Психотехнические упражнения
20. Упражнение «ПАРНОЕ РИСОВАНИЕ»
Для чего и когда применять это упражнение:Для развития саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Процедура: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
Время проведения: 10-15 мин.
Вопросы для обсуждения:После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
21. Упражнение «КАК НАУЧИТЬСЯ ОКАЗЫВАТЬ И ПРИНИМАТЬ ЗНАКИ ВНИМАНИЯ»
Для чего и когда применять это упражнение:Это упражнение позволяет отработать навык делать и принимать комплименты.
Процедура:Участники образуют два круга (внешний и внутренний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару, первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, второй отвечает: «Да, конечно, а я еще и ...» Далее партнеры меняются ролями, после чего образуют новые пары, делая шаг влево\вправо.
Время:В зависимости от размера группы.
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?
Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?
Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?
22. Игра «Я ПАДАЮ!»
Для чего и когда применять это упражнение:В этой игре каждый может проверить готовность других членов группы прийти на помощь.
Процедура:Участники прогуливаются по комнате. Неожиданно какой-либо игрок, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол, либо падать вперед. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только падающий «спасен», все участники игры расходятся по комнате, действие повторяется снова.
Время:В зависимости от размера группы.
Вопросы для обсуждения:
Кто первым захотел «упасть»?
Кто не «падал»?
Кто и как оказывал поддержку?
23. Игра «СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ»
Для чего и когда применять это упражнение:Это упражнение используется для разогрева группы.
Процедура:Игроки стоят в круге. Один из игроков «кидает» какое-то слово любому другому участнику круга, а тот в свою очередь по свободной ассоциации «кидает» новое слово еще какому-то человеку в круге. Эту разминку нужно разыгрывать в быстром темпе, и игроки должны не думать заранее, а просто свободно ассоциировать что-то с принятым словом.
Время:5-10 минут.
24. Упражнение «ВЫСТАВКА»
Для чего и когда применять это упражнение:
Процедура:Ведущий. В наш город приехал человек, который разыскивает таланты. Все жители города решили продемонстрировать ему свои способности. Но этот человек, поскольку желающих слишком много, решил устроить выставку, на которой будут представлены необычные картины. Сейчас вы будете рисовать картины для этой выставки: вам необходимо вспомнить один свой талант и нарисовать его. У вас есть 10 минут.
Время:10 минут.
25. «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ГРУППЫ»
Для чего и когда применять это упражнение:Время от времени Вам стоит выяснять вместе с участниками группы, в какой мере каждый из них удовлетворен групповой работой — как ее содержанием, так и общей атмосферой занятий. Вы получите обратную связь о себе как о руководителе группы и обратите внимание участников на важность сложившейся в группе атмосферы. Разумеется, важно, чтобы Вы всерьез отнеслись к полученным данным. Если выявится серьезная неудовлетворенность групповой работой, то имеет смысл обсудить эту проблему с группой более обстоятельно. Если же Вы отнесетесь к этим данным лишь как к информации для себя и совместно с участниками не сделаете из этого никаких выводов, то тем самым Вы только усилите неудовлетворенность и сопротивление групповой работе. Первый вариант упражнения дает членам группы возможность выразить оттенки своего отношения. Если же Вы хотите выяснить степень удовлетворения участников лишь приблизительно, можно выбрать второй вариант упражнения, дающий грубую, но ясную картину групповой ситуации.
Процедура:
Вариант 1
Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.
Позаботьтесь о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других.
Вариант 2
Инструкция: Я хочу, чтобы мы с вами выяснили, кто в данный момент не удовлетворен работой группы. Для этого те, кто в основном удовлетворен, должны встать около двери, а те, кто не удовлетворен, — у противоположной стены комнаты. Сделайте это, не разговаривая друг с другом... Теперь скажите, пожалуйста, что привело вас на это место, и прокомментируйте позиции других участников.
Время:10 минут.
Вопросы для обсуждения:
Если какой-то конкретный участник не удовлетворен работой группы, то хочет ли он при этом сам работать как-то иначе?
Что мы все вместе хотим делать по-другому?
Список использованной литературы
1. | Асриян, О.Б., Кадыров, Р.В., Черненко, В.В. О новом подходе в оценке психологической готовности к обучению в вузе (на примере студентов факультета медико-профилактического дела Тихоокеанского государственного медицинского университета) / Вестник Кемеровского государственного университета – Кемерово – 2013 – №3 (55) Т.1. – С. 117 – 125 |
2. | Большаков В.Ю.Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. |
3. | Бука Т., Митрофанова М.Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. |
4. | Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в инры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. – Минск.: Прамеб, 1992 |
5. | Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – С. 183-204 |
6. | Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга — М: Издательство «Ось-89», 1999 |
7. | Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. |
8. | Герасимова И.В. Программа социально-психологического тренинга Этап 2: Кооперация и сотрудничество. Руководство для ведущего — Владивосток: Издательство МГУ им. адмирала Г.И. невельского, 2007 |
9. | Горбушина О.Л. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008 |
10. | Донцов А.И. Психология коллектива – М.: Изд-во МГУ, 1984. |
11. | Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие — СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 |
12. | Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. |
13. | Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. |
14. | Милз Т. О социологии малой группы //Американская социология. – М.: Прогресс, 1972. – С. 82-92 |
15. | Мудрик А.В. Общение школьников. – М.: Знание, 1987. |
16. | Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. — М.,1985. — С. 94—95. |
17. | Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга: - М.: Изд-во МГУ, 1982 |
18. | Психология: Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1990 |
19. | Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995 |
20. | Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. |
21. | Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. |
22. | Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 120-121. |
23. | Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. |
24. | Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис,2003 |
25. | Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт 1988 |
26. | Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. |
[1] Содержание следующих 3-х дней тренинга с небольшими изменениями взято из: Герасимова И.В. Программа социально-психологического тренинга Этап 2: Кооперация и сотрудничество. Руководство для ведущего — Владивосток: Издательство МГУ им. адмирала Г.И. невельского, 2007 — 25 с.
[2] Процедура является логичным продолжением первой.
[3] Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт 1988; Пузиков В.Г. Технологии ведения тренинга. – СПб.: «Речь», 2005 С. 147-162
[4] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
[5] Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994., Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967, Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994., Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994., Фопель К.. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер.- М.: Генезис, 2004.