Изучение референтных отношений в классе
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Данная методика позволяет выяснить положение школьника в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений.
Ход выполнения задания
Учащимся предлагают ответить на следующие вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты пригласил на день рождения?», «С кем бы ты хотел выполнять лабораторную работу?» и др. Общая модель вопроса такова: «С кем бы ты хотел заниматься такой-то деятельностью?». Для получения более достоверных результатов им предлагают ограничить выбор тремя фамилиями, расположив их от более предпочитаемых к менее предпочитаемым. Если ученик не может назвать более одной фамилии, он должен написать «Не знаю».
Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать участие все участники изучаемой группы (коллектива). Обработка данных производится по каждому предложенному в ней вопросу в отдельности. Для этого изготавливается матрица.
В графу слева под номерами заносят фамилии всех участников группы. Вверху по горизонтали располагаются те же номера, соответствующие фамилиям в списке. Выборы, которые сделал ученик располагаются по горизонтали напротив его фамилии на пересечении с той вертикальной графой, над которой находится номер учащегося, выбранного им.
Внизу таблицы (слева) располагаются две графы: 1) количество полученных уче7ником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего их числа, полученных им. Выборы. Которые получил учащийся от других, подсчитываются по вертикали под номером, соответствующим фамилии ученика по списку (отсутствие выборов обозначено прочерком). Взаимность выбора в таблице обозначается кружком.
После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных, выделяя:
1) лидеров или «звезд» (5 и 6 выборов):
- предпочитаемые (3-4 выбора);
- пренебрегаемые (1-2 выбора);
- изолированные (0 выборов);
2) микрогруппы (группы школьников, избравших друг друга).
Для определения микрогрупп составляется матрица, на основе первой по мере проведения анализа, взаимных выборов. Ниже приводится механизм исполнения этой матрицы.
Так, № 1 Ангелиу Г. не имеет ни одного взаимного выбора и в таблицу микрогркпп не попадает, № 2 – Галюк С. – имеет два взаимных выбора. Первый его выбор - № 3 – Гефесман М. Обе эти фамилии с их номерами заносятся в список на таблицу микрогрупп. Вверху нее также ставятся те же номера (№ 2 и № 3). Второй взаимный выбор Галюка - № 6 – Мережников А. Вписываем эту фамилию в таблицу микрогрупп с ее номером из основной таблицы результатов и тот же номер ставим вверху таблицы (№ 6). На таблице микрогрупп взаимные выборы занесенных в нее участников отмечаются значком 1. Благодаря Галюку в этой таблице оказались фамилии Гефесмана и Мережникова. Проверяем по основной таблице, если ли у них еще взаимные выборы (кроме выбора с Галюком). У Гефесмана нет больше взаимных выборов, а у Мережникова – еще один – с № 11, т.е. с Титовым Ю. Заносим эту фамилию в таблицу микрогрупп и ставим этот номер вверху таблицы. Расставляем значки взаимного выбора. У Мережникова (по основной таблице результатов) нет больше взаимных выборов, но благодаря ему в таблице оказалась фамилия Титова и требуется проверить, если ли у того другие взаимные выборы, кроме Мережникова. По основной таблице видно, что у него есть еще один взаимный выбор – с № 13 (Фридман). Записываем эту фамилию в таблицу микрогрупп и ставим № 13 вверху таблицы, заносим в нее значки взаимных выборов. Поскольку взаимные выборы Фридмана (кроме Титова). У него оказывается еще один взаимный выбор с Михеевым А. - № 7, у которого все три взаимные (кроме выбора с Фридманом, у него еще с Николенко И. - № 8 и с Таптыковым С. - № 10). Заносим эти выборы в таблицу микрогрупп и проверяем по основной таблице результатов наличие у них других взпаимных выборов (кроме как с Михеевым). Оказывается, что у этих мальчиков нет других взаимных выборов. Следовательно, на этом закончились связи, объединяющие перечисленных учеников, они вместе и составляют микрогруппу с лидером Михеевым (у него в этой микрогруппе больше всех взаимных выборов).
Следующая группа начнется с Зубкова В., так как Гефесман уже перешел в таблицу микрогрупп. Аналогичным образом анализируем все другие взаимные выборы.
ОСНОВНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ (С КЕМ БЫ ТЫ ХОТЕЛ СИДЕТЬ ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ?)
№ | Фамилия, имя | ||||||||||||||||||||||||||||
Ангелиу Г. | |||||||||||||||||||||||||||||
Галюк С. | |||||||||||||||||||||||||||||
Гефесман М. | |||||||||||||||||||||||||||||
Зубков В. | |||||||||||||||||||||||||||||
Кузнецов В. | |||||||||||||||||||||||||||||
Мережников А. | |||||||||||||||||||||||||||||
Михеев А. | |||||||||||||||||||||||||||||
Николенко И. | |||||||||||||||||||||||||||||
Писаревский В. | |||||||||||||||||||||||||||||
Таптыыков С. | |||||||||||||||||||||||||||||
Титов Ю. | |||||||||||||||||||||||||||||
Топоров В. | |||||||||||||||||||||||||||||
Фридман Н. | |||||||||||||||||||||||||||||
Шиникин Б. | |||||||||||||||||||||||||||||
Апроду Г. | |||||||||||||||||||||||||||||
Антонова С. | |||||||||||||||||||||||||||||
Бабич И. | |||||||||||||||||||||||||||||
Ботнарюк И. | |||||||||||||||||||||||||||||
Возиянова Е. | |||||||||||||||||||||||||||||
Кошелева Е. | |||||||||||||||||||||||||||||
Курятникова И. | |||||||||||||||||||||||||||||
Железняк Е. | |||||||||||||||||||||||||||||
Нагерняк Т. | |||||||||||||||||||||||||||||
Нотченко Г. | |||||||||||||||||||||||||||||
Синдулак А. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тисеева Т. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тихман С. | |||||||||||||||||||||||||||||
Элчина К. | |||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во полученных выборов | - | - | |||||||||||||||||||||||||||
Кол-во взаимных выборов | - | - | - | - | - | - | - |
ТАБЛИЦА МИКРОГРУПП В КОЛЛЕКТИВЕ
№ | Фамилия | |||||||||||||||||||||
Галюк С. | ||||||||||||||||||||||
Гефесман М. | ||||||||||||||||||||||
Мережников А. | ||||||||||||||||||||||
Титов Ю. | ||||||||||||||||||||||
Фридман Н. | ||||||||||||||||||||||
Михеев А. | ||||||||||||||||||||||
Николенко И. | ||||||||||||||||||||||
Таптыыков С. | ||||||||||||||||||||||
Зубков В. | ||||||||||||||||||||||
Шиникин Б. | ||||||||||||||||||||||
Железняк Е. | ||||||||||||||||||||||
Курятникова И. | ||||||||||||||||||||||
Писаревский В. | ||||||||||||||||||||||
Тисеева Т. | ||||||||||||||||||||||
Антонова С. | ||||||||||||||||||||||
Элчина К. | ||||||||||||||||||||||
Кошелева Е. | ||||||||||||||||||||||
Бабич И. | ||||||||||||||||||||||
Нагерняк Т. | ||||||||||||||||||||||
Возиянова Е | ||||||||||||||||||||||
Нотченко Г. | ||||||||||||||||||||||
Не попали в группировки: |
ИЗУЧЕНИЕ РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
Референтностью называют специфическую форму межличностных отношений, при которой отражение субъектом значимых объектов и ситуаций, принятие решений об оценках, целях и способах деятельности опосредовано ориентацией на других людей.
Референтометрией называют метод выявления в группе референтных объектов для каждого ее участника. Практически ее можно совместить с социометрией, если предложить школьникам указать на карточках выборов и фамилии тех одноклассников, с чьими выборами им хотелось бы ознакомиться. Список можно не ограничивать. По полученным данным составляется референтометрическая матрица, такая же как и при социометрии.
Анализ этой матрицы дает картину референтных отношений в классе.