Анализ отношения к уроку
Что привлекает на уроке?
Ответы Изучаемые предметы
Момент проверки домашнего задания.
Слушать ответы товарищей.
Отвечать на вопросы учителя.
Слушать объяснение учителя.
Совместно с учителем обсуждать новый материал.
Лично формулировать выводы, определения.
Формулировать способы выполнения задач.
Самостоятельно изучать заданное по учебнику.
Выполнять контрольную работу.
Выполнять лабораторно-практическую работу.
Решать творческие задачи.
Инструкция. Укажите степень Вашей заинтересованности. Если индивидуальные бланки исследования дают возможность определить изучаемое явление относительно каждого ученика, то сведение их в сводную матрицу дает возможность определить познавательное отношение к уроку со стороны всех учащихся класса. При этом средние арифметические показатели будут свидетельствовать о предпочтительном отношении класса к определенному виду деятельности на уроке. Например, по графе «Момент проверки домашних заданий» среднеарифметический индекс для всего класса составляет 0,16 балла, а «Совместное обсуждение вопросов учителя» – 0,7 балла из единицы возможного. Это дает основание говорить о том, что традиционные формы опроса домашних заданий для учащихся непривлекательны, потому непродуктивны.
Метод 4
Исследование мотивов учения
Ответы | Изучаемые предметы | ||||
1. Интерес к предмету | |||||
2. Желание быть полезным людям | |||||
3. Желание получить аттестат | |||||
4. Требования со стороны родителей | |||||
5. Стремление получить прочные знания | |||||
6. Сознание важности и необходимости учения | |||||
7. Стремление быть в передовиках | |||||
8. Уроки доставляют удовольствие | |||||
9. Чувство стыда за свое «не знаю» | |||||
10. Стремление доказать свои способности | |||||
11. Чтобы не огорчать родителей | |||||
12 Приятно узнавать новое | |||||
13. Ответственность перед учителем | |||||
14. Желание получить хорошие отметки | |||||
15. Нравится ходить в школу | |||||
16. Боязнь наказания | |||||
17. Быть не хуже других | |||||
18. Не хочу оставаться на второй год |
Предлагаемая методика позволяет изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы ученика группируются по 4-м видам отношений к учению, что и составляет мотивационную основу учебного труда школьника, следовательно, они обнаруживают 4 вида мотивов учения:
I – положительное отношение как мотив;
II – ответственное отношение как мотив;
III – престижное отношение как мотив;
IV – отрицательное отношение как мотив.