Quot;• I ' - .\i.:-.-;l.. . ■ •. ' i'. Re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 1 страница
§ 5. Имидж: в системе индивидуального поведения и социального влияния
Прежде чем двигаться дальше, еще раз зафиксируем введенные определения.
Под Я-концепцией мы будем понимать символическую структуру, выражающую представления индивида о том, каким он является на самом деле; под идеальным Я — символическую структуру, выражающую его представления о том, каким он хотел бы быть; под образом у других— символическую структуру, выражающую то, каков он в восприятии других.
Из трех указанных символических структур Я-концепция являйся самой сложной, поскольку она в каких-то своих частях воспроизводит содержание двух других структур.
Так, образ у других не может более или менее адекватно не Сражаться в Я-концепции уже по определению, поскольку быть Ьспринимаемым другими таким-то образом, производить такое-р впечатление составляет одно из объективных свойств индивида («Я произвожу впечатление растяпы», «Меня боятся» и т.д.).
Идеальное Я также получает преломление в Я-концепции в силу ■го, что многие характеристики, приписываемые индивидом самому себе, такому, каков он есть в действительности, отталкива-Отся от соответствующих характеристик идеального Я (например, ■И беден, а хотел бы быть богатым!», «Я сутулый, а хорошо было 1ы иметь идеальную осанку»).
В § 4 говорилось о том, что Я-концепция, идеальное Я и образ у других, как правило, не совпадают, в связи с чем мы выдвинули Гипотетическое положение о том, что именно эти несовпадения и мотивируют деятельность по созданию имиджа. При этом мы не ктавили вопроса о том, какое из трех возможных расхождений
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
§ 5. Имидж в системе индивидуального поведения...
является более проблематичным для индивида и играет ведущую роль в стимулировании деятельности по созданию имиджа.
Как уже говорилось, психологи-гуманисты первостепенное значение придают расхождению между Я-концепцией (в нашем определении) и идеальным Я, полагая, что люди, как правило, имеют заниженную самооценку. Так, К. Роджерс пришел к выводу, что большинство людей, которых он знал, «презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить» [49, 76].
Однако многие эксперименты, проведенные разными специалистами в разное время и при разных условиях, подтвердили обратное. Выяснилось, что у большинства людей наблюдается феномен предрасположения в пользу собственного Я. Этот феномен проявляется в виде многочисленных частных тенденций, например:
♦ если нежелательное действие не может быть забыто или аннулировано, то мы мржем оправдать его;
♦ чем более благосклонно мы относимся к тем или иным cgpjiM характеристикам, тем в большей степени мы используем именно их в качестве параметра для суждений о людях вообще;
♦ если тест или какой-нибудь другой источник информации л^зрдит нам, мы будем этомулесш^лихозитивно оценивать и тест, и любые другие факты, предполагающие, что тест
♦ большинство студентов университета считают, что тест для оценки успеваемости недооценивает их способности;
♦ если мы узнаем, что имеем отношение к какому-то достойно-му_щрщания человеку (скажем, мы родились в один день), мы смягчаем наше отношение к нему [49, 86—87].
Существует мнение, что предрасположение в пользу своего Я выполняет адаптационную функцию. Люди, которым это предрасположение не свойственно (люди с низкой самооценкой), более уязвимы для тревоги и депрессии. «Люди в состоянии легкой депрессии менее склонны к иллюзиям — они обычно видят себя так, как их видят другие, что иногда действительно может привести к глубокой депрессии» [49, 90].
Из этого вытекает, что расхождения между Я-концепцией и идеальным Я не так уж велики, поскольку они преодолеваются по средством механизмов предрасположения в пользу собственного Я и, по-видимому, составляют действительно серьезную проблему только для сравнительно небольшого контингента людей, страда ющих низкой самооценкой и склонных к депрессии.
| |
ИдЗ сближения Я-концепции и идеального #следует также, что и асхождение между Я-концепцией и образом у других не может со-тавлять самой серьезной проблемы для большинства людей, хотя ы уже в силу фиктивности и подвижности Я-концепции, которая, ак выясняется, находится в определенной зависимости от иде-льного Я. Поэтому на первый план выступает расхождение между иде-шльным Я и образом у других, между тем, каким я хотел бы быть, и ■ем, каким я являюсь для других. Значимость этого расхождения усиливается, во-первых, благодаря тому, что образ у других во многих Ьлучаях точнее отражает то, чем мы является на самом деле, чем Ш-концепция, которая, как выяснилось, подвержена коррупции. Тем Ьамым конфликт между идеальным Я и образом у других вбирает в Кебя тот конфликт между Я-концепцией и идеальным Я, о котором Говорят К. Хорни и другие психологи-феноменалисты. Во-вторых, ■ы стремимся приблизить наш образ у других к нашему идеальному .Яеще и потому, что в случае, если это нам удается, это облегчает вам процесс дальнейшего приближения нашей Я-концепции к нашему идеальному Я. Если мы добьемся того, что люди будут приписывать нам те качества, которыми мы хотели бы обладать на самом ■еле, то это послужит наилучшим подтверждением тому, что мы Врйствительно обладаем этими качествами, и наилучшим образом ■подыграет» нашему предрасположению по отношению к собственному Я.
Эта мотивация лежит в основе деятельности, которая получина название самопрезентации. «Существуют неоспоримые свидетель-Нтва того, что люди иногда преподносят себя не такими, каковы ■ни на самом деле», — пишет Д. Майерс. При этом он определяет ■амопрезентацию следующим образом:
Самопрезентация— это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам» [49, 96].
Проявления самопрезентации многообразны. К ним относятся т такие действия, которые на первый взгляд могут показаться на-■гравленными к противоположной цели, как, например, «ложная скромность», создание себе препятствий. Нередко можно наблю-■ать, как люди занимаются самоуничижением, однако в действительности они добиваются успокаивающих «поглаживаний». Р. Го-"улд, П. Бронштейн и Г. Сигал обнаружили, что в эксперименталь-
■ -6675
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
=§5. Имидж в системе индивидуального поведения...
Образ у других |
Образ себя для \, других Щ V 1 ч I |
. |
ных условиях студенты Мэрилендского университета восхваляли ожидаемого оппонента в случае, если оценка производилась публично, если же это делалось анонимно, то они приписывали будущему оппоненту куда меньше способностей [49, 97]. Р. Баумейстер и С. Илко попросили студентов описать «важное событие, завершившееся успешно». Те, кого попросили подписаться, и те, кто полагал, что их рассказ прочтут другие, часто выражали благодарность за помощь или за эмоциональную поддержку, которую они получали от других людей. Те, кто писал анонимно, выражали благодарность значительно реже, чаще же описывали, как сами добились успехов. В основе создания себе препятствий лежит мотив, который можно выразить фразой: «Я не неудачник, у меня все в порядке, мне только мешает эта проблема». «Почему люди ставят себе препятствия в виде саморазрушительного поведения? <...> Вы можете понять, почему, боясь неудачи, люди могут сами строить себе препятствия, развлекаясь перед собеседованием по устройству на работу полночи на вечеринке или играя на компьютере вместо занятий перед сложным экзаменом? Когда Я-образ связан с выполнением чего-либо, приложить усилие и потерпеть неудачу может оказаться для нас более разрушительным, чем иметь готовое оправдание. Если препятствие помешало нам, мы останемся "при своей" самооценке; если же нам сопутствовал успех, мы укрепим свой Я-образ. Препятствия защищают нашу самооценку и общественный имидж, позволяя приписывать неудачи чему-то временному или внешнему ("Я плохо себя чувствовал"; "Я слишком поздно засиделся прошлым вечером"), а не недостатку таланта или способностей» [49, 95].
В принципе не будет ошибкой назвать самопрезентацию деятельностью, направленной на создание имиджа. «Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты. Так же, как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» [49, 64]. При этом, однако, следует сделать оговорку, что самопрезентация является не единственным механизмом, используемым для создания имиджа, что будет показано ниже.
Заметим, что. далеко не всегда люди в процессе самопрезентации ставят цель создать у других образ своего Я, идентичный своему идеальному Я. Такая цель во многих случаях была бы чересчур утопичной. Чаще всего они руководствуются более «реалистичной»
Рис. 2. Образ себя для других в структуре самосознания
■рограммой, выдвигая в качестве цели самопрезентации некий Символический образ себя для других. Если отношение между Я-кон-Щепцией, идеальным Я и образом для других условно изобразить в ■иде треугольника, то точка, соответствующая образу себя для дру-ших,должна располагаться где-то на той его грани, которая соединяет вершины, соответствующие Я-концепции и идеальному Я, ближе ■ тому или другому ее концу, в зависимости от уровня самооценки и других факторов (рис. 2).
А поскольку, как сказано выше, принятие другими этого образа способствует «подтягиванию» Я-концепции к идеальному Я, то мы не ошибемся, если скажем следующее:
Стремление приблизить Я концепцию к идеальному Я
служит универсальным мотивом к созданию имиджей.
Универсальность этого мотива следует понимать в том смысле, ■тоон имеет общепсихологическое значение и его наличие не зависит от внешних условий и тех прагматических целей, которые [преследует индивид.
Создание имиджа как образа себя для других, отличного от образа Я у других и от Я-концепции, может происхо-
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
дить и ради достижения прагматических целей, никак не связанных с мотивом реализации предрасположения в пользу своего Я.
Эту деятельность необходимо рассматривать в контексте социального влияния.
Определяя, что такое социальное влияние, Ф. Зимбардо пишет: «В процессе социального влияния поведение одного человека имеет своим следствием или целью внесение изменений в то, как другой человек ведет себя, чувствует себя или думает о чем-либо» [29, 56].
Одним из видов социального влияния является рациональное убеждение (persuasion), которое состоит в попытках воздействия на установки реципиента посредством изменения их когнитивной составляющей, т.е. системы знания и убеждений. Замечено и подтверждено экспериментально, что убеждающие доводы в качестве тактики влияния действеннее, чем подкуп, лесть, угрозы или применение силы [29, 146]. Преимущества рационального убеждения перед другими способами социального влияния связаны главным образом с тем, что решение, принятое в результате его воздействия, всегда является осознанным, добровольным, выразимым в словесной форме и обоснованным. Иными словами, человек, которого мы убедили (а не заставили, не принудили, не упросили, не загипнотизировали и т.д.), может сказать: «я считаю так-то и так-то (решил поступить таким-то и таким-то образом), потому что...» — и привести достаточно веские (по крайней мере для него самого) основания своего мнения или решения. Эти основания скорее всего будут заимствованы из нашей же аргументации, поскольку если аргументы, которые мы используем, окажутся для реципиента убедительными, то он сделает их своими {примет их), а значит, сможет использовать впоследствии и в собственной аргументации.
Это произойдет в том случае, если реципиент подвергнет убеждающее сообщение систематическому анализу, т.е. соотнесет поступающую информацию и подкрепляющие ее доводы с хранящимися в его памяти убеждениями и знаниями. Однако такое происходит далеко не во всех случаях. Чаще всего, в силу избытка информации и дефицита времени на ее осмысление, люди вместо систематического анализа используют для переработки поступающей информации различные эвристики. Ф. Зимбардо в качестве объяснения, что такое эвристики, приводит следующие примеры:
§ 5. Имидж в системе индивидуального поведения...
[•По мере взросления мы усваиваем простые правила: "подчиняйся авторитету" или, например, "отвечай добром на добро"; мы позволяем этим, казалось бы, вполне разумным правилам руководить нами в определенных ситуациях. Жизненный опыт учит нас [Опираться на эвристики также и в контексте ситуаций, связанных Б убеждением: "утверждениям признанного специалиста можно верить", "информация, с которой соглашается большинство, скорее всего правильная" или "чем сообщение длиннее, тем оно аргументированней"» [29, 172].
Исследования процесса убеждения показали, что на этапе примятая информации использование эвристик может происходить иибо в дополнение к систематическому анализу поступающих сообщений, либо вместо него [178].
Так, эксперименты, проведенные в 1998 г. А. И. Донцовым и шЛ. Ю. Токаревой [25, 115—123], обнаружили эффект приближения позиции меньшинства к позиции большинства в результате групповой дискуссии по личностно-значимой проблеме (в эксперименте в качестве личностно-значимой темы была использована тема ■выбор работы»). Общий вывод из серии экспериментов состоит в ■ом, что в целом активное обсуждение в виде групповой дискуссии способствует сближению изначально противоположных позй-иий меньшинства и большинства, причем сближение тем замет-рее, чем более значимой (в личностном или общественном смыс-ие) является обсуждаемая проблема. При этом, если дискуссионная ■роблема является только общественно-, но не личностно-значимой для испытуемых, ее обсуждение способствует симметричному кшижению позиций меньшинства и большинства. Если же обсуж-■аемая проблема становится непосредственно личностно-значимой для испытуемых, то позиция меньшинства приближается к Общепринятому в данной группе мнению большинства. Таким образом, чем более личностно-значима обсуждаемая проблема, тем слабее влияние меньшинства и тем сильнее воздействие большинства [25, 120].
Этот эксперимент, помимо его самостоятельного научного знамения, можно считать ярким примером, иллюстрирующим использование эвристики «информация, с которой соглашается большинство, скорее всего правильна».
В общем же случае эвристический путь предполагает применение эвристического правила на основании какого-нибудь очевидно значимого признака, который обнаруживается сразу, до окон-
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
чания (а иногда и до начала) систематического анализа сообщения и блокирует его продолжение. В теории социального влияния типы информационных сигналов, провоцирующие применение эвристик, называют периферическими ключевыми стимулами, поскольку они, находясь на периферии содержания сообщения [178], тем не менее оказывают ключевое влияние на его принятие реципиентом.
Многочисленные эксперименты и огромная социальная практика показывают, что имидж человека, передающего сообщение, относится к числу мощных периферических ключевых сигналов.
«Если человек, передающий информацию, привлекателен, его позитивные черты будут замечены и вызовут положительные когнитивные реакции, — пишет Ф. Зимбардо, — если, однако, источник информации не симпатичен аудитории, в глаза могут броситься его отрицательные черты <...>. Такая интерпретация отлично видна на примере когнитивных реакций, перечисленных студентами колледжа после получения ими сообщения. Они утверждали, что к информации, которая была зачитана диктором, они отнеслись более заинтересованно, чем к той же самой информации, предъявленной в виде письменного сообщения, — а мысли, возникшие по ее поводу, имели более позитивное направление, когда человек, передавший сообщение, был им симпатичен» [29, 178\.
Среди многочисленных экспериментов, подтверждающих тот факт, что от отношения между участниками коммуникации (коммуникатором и реципиентом), а именно от восприятия реципиентом коммуникатора, зависит восприятие объекта коммуникации, приведем лишь некоторые. Так, Н. Н. Богомолова показала, что отношение телевизионной аудитории к телеведущему складывается из двух составляющих: отношения «коммуникатор—телевизионное сообщение» и отношения «коммуникатор—аудитория» [14], эксперименты, проведенные в середине 80-х годов В. Ф. Петренко, продемонстрировали, что социальная роль и стиль общения телекоммуникатора влияют на восприятие и понимание информационного сообщения [63, 46—66\. Еще раньше Г. Гольдхабер показал, что «парадокс сетевых новостей заключается в том, что успех связан гораздо меньше с их информационным содержанием, нежели с харизмой тех личностей, которые поставляют нам новости» [29, 178\.
р- § 5. Имидж в системе индивидуального поведения...
Эффективность воздействия периферических ключевых стимулов в рамках убеждающей коммуникации хорошо известна практикам рекламы и политики, а также имиджмейкерам. Как пишет |Ф. Зимбардо, «люди, составляющие рекламные сообщения, речи кандидатов на выборные должности и объявления о доступных ислугах, активно используют убеждающий потенциал периферических стимулов в средствах массовой информации (вещательных или же печатных, включая доски объявлений и иллюстрированные журналы) — там, где эти сигналы будут замечены и отвлекут на себя внимание. Эти люди знают, что одна картинка стоит тыся-чи слов, если аудитория слишком занята или незаинтересована, ■тобы сосредоточиваться на вербальном сообщении, основанном ■а последовательном изложении доводов. Им также известно, что при таких обстоятельствах основную роль играет образ, или шмидж, — привлекающий внимание, легко доступный пониманию Н запоминающийся периферический стимул, буквально кричащий: !"Я вам нравлюсь? Так не отвлекайтесь на детали! Моя информация (продукт) — это именно то, что вам нужно!"» [29, 178].
Экспериментальное исследование, проведенное в 1976 г. Чей-кеном и Игли [127, 605—614], показало, что сложное сообщение ■вляется более убедительным, если оно представлено в письменном виде, легкая же для понимания информация, напротив, бывает более убедительной в тех случаях, когда она представлена в Ьидеозаписи. Для объяснения этих результатов была выдвинута гипотеза, состоявшая в том, что препятствием для принятия сложной информации является дискомфорт, вызываемый непониманием, п как следствие его отторжение, которое нейтрализует убеждающее воздействие периферических ключевых стимулов. Представление же такой информации в письменном виде облегчает понимание благодаря свободе выбора последовательности и длительности восприятия отдельных элементов сообщения, тем самым негативный эмоциональный фон, вызванный непониманием, снимается. Когда же препятствий к пониманию нет, то воздействие периферических ключевых стимулов выступает на первый план. Богатый источник таких стимулов дает видео, позволяя передать личную привлекательность оратора, его способность вызвать к себе доверие и др.
Эта гипотеза была проверена в ряде экпериментов [128, 241— 156]. В ходе одного из экспериментов студентам колледжа охарактеризовали оратора как привлекательного (или, наоборот, неприв-
Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа
§ 5. Имидж в системе индивидуального поведения...
лекательного человека), после чего они получили одну и ту же несложную для понимания информацию, представленную либо в распечатке, либо на видеокассете. В результате обнаружилось, во-первых, что сравнительная эффективность различных средств передачи информации зависит от привлекательности оратора таким образом, что если оратор привлекателен, то установка публики претерпевала более значительные изменения, когда информацию передавали по телевидению, чем когда она была представлена в виде текста, во-вторых, убедительность информации, переданной в видеозаписи, зависит от привлекательности коммуникатора: если коммуникатор привлекателен, то информация более убедительна.
Итак, мы показали следующее. Источниками мотивации в пользу деятельности по созданию имиджа служат две группы психологических фактов:
Первая группа фактов связана с возможностью использования имиджа в целях реализации предрасположения в пользу своего Я и улучшения своей Я-концепции, что позволяет людям решать свои индивидуально-психологические проблемы.
Другая группа фактов свидетельствует в пользу того, что имидж может быть использован как мощное средство социального влияния.
Если факты первой группы инспирируют в основном индивидуальную деятельность по созданию собственного имиджа, то вторые легли в основу целого ряда видов профессиональной деятельности, так или иначе связанных с производством имиджей.
К таким видам деятельности в первую очередь следует отнести деятельность политиков. В современную эпоху, в связи с появлением новых каналов массовой коммуникации и связанных с ними специфических форм социального влияния, производство имиджей выделилось в особую деятельность, достигшую в наше время индустриальных масштабов.
Что такое феномен предрасположения в пользу собственного Я> Как он влияет на отношения между Я-концепцией, идеальным Я к зеркальным Я>
Что такое образ себя для других!
Что такое самопрезентация? Верно ли будет назвать самопрезентацию деятельностью, направленной на создание имиджа? Верно ли будет назвать деятельность по созданию имиджа самопрезентацией? Почему?
Всегда ли создание имиджа подчинено цели повышения самооценки? Почему?
Приведите примеры эвристик, заменяющих систематический анализ поступающих сообщений.
Что такое периферический ключевой стимул? В каком случае имидж может служить периферическим ключевым стимулом? Как это используется в социальном влиянии?
Вопросы к параграфу
1. Почему мы утверждаем, что Я-концепщя в определенных своих частях воспроизводит содержание идеального Я и зеркального Я!
.|,|, ! | И I"-»- ■<■ •"--:" »~» "»""»* " ■
§ 6. Создание имиджа как способ преодоления когнитивного диссонанса
В § 5 в качестве объяснительной схемы индивидуальной деятельности по созданию имиджа была предложена система символических структур, включающая Я-концепцию, идеальное Я, образ у других и образ себя для других. Там же говорилось, что в большинстве случаев люди в процессе самопрезентации не ставят цель создать у других образ своего Я, идентичный своему идеальному Я, а выбирают более реалистичную цель, моделируя в своем сознании в качестве цели самопрезентации особую символическую структуру, которую мы назвали образом себя для других и которая на условной схеме располагается на отрезке, соединяющем точки, соответствующие Я-концепции и идеальному Я (рис. 3).
Образ себя для других |
Образ у других |
Я-концепиия |
Рис. 3. Образ себя для других как цель самопрезентации |
Идеальное Я
§ 6. Создание имиджа...
Сказанное можно истолковать в том смысле, что имидж и есть ябраз себя для других. На самом деле это не так. В § 1 мы определили ■мидж как образ, создаваемый в процессе субъект-субъектного кзаимодействия, т.е. как результат некоторой деятельности, в то кремя как образ себя для других является не результатом деятельности по созданию имиджа, а ее целью, представленной в виде идеальной модели. Конечно, в случае успешного достижения цели результат деятельности по созданию имиджа может совпасть с об-Шазом себя для других, но такие случаи представляют скорее исключение, чем правило. Чаще же всего результаты индивидуальной юятельности по созданию имиджей, которая, как правило, осуществляется на интуитивном уровне, без использования специ-Ььных техник, гораздо менее предсказуемы. В общем случае эта деятельность совершается путем проб и ошибок, в ходе которых Ьзникает целая цепь промежуточных имиджей, причем в силу Ьшамизма социальной практики и когнитивной неопред ел еннос-1и среды, в которой она протекает, эта цепь является принципи-Ььно разомкнутой.
Более того, поскольку деятельность по созданию имиджей обыч-iiii является встроенной в другую деятельность, которая для субъекта имиджа является основной, сама цель самопрезентации, представ-Ьемая в виде символической модели, может изменяться под вли-иием различных обстоятельств (усвоения новой информации, Вменения внешних обстоятельств, появления новых целей, включения в социальное окружение новых субъектов и т.д.).
Поэтому используемое нами до сих пор понятие имиджа как ■мволической структуры следует признать довольно сильной иде-■изацией. Для большего приближения к реальному процессу со-|дания имиджей следовало бы представить имидж не как симво-ическую структуру, а как множество символических структур, Ьинципиально нечеткое, с размытой периферией. Это множество южно условно изобразить в виде круга с нечеткими границами кис. 4), в центре которого находится образ себя для других, на периферии — абстрактно возможные образы у других. Плотность и «куч-Ьсть» заполнения круга индивидуальна для каждого конкретного Ьучая деятельности по созданию имиджа и зависит, в числе про-их факторов, от степени развития у субъекта—прообраза имиджа ех социальных умений, которые необходимы для его успешного издания. В конечном счете каждый индивидуальный «график» со-|ания имиджа будет напоминать мишень после стрельбы, на копрой «десятка» соответствует желаемому образу себя для других.