Группа 1. Познание и понимание людьми других.
Идентификация – уподобление себя другому, отождествление с кем-либо.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!». Тем самым, предлагая им включить механизмы идентификации. Индейцы выражают эту же мысль словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».
А. Конан Дойль, словами Ш. Холмса весьма виртуозно описывает рассматриваемый механизм: «Вы знаете мой метод в подобных случаях, Ватсон: я ставлю себя на место действующего лица, и прежде всего уяснив для себя его умственный уровень, пытаюсь вообразить, как бы я сам поступил при аналогичных обстоятельствах». Таким образом, идентификация дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением – эмпатией.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание». При эмпатии ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит избирательный характер, когда отклик возникает на переживания не любого человека, а только очень значимого (родственника, друга). Люди не способные к этому часто оказываются в изоляции. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Благодаря эмпатии, читая книгу, смотря фильм, мы чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные ситуации (плачем, волнуемся, переживаем). Механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами (эмпатия) – не означает полного отождествления себя с этим человеком, мы просто принимаем к сведению особенности его поступков, но поступить можем совсем по-иному. Если мы ставим себя на место другого (идентификация) – мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой.
В исследованиях по проблемам эмпатии выделяются три основных направления: когнитивное, эмоциональное, поведенческое (действенное).
Когнитивное направление. Эмпатия – способ понимания другого человека, направленный на анализ другой личности, как «умственная коммуникация», т.е. чисто интеллектуальный процесс. Эмпатия при таком подходе определяется как осмысление внутренней жизни другого человека, как вид чувственного познания. Мы пытаемся сопереживать партнеру, находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни.
Эмоциональное направление. Эмпатия – эмоциональное состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого человека. Эмпатия в этом случае рассматривается как аффективное явление, суть которого состоит в сочувствии переживаниям человека, в способности приобщиться к его эмоциональной жизни, разделить его эмоциональное состояние.
Большинство психологов не противопоставляют эмпатию как эмоцию интеллектуальному познанию. Эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство.
Действенное направление. Эмпатия характеризуется активным содействием, помощью другой личности или группе (можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно радоваться празднику в семье знакомых, а можно придти и помочь им). Действенную эмпатию считают высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта, в котором в качестве промежуточных звеньев выступает когнитивная и эмоциональная эмпатия.
Анализ исследований позволяет сделать вывод, что рассмотрение эмпатии как процесса производится с учетом преобладания в ней одного из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.
Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений людей, влияниям на нравственное становление личности. Именно потребность в благополучии другого, отраженная в переживаниях, может быть устойчивым мотивом поведения субъекта. Многократно повторяющиеся эмпатийные состояния сочувствия и сопереживания становятся свойством личности.
Аттракция (дословно – привлекать, притягивать) – форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств.
Аттракция– процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция – это, прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека.
Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить следующим образом (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003) (табл. 6).
Таблица 6
Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции
Уровень аттракции | Эмоциональная оценка | Действие |
Люблю | Другой человек значит для вас все | Вы хотите постоянно быть вместе с ним |
Очень нравится | Вы считаете этого человека своим другом | Вам нравится быть вместе, строить совместные планы |
Нравится | Этот человек вызывает у вас положительные эмоции | Вам приятно поговорить с этим человеком |
Нейтральный | Этот человек не вызывает у вас ни положительные, ни отрицательные эмоций | Вы не ищите с ним встреч, но и не избегаете его |
Не нравится | Этот человек в общем вызывает у вас отрицательные эмоции | Вы предпочитаете не разговаривать с ним |
Очень не нравится | Он входит в список нежелательных лиц | Вы активно избегаете любых контактов с ним |
Ненавижу | Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя | По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред. |
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренние, что возникают в процессе взаимодействия (детерминанты аттракции).
Внешние факторы аттракции:
1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе;
2) эмоциональное состояние партнеров по общению. Хорошее настроение человека распространяется на все вокруг. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо не существуют, либо на них переносится его плохое настроение;
3) пространственная близость – при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди, тем вероятнее их взаимная привлекательность. В детские годы круг друзей формируется из сверстников, живущих в одном доме или одноклассников. Пространственная близость влияет и на продолжительность отношений: большое количество дружеских отношений, влюбленностей прекращается под воздействием пространственной разделенности («С глаз долой, из сердца – вон»).
Внутренние факторы аттракции:
1) физическая привлекательность партнера по общению. Существует ряд гипотез:
– нам приятно видеть красивое;
– красивые люди более коммуникабельны, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей;
– красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности своего партнера;
– действие эффекта ореола – «красивый – значит хороший». Люди склонны приписывать красивым людям более положительные качества.
2) демонстрируемый стиль общения. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, нравятся больше.
3) фактор сходства между партнерами по общению. Нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся, и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. «Приятный человек – это человек согласный со мной» – говорил премьер министр Великобритании конца 19 века Дизраэли. Однако американский психолог Р. Винч выдвинул противоположную теорию (дополнительности): при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение потребностей имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.
4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. «Люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них» (Аристотель). Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.