Isbn 5-98563-003-х
Klaus W. Vopel
Handbuch für Gruppenleiter/innen:
Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele
Iskopress, Salzhausen 2000
Клаус Фопель
Технология ведения тренинга:
Теория и практика
Перевод с немецкого
2-е издание
Москва «Генезис» 2005
УДК 159.98
ББК 88
Ф 789
Фопель К.
Ф 789
Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2005. — 267 с. — (Все о психологической группе.)
ISBN 5-98563-003-Х
Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.
Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы — анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?
Как и все книги К. Фопеля, «Технология ведения тренинга» содержит описание конкретных интерактивных игр.
ISBN 5-98563-003-Х (рус.)
ISBN 3-89403-099-2 (нем.)
© by Iskopress, Verlag-GmbH, 2000
© Издательство «Генезис», 2004
© М. Полякова, перевод, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................ 7
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.............................................. 8
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ.......................................................................................................................... 8
1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР...................................................................................................................... 9
Развлекательные игры....................................................................................................................................................... 9
Военные игры......................................................................................................................................................................... 9
Экономические игры.......................................................................................................................................................... 10
Психотерапевтические игры.......................................................................................................................................... 10
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР.................................................................................................................... 10
Цели........................................................................................................................................................................................ 11
Количество участвующих в игре людей...................................................................................................................... 11
Глубина интервенции игры............................................................................................................................................. 11
Нагрузка на участников................................................................................................................................................... 11
Продолжительность........................................................................................................................................................ 11
Средства общения............................................................................................................................................................. 12
Степень структурированности игры......................................................................................................................... 12
Количество участников в группе................................................................................................................................... 12
Происхождение игры......................................................................................................................................................... 12
Психологическая основа интерактивной игры......................................................................................................... 12
Требования к ведущему группы...................................................................................................................................... 13
Масштаб интервенции.................................................................................................................................................... 13
Время проведения игры.................................................................................................................................................... 13
1.4. ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ........................................................................................ 14
Шаг 1. Анализ групповой ситуации.............................................................................................................................. 15
Шаг 2. Инструктирование участников....................................................................................................................... 16
Шаг З. Проведение игры.................................................................................................................................................... 17
Шаг 4. Подведение итогов............................................................................................................................................... 17
1.5. МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР........................................................................................................ 18
Активное участие.............................................................................................................................................................. 19
Обратная связь................................................................................................................................................................... 19
Содержательные и временные границы..................................................................................................................... 20
Открытые результаты.................................................................................................................................................. 20
Учет естественных потребностей............................................................................................................................. 20
Соревнование и сотрудничество.................................................................................................................................. 21
Равномерное участие....................................................................................................................................................... 21
Влияние структуры........................................................................................................................................................... 21
Групповая сплоченность.................................................................................................................................................. 21
Отступление ведущего на «задний план»................................................................................................................. 22
Привлекательность ведущего....................................................................................................................................... 22
1.6. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР...................................................................................... 22
Возможные преимущества............................................................................................................................................. 23
Возможные опасности..................................................................................................................................................... 24
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ............................................................................................... 25
2.1. ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ............................................................................................................................................ 26
Сенсибилизация навыков восприятия.......................................................................................................................... 26
Углубление ответственности за самого себя.......................................................................................................... 26
Разрушение ролевых стереотипов.............................................................................................................................. 26
Открытое выражение чувств....................................................................................................................................... 26
Осознание собственных мотивов................................................................................................................................. 27
Принятие себя..................................................................................................................................................................... 27
Принятие других................................................................................................................................................................ 27
Контакт и сотрудничество с другими людьми....................................................................................................... 27
Межличностная открытость....................................................................................................................................... 27
2.2. МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.............................................................................................................................. 27
Восприятие собственных чувств.................................................................................................................................. 28
Прямое выражение чувств.............................................................................................................................................. 28
Откровенность.................................................................................................................................................................. 28
Обратная связь................................................................................................................................................................... 29
Наличие когнитивного аспекта обучения.................................................................................................................. 29
Переживание близости с другими................................................................................................................................ 30
Возможность оказывать помощь другим людям................................................................................................... 30
Наблюдение за другими участниками группы.......................................................................................................... 30
Обнаружение сходства с другими................................................................................................................................. 30
Обретение примеров для подражания....................................................................................................................... 31
Экспериментирование с собой....................................................................................................................................... 31
Поддерживающая позиция ведущего........................................................................................................................... 31
2.3. УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ГРУППЕ............................ 31
2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ............................................................... 32
Групповые нормы............................................................................................................................................................... 32
Климат в группе................................................................................................................................................................. 34
2.5. ПЕРЕНОС В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ............................................................................................................................ 38
Активное поведение.......................................................................................................................................................... 38
Осознанное планирование.............................................................................................................................................. 39
2.6. ОТЛИЧИЕ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ........................................................................................................................................ 39
3. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ........................................................................................................................................... 41
3.1. ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП......................................................................... 41
3.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ.............................................................................................................................................. 43
Знания.................................................................................................................................................................................... 43
Установки............................................................................................................................................................................. 44
Искусство и техника......................................................................................................................................................... 44
4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ?........................................................................................................................................ 47
4.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.................................................................................................................................................. 47
Кто я по отношению к группе?...................................................................................................................................... 48
Кто в группе?....................................................................................................................................................................... 48
Каковы мои цели?............................................................................................................................................................... 48
Какой словарь я могу использовать?........................................................................................................................... 49
4.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ГРУППУ В ЦЕЛОМ.................................................................... 49
Поощрение групповой сплоченности........................................................................................................................... 49
Обобщение и резюмирование......................................................................................................................................... 50
Организация и поощрение взаимодействия.............................................................................................................. 51
Прорабатывание конфликтов...................................................................................................................................... 52
Диагностика социально-психологической ситуации.............................................................................................. 52
Поощрение терпимости группы................................................................................................................................... 53
Учет сопротивления......................................................................................................................................................... 54
Дозирование тревоги....................................................................................................................................................... 54
4.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ.............................................. 54
Слушание каждого участника........................................................................................................................................ 54
Предотвращение ситуаций психологического давления....................................................................................... 55
Предоставление гарантии поддержки и защиты.................................................................................................. 57
Приобщение к работе тех, кто молчит.................................................................................................................... 57
Уточнение и переформулирование.............................................................................................................................. 58
Помощь в осознании происходящего............................................................................................................................ 58
Перенос группового опыта в реальную жизнь.......................................................................................................... 59
Конфронтация.................................................................................................................................................................... 59
Выражение симпатии и нежности............................................................................................................................... 60
Возможность физического движения.......................................................................................................................... 60
4.4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ.................................................................................................................................. 62
5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ................................................................................................................................................... 65
5.1. ДВЕ ЛИНИИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ........................................................................................................................... 66
5.2. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.................................................................................................................. 66
Стадия 1. Ориентация..................................................................................................................................................... 67
Стадия 2. Конфронтация и конфликт........................................................................................................................ 67
Стадия 3. Согласие, сотрудничество и компромисс............................................................................................... 68
Стадия 4. Интеграция личных потребностей и требований группы............................................................... 69
5.3. КРИЗИСЫ РОСТА............................................................................................................................................................... 70
Кризисы в зрелых группах................................................................................................................................................ 70
Затяжные кризисы в группах с нарушенным развитием...................................................................................... 71
6. ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ. ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?.............................................................................................. 72
6.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ........................... 73
Ориентирование участников вовне............................................................................................................................. 73
Перфекционистский подход к групповой работе.................................................................................................... 75
Несовершенная система обратной связи................................................................................................................... 76
Избирательное и искаженное восприятие................................................................................................................ 77
Слишком много или слишком мало откровенности.............................................................................................. 79
6.2. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА............................................................................................................... 83
Тактильный контакт....................................................................................................................................................... 83
Зрительный контакт....................................................................................................................................................... 84
Слушание как средство установления контакта................................................................................................... 85
Речь и ее роль в контакте............................................................................................................................................... 87
Голос и его особенности.................................................................................................................................................. 90
Язык тела............................................................................................................................................................................. 92
Пространство и особенности контакта участников........................................................................................... 94
Личное пространство участников............................................................................................................................... 94
6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ....................................................................................... 95
Молчание.............................................................................................................................................................................. 96
Многословие........................................................................................................................................................................ 98
Изменение темы................................................................................................................................................................ 99
Обезличенные и обобщающие высказывания............................................................................................................ 99
Постоянные вопросы...................................................................................................................................................... 100
Оправдания непродуктивного поведения................................................................................................................ 100
Частые интерпретации................................................................................................................................................ 100
Принятие участником на себя роли ведущего........................................................................................................ 101
Избегание проявления глубоких и интенсивных чувств...................................................................................... 101
Псевдоутешение............................................................................................................................................................... 101
Нагнетание конфликтов............................................................................................................................................... 102
Самобичевание................................................................................................................................................................. 103
Шутники в группе............................................................................................................................................................ 103
Неуместный юмор........................................................................................................................................................... 103
Проявление цинизма....................................................................................................................................................... 103
Скука в группе.................................................................................................................................................................... 104
Слишком активное участие......................................................................................................................................... 104
Пропуски занятий и опоздания................................................................................................................................... 104
Посторонние разговоры в группе............................................................................................................................... 105
6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ........................................................ 105
Принятие «подпольных» законов.............................................................................................................................. 105
Перебивание...................................................................................................................................................................... 106
Групповые стереотипы................................................................................................................................................. 106
Охота за «козлом отпущения».................................................................................................................................. 106
Концентрация на одном участнике........................................................................................................................... 107
Увлечение историей группы......................................................................................................................................... 107
Стремление постоянно играть.................................................................................................................................. 107
Скрытые потребности................................................................................................................................................. 107
7. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП...................................................................................... 109
7.1. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ГРУППЫ............................................................... 109
7.2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ...................................................................................................................................................... 109
7.3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ................................................................................................................................... 111
8. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО................................................................................................................ 113
8.1. КОРОТКИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ............................................................................................. 114
Узость восприятия себя и других................................................................................................................................ 114
Игнорирование участниками собственных чувств............................................................................................... 114
Недостаточная обратная связь................................................................................................................................. 115
Недостаточное понимание участниками себя...................................................................................................... 115
Боязнь пробовать, экспериментировать................................................................................................................ 116
Недостаток безопасности и поддержки................................................................................................................. 116
Недостаточная рефлексия группового процесса................................................................................................... 117
Наличие в группе «помех» для работы..................................................................................................................... 117
Нарушение баланса между работой над групповой задачей и удовлетворением потребностей участников 118
Ведущему необходимо выразить свои чувства...................................................................................................... 118
8.2. ТЕХНИКИ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ..................................................................................................... 118
Техника «обхода по кругу»............................................................................................................................................ 119
Ролевая игра...................................................................................................................................................................... 120
Превращение абстрактных высказываний в символические действия.......................................................... 121
Символические эксперименты..................................................................................................................................... 122
Конфликтные игры......................................................................................................................................................... 123
Игры с обратной связью................................................................................................................................................ 124
Литература................................................................................................................................................................................ 127
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится установить баланс между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участников.
Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию.
Начало 1970-х годов было ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лекциям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и любили. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительницей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и многое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место.
В те годы впервые появилась возможность массовой психологической работы, в основном благодаря тому, что был сформулирован некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Становись взрослым и сотрудничай с другими!»
Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практического применения изученного, 1990-е создали новое направление групповой работы — работа в организациях и в бизнесе.
Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеемся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.
Клаус В. Фопель