Когнитивно-поведенческая психотерапия

Согласно принципу, на котором основывается поведенческая терапия, для изменения поведения не обязательно понимать определяющие его психологические причины. Цель терапии, главным образом, - формировать и укреплять способность к адекватным действиям, к приобретению навыков самоконтроля. Методы поведенческой психотерапии включают положительное и отрицательное подкрепление, наказание, систематическую десенсибилизацию, градуированное представление и самоконтроль.

Поведенческая психотерапия стремится заменить неприемлемые действия приемлемыми и использует некоторые методы, ведущие к уменьшению или прекращению нежелательного поведения. Терапия может проводиться с использованием систематической десенсибилизации (постепенного, поэтапного привыкания к пугающей ситуации) либо с помощью нагнетания вызывающих тревогу факторов, или «наводнения» (клиентов ставят в пугающую ситуацию и помогают с ней справиться). Метод нагнетания вызывающих тревогу факторов считается наиболее эффективным методом поведенческой психотерапии, при условии, что клиент может выдержать связанную с терапевтическим оздействием тревогу. В случае, если данный метод основывается на противопоставлении воображаемой и реальной жизни, он называется имплозией.

Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к изменению эмоционального состояния клиента. Подобно поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-другому реагировать на ситуации, которые вызывают приступы паники и другие признаки беспокойства. В этом случае устраняются иррациональные суждения, возникшие на фоне тревоги и косвенным образом поддерживающие ее.

Когнитивная терапия основана на теории, согласно которой поведение человека определяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено укоренившимися стереотипами, которые могут привести к когнитивным искажениям, или ошибкам мышления. Соответствующая терапия ориентирована на коррекцию подобных когнитивных искажений и соответствующих поведенческих установок.

Когнитивная терапия представляет собой краткосрочный метод лечения, как правило, рассчитанный на 15-20 сеансов, проводящихся в течение 12 недель. Домашние задания заключаются в следующем: клиентов просят написать, что они чувствуют в определенных стрессовых ситуациях, и определить частично не осознаваемые предпосылки, которые провоцируют появление негативных установок (таких, как: «я несовершенен» или «никому до меня нет дела»). Такой способ называется распознаванием и коррекцией непроизвольных мыслей. Когнитивная модель описывает депрессию с помощью когнитивной триады характерных искажений мышления. Эта триада включает: отрицательное отношение к самому себе, негативную интерпретацию настоящего и прошлого жизненного опыта и пессимистичный взгляд на будущее.

Терапевтическая стратегия при работе с чувством безысходности основана на предпосылке, что мышление и восприятие депрессивного клиента скованы рамками готовых умозаключений. Клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Задача терапевта заключается в том, чтобы пробудить у клиента интерес к исследованию негативных предубеждений. Терапевт указывает на факты, противоречащие умозаключениям, и, создавая таким образом «когнитивный диссонанс», побуждает клиента пересмотреть свою позицию.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт (Doyle, 1987).

1. И те, и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческий терапевт сосредоточивается на актуальном поведении, а когнитивный - на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. И те, и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта - как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления.

3. И те, и другие дают свои клиентам домашние задания, с тем чтобы последние практиковали за пределами кабинета психотерапевта то, что усвоили во время сеансов терапии.

4. И те, и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (каковой грешит, с их точки зрения, психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Вывод

Для выявления комплекса жертвы у школьников возможно использовать специально созданные тесты, наблюдение за поведением школьников при контактах со сверстниками и беседы с учителями на тему провокационного поведения у учеников и наличия в классах часто страдающих детей.

Существует несколько подходов по устранению комплекса жертвы. Некоторые могут быть не подходящими для применения в рамках школы, некоторые могут быть сложными для принятия школьниками. Хоть в тексте и описаны способы психотерапевтического воздействия, я полагаю, что школьные психологи могут оказывать компетентное воздействие на устранение комплекса жертвы у школьников. На мой взгляд наиболее подходящим для школы способом является индивидуальная психология Адлера, так как на её основе возможно устранить комплекс жертвы и понять причины его возникновения для определения мер профилактики.


Заключение

У людей, которые попадают в различные преступления, становятся жертвами противоправного поведения чаще остальных людей есть набор привычек, который приводит к тому, что эти люди снова и снова оказываются в пагубных условиях. Данный набор привычек называется комплексом жертвы. Его пагубное воздействие на человека отражается не только тем, что он оказывается в сложных ситуациях, а ещё в том, что человек является зависимым от окружения, поскольку не в состоянии самостоятельно себя обеспечивать всем необходимым для полноценного существования.

Комплекс жертвы в большинстве случаев формируется у людей в детстве, в результате родительского воспитания, которое не даёт детям возможности добиваться желаемых результатов. Родители либо закрепляют у ребёнка зависимое отношения от себя, а в дальнейшем и от окружения воспитанием с гиперопекой, когда за ребёнка выполняется большинство действий его обслуживания, а ребёнку остаётся только расслабленно ожидать, когда за него всё сделают.

Другой тип воспитания основан на послушании через сильный страх. Ребёнка запугивают и жёстко запрещают делать то, что ему естественно интересно, не дают то, что ему хочется, возможно в чем он даже нуждается и он привыкает к тому, что нужно принимать то что дают, без проявления собственных желаний, а то опять будет плохо.

Своеобразно современный тип воспитания на основе торгово-рыночных отношений, когда любовь даётся только в качестве награды за совершённые поступки ребёнка закрепляют в нём чувство долга, за каждое проявление к нему заботы. В результате ребёнок не чувствует искренней любви, так как считает, что за неё нужно будет платить, то есть он считает себя нелюбимым вообще, а только на недолгое время, после того как он заслужит эту любовь своими поступками.

На данный момент уже есть множество способов диагностики комплекса жертвы, в том числе разработанных специально для того, чтобы выявлять его у старших подростков, в школах. Существует несколько разных подходов по устранению данного комплекса и для выявления причин его возникновения. Таким образом существуют все предпосылки для того, чтобы уже на школьном уровне выявлять и устранять комплекс жертвы у граждан.

На основе полученных знаний от проведения исследования возможно будет наметить способы профилактики комплекса жертвы у других школьников и в целом у людей.

Вероятно возможно будет построить процесс школьного образования таким образом, чтобы ученики могли формировать самостоятельность в рамках учебного процесса. Выполнение полезных для школы и учащихся проектов может стимулировать в детях стремление вносить свой вклад в преобразования окружающих условий в лучшую сторону. Не обязательно, что дети будут выполнять такие проекты в одиночку, соперничая с остальными, для развития самостоятельности, независимости и самодостаточности. Работа в командах учит детей сотрудничеству и возлагает некую ответственность за свою часть работы, которая отразится на результате всей команды. На мой взгляд одним из самых действенных способов чему-либо научиться, это использовать полученные навыки для удовлетворения собственных желаний и улучшение условий жизни для себя и окружающих. Учителям, полагаю будет не менее приятно наблюдать как отражаются в детях навыки, которым они их научили.

Литература

1.Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению// Материалы 3 Межрегиональной Научно-практической конференции, 7-18 декабря 2003 года. – М., 2003)

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., Москва: АСТ: «Университетская книга», 1998.

3.Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004

4.Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. Москва. Эксмо, 2010

5.Мосак Г. Адлеровская психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000.

6.Плотникова С.Ю. Некоторые аспекты консультирования клиентов – жертв // Психология. Пермь, 2003

7. Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. – СПб., 2003

8. http://alt-psychology.blogspot.ru/2008/03/blog-post_31.html

9. http://doctor-ananin.ru/articles/full/96/kompleks-jertvy.html

10. http://freedom-inside.com/kak_poyavlyaetsya_kompleks_zhertvy.html

11. http://psylive.ru/articles/494_kompleks-zhertvi.aspx

Наши рекомендации