Сравнение предметов по классам
В этой серии упражнений вы научите ребенка основным приемам сравнения похожих, но не идентичных предметов. Например, вы объясните ребенку сравнительно простую концепцию, что различные виды обуви объединяются вместе, хотя они и отличаются друг от друга по внешнему виду. Позже вы сможете научить его сравнивать более сложные предметы, которые сильнее отличаются друг от друга по размеру и форме, как например, одежда, еда и животные.
В самом начале вам надо познакомить ребенка с группами предметов, которые лишь слегка отличаются друг от друга. Например, если ребенок научится сравнивать одинаковые коричневые ботинки, вы должны научить его сравнивать коричневые ботинка с черными, красными или полосатыми ботинками. Поставьте предмет, с которым вы собираетесь работать, на стол рядом с предметами других классов, и приступайте к тренингу, как было описано выше. С каждой новой попыткой, в которой вы используете этот предмет, давайте ребенку разные версии этого предмета. Постепенно “растягивайте” понятие класс, включая в него множество разных предметов, которые формируют этот класс.
К началу
Обобщенное сравнение плоских предметов
Для этой серии упражнений вам понадобятся изображения предметов, которые вы используете при обучении сравнению предметов определенного класса Положите на стол две разные картинки (на них должны быть изображены предметы разного класса), затем дайте ребенку картинку, которую он должен сравнить с одной из них; помогите и слегка подскажите ему, как прежде. Например, вы можете положить картинки ложки и коричневых ботинок на стол; после этого дайте ребенку картинку подобных предметов из одного или из другого класса, как например изображение вилки, или красных ботинок, и попросите его найти подобное.
К началу
Сравнение обобщенных объемных предметов с обобщенным плоским изображением этих предметов
Для серии этих упражнений вам понадобятся все предметы и картинки с изображениями этих предметов из двух предыдущих видов упражнений. Выберите две картинки предметов разного класса и положите эти две картинки на стол Дайте ребенку объемный предмет такого же класса, как и предмет на одной из картинок, и попросите сравнить. В каждой новой попытке давайте ребенку разные объемные предметы, принадлежащие к тем же классам, что и предметы на картинках, и просите положить эти предметы к подходящей картинке. Наблюдения из практики, это может происходить таким образом: положите картинки с изображением ботинок (например, женские туфли) и ложки на стол перед ребенком. После этого дайте ему коричневый ботинок и попросите положить его на правильную картинку. Поощрите в случае правильного ответа. Затем перемешайте картинки и дайте ребенку нож, вилку, другой ботинок и т.д. Ребенок будет учиться распознавать классы различных предметов и сравнивать предметы с их изображениями (плоские картинки).
Помните, что обучение объединению предметов в классы по общим признакам – задача достаточно сложная и может потребовать некоторых базовых (языковых) навыков. Поэтому сложное сравнение должно подождать, пока ребенок приобретет языковые навыки, о которых мы расскажем в Главах 5 и 6.
К началу
Сравнение цветов
Поскольку цвет сам по себе не является предметом, вы можете научить ребенка сравнивать цвета только плоских предметов. Как мы обсуждали раньше, вам понадобятся два или больше квадратов одинакового цвета для представления разных цветов. Работайте в той же последовательности, которую мы обсуждали в главе, посвященной сравнению предметов. Поскольку для ребенка визуально легче сравнивать цвета, чем предметы и картинки, и поскольку к этому моменту он уже имеет представление о том, что такое сравнение само по себе, он должен освоить эту задачу достаточно быстро. Используйте инструкцию: “Положи (название цвета) рядом с (название цвета)”. Самое лучшее – заниматься по этой программе три-четыре недели (1 час в день или больше); если прогресса нет – прекратите занятия примерно на месяц, а потом начните заниматься снова. Если и после этого не удается добиться успеха, вы можете начать подозревать, что есть какая-то скрытая причина, как например, дальтонизм. Но это бывает достаточно редко.
К началу
Сравнение форм
Для сравнения форм используется та же самая последовательность действий, как и для сравнения предметов и картинок. Поскольку ребенок уже умеет сравненивать цвета, его может смутить тот факт, что цвет предмета, который вы даете ему, совпадает с цветом другого предмета, лежащего на столе. Например, если желтый квадрат и зеленый круг лежат на столе, а вы даете ребенку желтый круг, он может больше внимание обратить не на форму, а на цвет предмета, который должен сравнить. Таким образом, вы по определению должны устранить любую путаницу в заданиях до тех пор, пока ребенок твердо не усвоит принципы обоих заданий. Один из способов предотвратить сравнение по форме на основе цвета – использовать только черные формы. Позже, когда вы начнете работать с разноцветными формами, имейте в виду, что каждая новая представляемая ребенку форма должна быть другого цвета, или же все формы на столе должны быть одного и того же цвета. В любом случае мы рекомендуем, чтобы предметы, которые вы даете ребенку, были бы отличными по цвету от соответствующих предметов, лежащих на столе, и чтобы вы давали ребенку в каждой новой попытке эти же самые предметы, но разного цвета. Только в этом случае вы научите ребенка обращать внимание на форму, а не на цвет предмета.
Материалы, из которых могут быть сделаны предметы для этого упражнения – цветной картон, цветная бумага или пластик.
Позже вы научите ребенка основным принципам сравнения форм, используя формы разных размеров. Например, положите большой (30 сантиметров) лист с разными формами (треугольник, квадрат и круг) на стол перед ребенком. После этого дайте ему карточку с маленькой (5 сантиметров по диагонали) формой треугольника и попросите ребенка найти ту же самую форму на столе. Повторите эту процедуру и для остальных форм: для квадрата и круга.
К началу
Другие программы
Фактически нет предела количеству концепций, в которых вы можете применить сравнение. Умение сравнивать – исключительно важное для дальнейшего обучения умение. Например, вы можете использовать его для того, чтобы научить ребенка распознавать типы поведения, просто сравнивая картинки, на которых изображены различные чувства (счастливые и печальные лица), или разные действия (еда, сон, вождение автомобиля). Подобно этому вы можете научить ребенка читать достаточно рано, просто показывая ему карточки, на которых написаны слова (мама), и нарисована мама (в противопоставлении папе или братьям и сестрам). Или вы можете научить ребенка считать, просто предлагая для сравнения карточки с определенными цифрами и карточки, на которых нарисованы группы точек (позже можете использовать предметы), соответствующие этим числам. Разнообразные типы сравнения могут быть очень незаметными, но тем не менее требующими определенного интеллектуального усилия от ребенка. Наш опыт в обучении сравнению достаточно успешный, и эта программа используется практически во всех остальных программах.
Удивительно, но многим детям очень нравится учиться сравнивать. Умение сравнить само по себе очень полезно для ребенка, и он всегда радуется, когда замечает сходство и различие событий и вещей. Вы можете заметить, что то же самое происходит с речевой имитацией (Глава 10), когда некоторые дети начинают постоянно повторять за вами, научившись копировать ваши интонации, или при обучении невербальной имитации (Глава 5). Ребенок получает удовольствие от того, что ему удается копировать поведение взрослого, который его учит.
К началу
Глава 10
Следование вербальным командам
Эта программа предназначена для того, чтобы научить ребенка частично понимать то, что вы ему сказали. В частности, эта программа научит вашего ребенка правильно реагировать на простые команды и просьбы, например: «Встань», «Обними меня», «Подними руки». Обучение «рецептивному общению» состоит в том, что ребенок учится «воспринимать» ваше вербальное сообщение и затем отвечает соответственно данному сообщению.
Программе обучения раннему восприятию языка нужно обучать только после того, как ребенок усвоил навыки имитации, которые представлены в Главе 7. Помните, что начало обучения восприятию речи было положено при обучении командам: «Садись», «Руки спокойны», «Посмотри на меня». Эта программа легка для обучения. Она поможет вам и вашему ребенку управлять его поведением. Она также частично поможет вам в дальнейших программах по обучению ребенка понимать значение установок (предложений), таких как «Подожди, мы сделаем это позже» или «Не дотрагивайся до плиты, обожжешься».
Некоторые родители и учителя могут сказать себе: «Так как ребенок уже знает и понимает эти первые команды, я могу пропустить этот этап и перейти к другому, более продвинутому этапу». Они имеют в виду, что иногда ребенок делает то, что ему говорят, иногда ребенок удивляет вас своими ответами, а иногда он действует так, как будто понимает, что вы ему сказали. Это очень хорошо: ребенок таким образом показывает свои возможности. Однако такая непредсказуемость может помешать вам и ребенку. Поэтому мы советуем вам отнестись к обучению на начальном этапе серьезно с тем, чтобы с самого начала установить контроль над поведением ребенка - он должен делать только то, что вы захотите, и когда вы просите его об этом. Если на начальном этапе программы вы сможете взять это под надежный контроль, вы построите хорошую базу для последующего обучения. Ведь вы не хотите, чтобы ваш ребенок возбуждался или испытывал приступы раздражения; лучше, когда он спокойно сидит на стуле, его руки внизу, визуальный контакт с вами установлен, а при этом он реагирует (послушно) правильно (предсказуемо) на ранние команды («Встань», «Садись», Подними руки»). Если вы не можете контролировать поведение ребенка на этом этапе, далее, возможно, вы уже не сможете это осуществлять, так как дальнейшие программы будут постепенно усложняться. С другой стороны, вы будете приятно удивлены, каким расслабленным и удовлетворенным станет ребенок, как только он поймет, что вы, будучи на «водительском месте», ожидаете от него, что сам он не может увильнуть, используя для этого ненормальное или безрассудное поведение и, что он находится в учебной ситуации, которая дает ему возможность успешно показать свои умения. Будьте терпеливы и не торопите события; очень важно сначала построить хорошую основу. Это необходимо в данной ситуации также, как и в любом другом начинании. Ребенок не сможет успевать на продвинутых этапах обучения, если у него нет основы.
К началу
Ранний рецептивный язык
Для данных занятий надо, чтобы вы и ребенок сидели друг напротив друга на расстоянии 2-х шагов.
К началу
"Подними руки"
Шаг 1: Стимул. Начните обучение с ввода инструкции: «Подними руки». Скажите это громко, внятно и небыстро. Убедитесь, что ребенок не стимулирует себя на отвлеченные действия, что он сидит прямо на стуле и смотрит на вас. Не давайте сложных команд, например: «Джон, послушай, теперь я хочу, чтобы ты поднял руки». Это предложение содержит слишком много ненужных слов (шум) и не позволит вашему ребенку сосредоточиться на необходимой (отличительной) части вашей инструкции, которая очень проста: «Подними руки». Убедитесь, что вы соблюдаете определенную паузу между командами (от 3-х до 5-ти секунд). Если ребенок отвечает вашим критериям (9 правильных ответов из 10 или 18 из 20-ти), переходите к отработке другого приема. Если ребенок реагирует неправильно, переходите к Шагам 2 и 3.
Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать поднятие рук, вы можете подсказать ему, немедленно подняв свои руки после команды. Если ребенку не удается имитировать это действие, повторите попытку или физически помогите ребенку. Заставляйте ребенка «развернуть» свой ответ: пусть он задержит поднятые руки на 2 или 3 секунды, а потом поощрите его. Это поможет ребенку понять (отличить) стимул поощрения.
Шаг 3: Ослабление подсказки. Постепенно и систематически ослабляйте визуальную подсказку, выполняя со своей стороны все меньше действий. Например, после того, как ребенок правильно реагирует на 5 последующих команд, поднимайте свои руки, доводя их только до уровня вашей головы. А ребенок при этом должен поднять свои руки полностью вверх, перед тем, как вы его поощрите. При каждой следующей попытке, имея целью ослаблять подсказку, доводите свои руки сначала до уровня плеча, затем груди, талии, пока визуальная подсказка будет совсем не нужна.
Иногда, целесообразно и полезно заметить, что ребенок может отвечать на команду без того, чтобы вы использовали все этапы ослабевающей подсказки. Это можно заметить, если совсем убрать подсказку для следующих после правильного ответа, 1-ой или 2-х попыток. Эти попытки можно назвать «пробными». Они «испытывают» ребенка на то, какой ответ он может дать. Некоторые дети очень быстро учатся, поэтому они могут пропустить некоторые этапы подсказки или подсказку в целом. Если ребенок не может выполнить команду, вернитесь к использованию подсказки и последовательно ослабляйте ее. В любом случае, ребенок должен поднять свои руки вверх, по вашему требованию задержать их вверху 2 или 3 секунды, перед тем, как его поощрят.
Важно то, что ребенок учится поднимать руки, только когда вы говорите ему сделать это. Если на начальном этапе позволять ему поднимать руки, когда ему самому захочется, он может не научиться слушать вас. Поэтому, когда ребенок поднимает руки по своему желанию, громко скажите: «Нет!» и остановите его действие.
Когда ребенок научится поднимать руки, воспринимая команду, начинайте обучение другому элементу поведения.
К началу
"Дотронься до носа"
Шаг 1: Стимул. Дайте команду: «Дотронься до носа». Эта команда подходит для обучения на втором этапе, так как она отличается от команды: «Подними руки» по звучанию и по физическому исполнению. На начальных этапах подбирайте команды, которые отличаются друг от друга для того, чтобы успех ребенка на этом этапе был максимальным. Например, команда: «Руки в стороны» очень похожа на «Руки вверх» и может поначалу запутать ребенка. На более поздних этапах использование похожих команд станет необходимым для того, чтобы научить ребенка концентрировать свое внимание на деталях, но в начале ему будет очень трудно это делать. Если ребенок правильно реагирует на команду: «Дотронься до носа», переходите к другому элементу поведения. В противном случае, переходите к Шагам 2 и 3.
Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать это действие, вам следует подсказать ему, дотронувшись до своего носа, сразу после произнесения соответствующей команды, для того, чтобы он сделал то же самое. Если имитация ребенку не удалась, помогите ему физически совершить это действие. Поощрить ребенка следует после того, как он сумеет имитировать вас, дотрагиваясь до своего носа. Убедитесь, что ребенок способен задержать свой палец (пальцы) на носу 2 или 3 секунды перед тем, как поощрить его.
Шаг 3: Ослабление визуальной подсказки. Как только ребенок начнет с готовностью вас имитировать, постепенно и систематически ослабевайте подсказку. Например, после 5-ти успешных последовательных имитаций, выполненных ребенком, не доносите свою руку до носа сначала на 1 дюйм (2,5 см), затем на 2 и на 3 дюйма. Следующий шаг: постепенно поднимайте свою руку, доводя указательный палец сначала до уровня подбородка, затем груди, пока ребенку совсем не понадобится визуальная подсказка. В любом случае, ребенок должен расположить свой палец (пальцы) непосредственно на носу и, по требованию, удержать его там в течение 2 или 3 секунд перед получением награды. Когда ребенок может дотрагиваться до своего носа по команде, переходите к случайному чередованию.
К началу
Случайное чередование
Когда вы закончили обучение команде "Дотронься до носа" и сразу после этого скажите "Подними руки", возможно ребенок дотронется до своего носа. Ребенок пока еще не понимает разницу между командами; все, что вы говорите, для него является "шумом". Ваша задача научить его понять, что команды бывают разными; вы должны научить ребенка отличать их. Случайное чередование является частью этого процесса обучения.
Шаг 1: Снова дайте команду: "Подними руки". Если ребенок ничего не сделает или выполнит команду неправильно, громко скажите: "Нет!"; повторите команду и подскажите правильный ответ. Первая подсказка должна быть самой незначительной из тех, которые применяются для данной команды. Если она не работает, вы должны применить другую, более явную подсказку. Продолжайте усиливать подсказку при последующих попытках, пока ребенок не ответит правильно. Как только это произойдет, уберите подсказку совсем, как вы это делали на начальном этапе обучения. Продолжайте тренировать правильный ответ, чтобы достичь 5-ти правильных ответов без подсказки. (Надо контролировать, чтобы неудача в выполнении отдельной попытки не повлияла на отношения ребенка к заданию в целом. Вспомните, как он справлялся с похожими проблемами ранее. Если у ребенка не получается выполнить задание, он может сорвать занятие. Агрессия, которая глубоко сидит в нем, может выйти наружу или он может снова начать себя заводить. Не позволяйте ребенку вести себя так.)
Шаг 2: Дайте другую команду ("Дотронься до носа"). Подскажите ребенку так, чтобы он правильно прореагировал на команду. Когда он трижды правильно ответит, снова дайте первую команду ("Подними руки"). Подскажите и повторяйте команду, как вы это делали ранее. После двух правильных реакций, дайте первую команду и повторяйте все, как раньше. Как только ребенок научится выполнять обе команды по первому требованию, переходите к Шагу 3.
Шаг 3: Важно быть уверенным в том, что ребенок умеет различать две первые команды, прежде чем переходить к изучению третьей. Для этого надо дать ребенку серию из первых двух команд в случайном порядке. Например, попросите его дотронуться до носа дважды, затем один раз поднять руки вверх, потом один раз дотронуться до носа, после чего три раза поднять руки вверх и т.д. Важно менять последовательность и число команд с тем, чтобы ребенок не привыкал к какому-то определенному образцу чередования команд, а слушал вас. Например, если вы всегда начинаете с одной команды и по порядку чередуете ее с другой командой, ребенок запомнит порядок выбора правильных ответов и, фактически, уже не будет слушать ваши команды. Не повторяйте одну и ту же команду много раз подряд, так как вы можете научить ребенка упорно повторять эту команду снова и снова. Вы должны быть уверены, что ребенок использует ваши слова как сигналы к своим ответам. Продолжайте заниматься, пока ребенок не достигнет успеха.
К началу