Типы коммуникационных сетей
На схеме 4 изображены нецентрализованный (А) и централизованный типы (Б, В, Г) сетей коммуникации. Эффективность данных сетей определяется по трем критериям:
количество сообщений, необходимое для выполнения задачи;
время, требуемое для решения задачи;
удовлетворенность данной сетью коммуникации;
вероятность ошибок информационного обмена в сети, уровень искажения (по смысловой точности и полноте исходного объема информации).
Более подробные данные, полученные в ряде экспериментальных исследований по сравнительной оценке различных типов сетей будут представлены в юните 3 (“Групповая психология”).
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться также понятием “направленность сигналов”. В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:
а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis – ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;
б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete – сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр “доверия” и “недоверия” (Б.Ф. Поршнев). Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией(А.А. Брудный). В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.Побудительная информация выражается в форме приказа, совета, просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие.
Стимуляция, в свою очередь, может быть следующих видов:
активизация (побуждение к действию в заданном направлении);
интердикция, (побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности);
дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).
Констатирующая информация выступает в форме сообщения,она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито “безразличного” тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения.
Так, по интерактивному основанию, то есть по содержанию функций взаимодействия, информация разделяется на следующие виды:
исходная, описательная (“Волга впадает в Каспийское море…”, “я себя плохо чувствую...”) ;
объяснительная (“это происходит потому, что...”)
координирующая (“будем двигаться по разным улицам”, “я буду находится в офисе”);
направляющая (“ты должен быть у меня в 17 часов”; “стой...”, “отстань”);
контролирующая (“почему ты этого не сделал?”, “где ваше домашнее задание?”)
оценочная (“это сделано вами хуже, чем вчера”; “вы не заслуживаете снисхождения”);
осведомительная (“который час?”; “как мы это сделаем?”).
Информация, кроме того, может быть обобщенной и конкретной. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.
Любая информация (констатирующая или побудительная) несет в себе тот или иной элемент воздействия на поведение, мнения, установки реципиента с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию (см. п. 1.3). В случае авторитарного воздействия реализуется установка “сверху – вниз”, в случае диалогического – установка на равноправие (схема 5).
Схема 5