебной физической культуре к занятию должен привлекаться врач лечебной физической культуры или инструктор. Занятия полезно иллюстрировать плакатами с анатомическим строением сердечнососудистой системы, буклетами по лекарственным препаратам, плакатом с рекомендуемыми биологически-активными точками. Информацию больным лучше давать под запись.