Схема волевых свойств личности
1. 2. 3.
Ответы:
1- Доброжелаельность
2- Испуг
3- Удивление
Волевая сфера личности
Воля___________________________
Основные функции воли
________________________________________
В отечественной психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями. Согласно другой концепции, поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделен способностью к сознательному выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями И.А. Бернштейна, П.К. Анохина.
Историческая справка Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, вице-президент Общества психологов РАН. Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета и аспирантуру при МГУ. Ученик А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Фейгенберга. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический механизм волевой регуляции» |
Этапы волевого действия
Подготовительный этап
____________________________________________
Исполнительный этап
________________________________________________
Схема волевого действия:
- Цель и стремление достичь ее
- Осознание ряда возможностей достичь цели
- Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности
- Борьба мотивов и выбор
- Принятие одной из возможностей в качестве версии
- Осуществление принятого решения
Волевые качества личности:
Е.П. Ильин выделил два класса волевых качеств: собственно волевые («простые») и морально-волевые («сложные»). В свою очередь, собственно волевые разделил на две группы. Первая характеризует целеустремленность, длительность удержания побуждения, волевого усилия (терпеливость, упорство, настойчивость), вторая – самообладание (смелость, выдержку, решительность).
Волевые качества, связанные с целеустремленностью
_______________________________________________________________________________________
Волевые качества, характеризующие самообладание
______________________________________
Сложные морально-волевые качества
________________________________________________
_________________________________________________________
Схема волевых свойств личности
Эгапы волевых действий Волевые качества | Цель и стремление к ее достижению | Возможности и мотивы | Борьба мотивов и выбор | Решение | Осуществление решения |
Сильная воля | Четкое осознание цели. Интенсивное стремление | Достаточно | Обоснованный и быстро | Обоснованное интенсивным решением | Стойкое |
Настойчивость | Отдаленная цель. Интенсивное стремление | Нормальные | Очень стойкое | ||
Упрямство | Объективно не оправданные | Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением | Необоснованное с интенсивным стремлением | Стойкое | |
Податливость | Легко меняющиеся | Определяется мнением других лиц | Легко меняющиеся | Различное | |
Внушаемость | Отсутствуют | Дается извне | Различное | ||
Решительность | Четкое осознание цели. Интенсивное стремление | Достаточно иногда чрезмерно | Быстрый, но не всегда всесторонний | Четкое и устойчивое | Стойкое |
Нерешительность | Тоже | Тоже | Длительный и незавершенный | Отсутствует или часто меняется | Отсутствует |
Слабоволие | Слабое стремление | Достаточно или мало | Незавершенный | Без стремления к выполнению | Нестойкое |
Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.
1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.
2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.
3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.
4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.
5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.
6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.
7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за-
нятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли.
8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.
Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.
Контрольные вопросы:
1. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.
2. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.
3. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание?
4. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?
5. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.
6. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят мертвым.
Какая функция воли проявляется в данном случае?
7. Почему оценка знаний должна быть объективной? В каких случаях оценка стимулирует развитие волевых качеств личности?
8. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?
9. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность ?
Ученые, с именами которых связано изучение волевой сферы личности ________________________________________
Что я прочитал(а) по данной теме:
____________
____
_________________________________________________________________
Оцените особенности вашей волевой сферы _____________________________ |
Личность и деятельность
Деятельность –это ____________________________________________
________________________________________________________
Эффективность деятельности зависит от
________________________________________________
Рис. Факторы эффективности деятельности
Структуру деятельности составляют:
цель________________________________________________________________мотивы______________________________________________________________действия_____________________________________________________________операции____________________________________________________________психофизиологические функции________________________________________
Действия ____________________________________________________________
Характеризуются особенностями:
во-первых,___________________________________________________________
во-вторых,___________________________________________________________
в-третьих,____________________________________________________________
в-четвертых,_________________________________________________________
в-пятых,____________________________________________________________
Рис. Структура деятельности
Предметные действия_________________________________________________
Рис. Структура предметного действия
Умственные действия__________________________________________________
____
Интериоризация______________________________________________________
Умения_____________________________________________________________Навык ______________________________________________________________
Рис. Причины, влияющие на формирование навыка
Рис. Этапы формирования навыка
Выделяют основные виды деятельности :
________________
Рис. Основные виды человеческой деятельности
Контрольные вопросы:
1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения (иногда называемого деятельностью) животных?
2. Как соотносятся сознание и деятельность?
3. Как соотносится внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем вы усматриваете главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры.
4. Раскройте сущность и роль всех основных структурных элементов деятельности. Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?
5. Что такое умение и навык? Как в общих чертах протекает процесс формирования навыков и от каких прежде всего условий зависит успешность их формирования и сохранения? Дайте характеристику функциональных компонентов навыка.
6. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?
7. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?
8.Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?
9. Почему общение называют специфическим видом деятельности?
10. Одной из задач обучения является формирование умений и навыков, без которых невозможно мастерство, творческое выполнение любой деятельности. Продумайте:
какие навыки вы считаете необходимым сформировать в процессе обучения?
Почему важнейшими условиями выработки навыков является наличие глубоких знаний по предмету? Как следует организовать упражнения по выработке навыков?
Как влияют на выработку новых навыков ранее сформированные?
Какое значение для успешного овладения навыками имеет систематическая подготовка ?