К тому, как к ней относятся окружающие (блок В).

В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные поня­тия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соот­ветствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной)представлен следующи­ми разделами:

1. Отношение к беременности.

2. Отношение к образу жизни во время беременности.

3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать—дитя»)представлен следующими разделами:

1. Отношение к себе как к матери.

2. Отношение к своему ребенку.

3. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами:

1. Отношение ко мне беременной мужа.

2. Отношение ко мне беременной родственников и близких.

3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

Инструкция:«Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

А
      Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна  
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна  
С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении  
В основном мне приятно сознавать, что я беременна  
Я очень расстроена тем, что беременна  
А  
  Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни  
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать  
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни  
Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной  
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам  
А  
        Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах  
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь  
Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними  
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе  
Я думаю о родах, как о предстоящем празднике  
Б
    Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери  
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью  
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве  
Я уверена, что стану прекрасной матерью  
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью  
Б  
    Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним  
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю  
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать  
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю  
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого  
Б  
    Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью  
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью  
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью  
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью  
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью  
В
      Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка  
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка  
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне  
Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне  
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка  
В  
      Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними  
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении  
Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились  
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей  
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит  
В  
    Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»  
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»  
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»  

Обработка результатов

После выполнения задания необходимо перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (таблица 11).

Таблица 11. Результаты обследования ТОБ (б)

Блоки Разделы О Г Э Т Д
  Всего          

В нижней строке таблицы — «Всего» — выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оп­тимальный тип ПКГД, «Г» — гипогестогнозический, «Э» — эйфорический, «Т» — тревожный, «Д» — депрессивный.

Если в результате тестирования набрано 7—9 баллов, соответствующих од­ному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.

Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, не­трудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррек­ции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали — типы ПКГД (рис. 6).

К тому, как к ней относятся окружающие (блок В). - student2.ru

Пример

«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результа­ты обследования были занесены в соответствующую таблицу.

Как видно из таблицы и рис. 6, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определя­ется как преимущественно оптимальный.

К тому, как к ней относятся окружающие (блок В). - student2.ru

Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбран­ных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отноше­ния, которые нуждаются в коррекции.

Пример

У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе — матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

К тому, как к ней относятся окружающие (блок В). - student2.ru

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оп­тимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторон­ним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с пред­стоящими обязанностями матери.

На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.

Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптималь­ный тип ПКГД.

Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-пси­хических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индиви­дуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказа­ние соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психоло­гической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.

Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, тера­певтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психо­терапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триме­страх беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является про­филактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и пси­хических расстройств.

Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

Наши рекомендации