Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
Технически организация психодиагностического процесса поддерживается разнообразным инструментарием, призванным оптимизировать деятельность специалиста по выявлению психологических оснований поведения и деятельности человека в образовательной среде. По содержанию и целевому назначению они представлены средствами:
• измерения и оценки состояния элементов психической системы – различные методики психометрического обследования психологических характеристик человека (интеллектуальной сферы, эмоционально–волевой, мотивационной, личностной и т. д.);
• получения анамнестической и феноменологической информации – схемы и технологии проведения психодиагностической беседы, психодиагностического интервью и наблюдения;
• описания объекта психодиагностики – идеальные модели, с которыми сопоставляются реальные объекты, помогая ориентироваться в структуре причинно-следственных;
• организации психодиагностической деятельности – алгоритмы последовательных действий специалиста в ходе диагностического процесса и принятия им диагностических решений, а также схемы построения диагностического заключения;
• профессионального и личностного роста специалиста – тренинговые программы по формированию и развитию качеств, способствующих повышению эффективности психодиагностической деятельности. Каждое из вышеперечисленных средств используется на разных этапах психодиагностического процесса. В своей совокупности они характеризуют научно–методическое оснащение психодиагностической деятельности, отражая тенденции в развитии психодиагностики как области психологического знания и конкретного вида работы специалиста.
Следует заметить, что на сегодняшний момент в наибольшей степени разработаны средства психологического измерения и оценки (психодиагностические методики и тесты), наименее разработанная область – средства описания объекта психодиагностики, психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения. Сложившаяся ситуация связана с тем, что разработка тестов и методик для образовательной практики имеет самую продолжительную историю, а также с потенциями тестового задания – за короткое время и с помощью простых испытаний определить индивидуальные особенности и достижения учащегося. Однако сейчас возникла потребность в других средствах диагностики, без которых невозможна оптимальная организация психодиагностического процесса.
Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов , которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Психологическая гостиная – это комплекс организованных мероприятий, ориентированных на актуальные потребности субъектов образовательного процесса в приобретении психологических знаний и опыта, способствующих формированию социально-ролевой компетентности, профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, личностному развитию и социальной адаптации.