Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом
Основная литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998.
5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.
6. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
8. Морено Я.Л. Социометрия. М: Академический проект, 2001.
9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001.
10. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс», 2000.
11. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
Дополнительная литература:
1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Академический проект, 2002.
3. Марино Р.Ф. История Доктора: Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998.
5. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990.
6. Шутценбергер А. «Синдром предков», Изд-во Института психотерапии, 2001г.
7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.
8. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003.
9. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003.
10. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003.
11. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999.
Электронные учебники:
Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Учебное пособие. М., 2007 г.
Периодическая литература и Интернет-ресурсы:
1. П. Горностай. Психодраматическая работа с семейной историей http://www.psihodrama.ru/reading
2. Ж. Лурье, П. Корниенко. Что такое психодрама? http://www.psihodrama.ru/reading
3. И. Чиркова. Психодрама и арттерапия в работе психолога http://www.psihodrama.ru/reading
ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.
Цель лекции:
- ознакомить с понятием психодрама.
Задачи лекции:
- раскрыть историю возникновения метода психодрама;
- объяснить общие характеристики метода психодрама.
План:
1. Биография Я. Морено.
2. Развитие идей Морено и возникновение психодрамы.
3. Общие принципы психотерапии.
Выводы:
1. Психодрама является современным методом психотерапии, основанная Я. Морено.
2. Психодрама как метод психотерапии имеет свои базовые понятия, принципы работы.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
Тема 2. Работа в группе.
Цель лекции:
- ознакомить с особенностями групповой работы.
Задачи лекции:
- показать специфику работы с группой;
- раскрыть суть различных стадий групповой работы.
План:
1. Групповые правила и нормы.
2. Стадии групповой работы.
3. Сопротивление в группе, функции и методы преодоления.
Выводы:
1. В группе существуют правила: добровольность, активность, безоценочность, принцип «здесь и сейчас», конфиденциальность, форма обращения.
2. Выделяется три стадии работы в группе: разминка, основная и заключительная стадии.
3. Сопротивление определяется как защитная тактика протагониста, направленная против вовлечения, разогрева и спонтанности. Другими словами, это сила, которая сдерживает или подавляет спонтанные действия, преграда спонтанности, действующая против терапевтического процесса.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задание 1. Основные психодраматические техники.
Дайте характеристику основным техникам работы методом психодрама:
- применение диагностических техник, упражнений в психодраме.
- групповые упражнения;
- ролевая игра;
- монодрама;
- телесные и медитативные упражнения как вспомогательные техники работы.
Задание 2. Личность руководителя в психодраме.
1. Определите перечень качеств/характеристик, которыми должен обладать идеальный, на Ваш взгляд, ведущий психодрамы.
2. Проранжируйте выработанный перечень качеств в соответствии с их значимостью для терапевта.
3. Оцените наличие данных качеств/характеристик у Вас.
4. Сделайте выводы, сформулировав цели вашего дальнейшего профессионального развития.
Задание 3. Работа в группе.
1. Определите упражнение, которое считаете наиболее подходящим для фазы разогрева и проведите в группе.
2. Охарактеризуйте роль протогониста в группе.
3. Опишите особенности проведения ролевой игры.
Задание 4. Работа с группой на разных стадиях.
1. Опишите технику зеркало.
2. Дайте характеристику технике работы с будущим.
3. Опишите специфику работы с группой подростков.
Задание 5. Применение психодрамы в работе с различными проблемами.
1. Используя основные принципы и методы работы в психодраме, выделите приемы, обладающие преимуществом в работе с детьми.
2. Опишите принципы работы с семьей.
3. Выделите типы трудных клиентов, определите функции их в группе.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора психотерапии, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях и самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины. Это достигается за счет выполнения студентами контрольной работы и подготовки к аттестационному мероприятию (зачету). Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 5 разделе, материалов для подготовки – 1 и 2 разделе.
Табл. 4.1 – План самостоятельной работы
Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы |
1-4 | Выполнение теста 1 на самопроверку знаний |
4-7 | Выполнение теста 2 на самопроверку знаний |
1-7 | Выполнение контрольной работы, подготовка к ее защите и к экзамену |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ