Краткие методические рекомендации
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Компетентность в области экспериментальных исследований в психологии необходима студенту, получающему подготовку по направлению подготовки 030300.62 «Психология» как база для освоения других дисциплин профессионального цикла, в числе которых «Практикум по методам исследования познавательных процессов», «Практикум по психометрическим основам психологического исследования», «История психологии», «Психология личности», «Психодиагностика», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология труда», «Специальная психология» и др.
Освоение дисциплины «Экспериментальная психология» обеспечивает подготовку студентов к таким видам будущей профессиональной деятельности, как:
– научно-исследовательская деятельность (определение методологической основы научного психологического исследования; разработка концептуальных моделей исследования различных аспектов личности; операционализация изучаемых переменных в исследовании личности; подбор методов и методик, планирование и организация проведения конкретных эмпирических исследований в области психологии, анализ и интерпретация полученных результатов);
– практическая деятельность (подбор и разработка методов сбора первичных данных; составление психологических и психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в практической деятельности);
– проектно-инновационная деятельность (научное и методическое обоснование проектов инноваций с позиций учета особенностей различных аспектов личности; подбор современных стандартизированных методов исследования);
– педагогическая деятельность (определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего образования на основе знаний о субъектах образовательного процесса, полученных с помощью различных методов исследования; применение современных методов для всестороннего анализа оценки и контроля эффективности обучения).
Сказанное обусловливает значимость данной дисциплины в профессиональной подготовке бакалавра. Необходимо также показать студентам значимость освоения данной дисциплины для формирования профессиональных навыков и умений в области практической, консультационной, психокоррекционной деятельности.
Приоритетными видами занятий в преподавании дисциплины «Экспериментальная психология» являются проблемные лекции, семинары-дискуссии и практические занятия, а также творческая самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов. Предусматривается возможность проведения встреч с психологами-практиками, а также участие студентов в научно-практических конференциях и научных семинарах.
Основу теоретической подготовки обучающихся составляют лекции. Лекционная работа ориентирована на систематизированное изложение в диалоговом режиме современных данных о методологии научного исследования в области психологии и о методах эмпирического и экспериментального исследования. Особое внимание на лекциях следует уделить раскрытию наиболее сложных и важных вопросов, особенно о требованиях и содержании методологической основы научного исследования, о видах, схемах и планах экспериментальных исследований, об особенностях обработки и интерпретации данных исследований, полученных с помощью различных методов исследования. Также важно стимулировать активную познавательную деятельность студентов, их работу по изучению диагностических возможностей современных методов исследования.
По каждой теме дисциплины проводятся семинарские и практические занятия. Задачей семинаров и практических занятий является получение, закрепление и углубление теоретических знаний, формирование компетенций в сфере практической деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, развитие потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании в области практического применения методов экспериментального исследования. Значительная часть занятий проводится в интерактивной форме (не менее 50% учебного времени) с использованием таких обучающих технологий, как дискуссия, круглый стол, мини-конференция. Интерактивные формы проведения занятий ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности студентов в процессе обучения. В этом случае роль преподавателя сводится к обеспечению условий и направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, обучающиеся не только закрепляют уже изученное, но также осваивают новый материал.
Проведение встреч с психологами-практиками, учеными-практиками, организация мастер-классов специалистов в области психологии необходимы для формирования представлений о возможных моделях поведения в будущей профессиональной деятельности, налаживания профессиональных контактов.
Результатом аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов должно стать формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций.
Сведения о рекомендуемых к использованию образовательных технологий и их материально-техническом обеспечении в рамках учебной дисциплины «Экспериментальная психология»
№ п/п | Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины | Рекомендуемые средства обучения |
1. | Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Формы учебных занятий:информационная лекция; обсуждение заранее подготовленных сообщений по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы | Схемы, таблицы, структурные конспекты |
2. | Технологии проблемного обучения Формы учебных занятий: проблемная лекция; практическое занятие в форме взаимообучения | Фрагменты научных текстов; учебные фильмы |
3. | Технологии проектного обучения Основные типы проектов: семинары практические занятия по концептуальному проектированию понятий психологии | Фрагменты научных текстов |
4. | Интерактивные технологии Формы учебных занятий:лекция-модерация, лекция в диалоговом режиме; семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, выявление мнений в группе, деловая игра | Мультимедийные средства, схемы, интернет-ресурсы |
5. | Информационно-коммуникационные образовательные технологии Формы учебных занятий семинар и практические занятия сопровождается презентацией | Мультимедийные средства |
Сведения о занятиях, проводимых в интерактивных формах в рамках учебной дисциплины «Экспериментальная психология»
№ п/п | Показатель | Общий объем (по РУП) в часах/ в процентах | |
очная | заочная | ||
Занятия, проводимые в интерактивных формах | 44час./49% | 12 час/ 49% |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»