Этический кодекс психолога-консультанта
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту "психолог-консультант") призван:
- ОГРАДИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕСКОНТРОЛЬНОГО И НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;
- ЗАЩИТИТЬ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ И ПСИХОЛОГИЮ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ И МАНИПУЛЯЦИЙ.
Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому консультированию.
При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы по-ведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодатель-ства, психологи-консультанты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.
За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата СПбПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов СПбПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса СПбПО может ходатайствовать о привлечении психолога-консультанта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними СПбПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Общие нормы
1. Границы компетентности
- Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
- Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
- В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.
- Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
- Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, суперви-зируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы
- В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.
- Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.
3. Уважение права других оставаться другими в своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
4. Недискриминация в своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
5. Посягательства на честь и достоинство клиентов психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
6. Отношение к личным проблемам
- Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.
- Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распо-знавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осу-ществлении их профессиональной деятельности.
- Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.
7. Ненанесение вреда психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
8. Неправильное использование психологических знаний признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.
9. Неправильное использование психологов-консультантов o результатов их работы
- Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.
- Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.
10. Бартер с клиентами психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и ус-луг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
11. Денежное вознаграждение вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологиче-ского взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психоло-гического вмешательства (интервенции).
12. Ведение профессиональном и научной документации психологи-консультанты должным образом документируют свою про-фессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опы та, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.