Первый этап. Занятия №1 — №10
Важно, не откуда ты идешь, а куда.
Альфред Адлер
Коммуникация — это скорее оркестр, в
котором каждый человек «играет всем
своим телом», нежели телеграф,
служащий для простой передачи
вербального сообщения одним
человеком другому.
Л. Бейтсон
Задача первого этапа: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей.
Первый этап (от 1 до 10 дней).На этом этапе ведущим направлением является совершенствование невербальных способов общения. Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.
Значимая проблема для заикающихся — нарушение форм коммуникации. Актуальной становится разработка адекватных методов терапии и коррекции: повышение эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при заикании. На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется;
• в улучшении голосовых модуляций;
• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;
• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
• в активизации общения внутри группы и установлении между пациентами эмоционально насыщенных связей;
• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;
• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.
Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Одним из эффективных подходов в данном случае является гештальттерапия.
Основной акцент делается на восстановление ориентации в своем теле и окружающем пространстве с целью нахождения в дальнейшем контактов и способов разрешения конфликтов.
Роль логопеда заключается в постоянной речевой поддержке и включает: дыхательную гимнастику; выражение мыслей и чувств на языке двигательной экспрессии; актуализацию навыка мягкой голосоподачи, развитие голоса, коррекцию интонационно-мелодической выразительности речи.
На первом этапеработы происходит:
Осознание того, что речевое общение как часть процесса общения способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи.
В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.
Параллельно воспитывается умение слушать партнера и быть внимательным к нему.
Основная установка этапа — получение удовольствия от выполненного задания. Это создает положительную мотивацию к взаимодействию в группе.
Основная задача — учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы. У участников меняется представление о себе, они внутренне «выпрямляются», становятся способными перейти от монолога к взаимодействию с партнером, а соответственно, происходит и переход от типичного для заикающегося монологического общения к реальному диалогу.
Занятие №1
1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.
Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Работа над голосом.
5) Невербальный тренинг. Психогимнастика.
• Развитие пространственного праксиса, координации движений (тренирует скорость переключения и пластические качества).
а) Упражнение «Движение по залу».
Участники группы в течение 3-5 секунд равномерно распределяются по аудитории.
Задание: двигаться в любых направлениях и с любой скоростью, не сталкиваясь друг с другом.
Первая скорость — 2 шага за 5 секунд.
Вторая скорость — 4 шага за 5 секунд.
Третья скорость — 7 шагов за 5 секунд.
Четвертая скорость — 10-11 шагов за 5 секунд.
Пятая скорость — 15-16 шагов за 5 секунд.
Шестая скорость — 19-20 шагов за 5 секунд.
б) Упражнение «Встать — сесть».
Участники группы сидят на своих местах (лучше на стульях). Задание:
- логопед предлагает встать за 10 секунд, затем — сесть;
- логопед предлагает встать мгновенно, затем — сесть.
Варианты:
встать мгновенно, сесть за 10 секунд;
встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд;
встать за 10 секунд, сесть мгновенно;
встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно.
Выполнение упражнения требует решения трех задач:
• восприятия задания;
• пристройки (подготовки);
• выполнения задания.
6) Логоритмика — каждому слогу соответствует свое движение.
Занятие №2
1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.
Упражнение «Броуновское движение»: члены группы — атомы, которые произвольно перемещаются по аудитории. При столкновении необходимо жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отношение, то есть «приласкать».
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Невербальный тренинг. Психогимнастика (продолжение).
• «Движение по залу».
• «Лечь — встать».
Задание:
- лечь мгновенно — пауза — встать медленно;
- лечь медленно — пауза — встать мгновенно;
- лечь быстро — пауза — встать медленно или с
умеренной скоростью.
• Упражнения на смену темпоритма движения:
1. «В музее»: человек пришел в музей, осматривает экспонаты, записывает названия картин, уходит.
2. «В лесу»: человек собирает ягоды, грибы или цветы (разработать точный рисунок движения).
3. «Художник» (разработать точный рисунок движения).
4. «Фотограф» (разработать точный рисунок движения).
5. «После работы»: человек пришел домой → положил портфель на стол → снял пиджак, повесил на спинку стула → сел за стол → открыл портфель → достал книгу → начал читать → достал тетрадь, начал делать записи (медленно → умеренно → быстро).
Данные упражнения-этюды могут выполняться сольно, в паре, группой; скорость (темп) исполнения может быть различной.
5) Логоритмика.
Занятие №3
1) Приветствие: «Броуновское движение».
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Работа над голосом.
5) Невербальный тренинг.
1. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие наблюдательности и памяти:
а) подростки двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
2. Развитие координации движений.
Установка: координация — пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.
Упражнения:
а) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, восхищаться, смеяться;
б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию;
в) за окном шум — поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться;
г) быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.
Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).
3. Встречное движение.
Логопед идет навстречу группе, группа сопряженно движется навстречу, повторяя его движения. Логопед меняет темп (быстро, очень быстро, медленно, очень медленно). На расстоянии 1,5-2 метра замирает, поднимает руки.
Аналогично выполняется упражнение на попятное движение.
Занятие №4
1) Приветствие (сделать визитку, указать имя — реальное или вымышленное).
2) Логопедическая (речевая) разминка с элементами логоритмики.
3) Упражнения, направленные на развитие мимики (артикуляционно-мимическая гимнастика), пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.
• «Передать по кругу»:
- стакан с горячим чаем;
- тарелку с супом;
- таз с мокрым бельем;
- пушинку.
• Изобразить:
- движение в невесомости (прямое и попятное);
- съемку в невесомости;
- движение по песку при палящем солнце в пустыне
(прямое и попятное);
- перетягивание каната;
- стирку
и т.д.
4) Упражнение «Снимаем немое кино».
5) Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).
Занятие №5
1) Приветствие: встать в круг, положить руки друг другу на плечи, приветливо посмотреть друг на друга.
2) Логопедическая разминка.
• дыхательная гимнастика;
• работа над голосом;
• логоритмические упражнения;
• коррекция просодики;
• артикуляционно-мимическая гимнастика:
а) изобразить:
- грозного владыку,
- кокетливую барышню,
- деревенского дурачка,
- лазутчика;
б) изобразить на лице следующие состояния (перед зеркалом):
- нейтральное,
- враждебное,
- саркастическое,
- радостное,
- злое,
- грустное,
- недовольное,
- скорбное,
- возмущенное,
- хмурое,
- простодушное,
- усталое,
- немного сердитое,
- удивленное,
- притворно радостное,
- расстроенное,
- сомневающееся,
- скептическое.
3) «Язык тела».
а) Упражнение «Выйти и войти другим человеком»:
- как неопытный учитель,
- как старенький профессор,
- как учитель-мастер,
- как артист балета,
- как Гамлет,
-- как солдат,
- как кокетливая барышня,
- как инопланетянин.
б) Упражнение «Анабиоз» — реанимировать замороженного, не прикасаясь к нему.
в) Упражнение «Зеркало» — изобразить зеркальное отражение в динамике.
г) Упражнение «Прощание на вокзале» — жестовый диалог через стекло.
4) «Балет».
Изобразить балет на сюжет сказки, пародию на классический балет.
Занятие №6
1) Приветствие.
Участники группы должны поприветствовать друг друга. Предварительно следует поделить группу на пары.
2) Логопедическая разминка.
3) Мимическая гимнастика:
- пугать друга, корчить рожи;
- изобразить встречу глухого и слепого.
4) Пародия: «Немое кино — ужастик».
5) Письменное задание:
1. Предлагается список предложений для завершения (анализ эмоций):
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:
- хорошо,
- глупо,
- грустно,
- сердито,
- неуверенно,
- испуганно,
- смело,
- гордо.
6) Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).
Занятие №7
1) Приветствие: игра «Встаньте в круг» (развитие координации).
Задание: встать кучкой, с закрытыми глазами двигаться по кругу, жужжать, как пчелы. По хлопку остановиться, замереть, а потом попытаться выстроиться в круг.
2) Логопедическая разминка.
3) Мимика, пантомимика.
Пациенты встают в круг, достаточно свободно.
Инструкция:
- Медленно перемещаться к центру круга, представляя себе, что вы на пляже, под ногами теплый песок или галька, вы никуда не спешите, испытываете чувство душевного комфорта.
Аналогично:
- двигаться по каменистой тропинке;
- перепрыгнуть широкий горный ручей с холодной водой;
- двигаться по топкому болоту;
- двигаться по мху;
- пробираться к выходу сквозь толпу в переполненном автобусе;
- пересекать пустыню при сильных порывах ветра;
- пробираться по сугробам;
- пробираться сквозь метель;
- наслаждаться весенним легким ветерком.
4) Эталоны («АОУИ»)
Интонационно выразить:
- радость,
- грусть,
- злость,
- печаль,
- скорбь,
- недовольство,
- объясниться в любви,
- сказать комплимент,
- рассердиться,
- объяснять бестолковому,
- передать сплетню,
- поздравить с праздником,
- произнести лозунг.
5) Сценки с использованием эталонов:
- учитель — ученик,
- врач — пациент,
- милиционер — правонарушитель,
- знакомство юноши с девушкой.
6) Ритуал прощания: выразить благодарность без слов (жестом, взглядом, рукопожатием).
Занятие №8
1)Приветствие.
2) Логопедическая разминка.
3) Мимика, пантомимика.
а) Упражнение «Изображение движений животных».
Инструкция:
- Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Выберите образ, близкий вам, затем образ животного, противоположного вам. Найдите сильные и слабые стороны в этих образах, запомните их.
б) Упражнение «Рассматривание воображаемых фотографий» (выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение при рассматривании трех чистых листов бумаги).
4) Передача воображаемых:
а) эмоций по кругу: радость, удивление, гнев и т.д.
б) объектов: ежик, гиря, котенок и т.д.
Инструкция:
- Представьте, что вы держите в руках колючего ежа. Изобразите, как это может выглядеть. Обращайтесь с ним так, как это может быть в реальности. Поиграйте с ним, передайте следующему партнеру.
5) Инсценировка сказки на эталонах («АОУИ»):
(«Спокойной ночи, малыши!» — пародия с участием Хрюши и Степаши).
Инструкция:
- Мимика, жест, движения, интонация — утрированно-выразительные; все слова в предложениях подменяются сочетанием гласных «АОУИ».
Занятие №9
1) Приветствие.
2) Логоритмика. Логопедическая разминка.
3) Упражнение «Изображение эмоций»:
а) Выражение эмоционального отношения по кругу. Инструкция:
- Изобразить эмоции и состояния; озвучить эталонами («АОУИ»):
- гнев, - любовь,
- радость, - забота,
- раздражение, - смятение чувств,
- презрение, - подавленность,
- недоумение, - отверженность,
- восторг, - отчужденность,
- огорчение, - стыд,
- удовольствие, - агрессия,
- грусть, - апатия,
- растерянность, - смущение,
- отчаяние, - скромность,
- нежность, - кокетство,
- высокомерие, - гордость,
- восхищение, - азарт,
- патриотизм, - трепет,
- зависть, - мстительность,
- трусость, - малодушие,
- твердость и т.д.
4) Упражнение «Пение диалогов».
5) Упражнение «Постановка оперы» (сюжеты сказок, пародии на классические оперы).
Занятие №10
1) Приветствие: «Передать эмоциональное ощущение по кругу».
Все выстраиваются в круг в затылок друг другу. Через поглаживание спины впереди стоящего — передать эмоцию.
2) Логопедическая разминка.
3) Упражнение «Выйти и войти, изображая животное». ^
Каждый персонаж может быть озвучен (птичка, рыбка, бабочка, зайчик, белка, медведь, лиса и т.д.).
4) Упражнение «Изображение эмоций»:
а) Изображение своего отношения к каждому участнику группы, озвученное эталонами.
Члены группы должны определить, какую эмоцию выражает партнер,
б) Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):
- Сплетня;
- Скандал;
- Спор;
- Радостная новость;
- Поздравление;
- Скорбная весть;
- Ленивый, вялый диалог;
- «Светский щебет»;
- Агрессия;
- Угроза.
5) Инсценировка сказок на эталонах («АОУИ»):
• «Три медведя» — в жанре мелодрамы;
• «Колобок» — в жанре боевика или детектива;
• «Теремок» — в жанре фильма ужасов.