Развитие поискового поведения на сенсомоторной стадии по Ж. Пиаже
Возраст | Поисковое поведение |
0-4 месяца 4-8 месяцев 8-12 месяцев 12-18 месяцев 1 8-24 месяца | Нет зрительного и мануального поиска Поиск частично скрытого объекта Поиск полностью скрытого объекта Поиск после видимых перемещений объекта Поиск после скрытых перемещений объекта |
Интеллектуальное развитие в первые два года жизни отличается принципиальными достижениями. Младенец, активно взаимодействуя со средой, проходит путь от рефлекторных реакций на воздействия к организации сенсорного и моторного взаимодействия для приспособления, а далее, через интериоризацию первоначальных схем действий, приходит к образованию репрезентации мира, выражающейся в возможности использовать символические мыслительные процессы, которые являются предпосылкой следующих быстрых изменений в мышлении ребенка.
Дооперациональная стадия развития (от 2 до 7 лет)
Основная характеристика данной стадии развития — это становление мышле-
ния как системы ментальных операций. Непрерывность между стадией сенсомо-торного интеллекта и дооперациональной стадией состоит в том, что в предыдущем периоде у ребенка были развиты сложные координированные действия. Согласно Пиаже, ментальные операции — это ин-териоризированные формы действий, которые младенец уже освоил, например упорядочивая, комбинируя и разделяя объекты в физическом мире. Однако мышление не является еще полностью логическим, потому что детские ментальные действия в репрезентируемом мире должны быть систематизированными и скоординированными.
Пиаже разделил дооперациональную стадию на две субстадии: доконцептуаль-ную (2—4 года) и интуитивную(4—7 лет).На доконцептуальной субстадии наблюдается быстрое развитие символических функций: языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кормить куклу палочкой, как ложкой, укладывать ее спать на кусочек материи, как на подушку, и т. п. На интуитивной субстадии ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует. Он применяет операции и не может объяснить причину решения задачи.
Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта. Это — эгоцентризмдетского мышления и анимизм(одушевление неживой природы).
Типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий эти особенности.
Пиаже: Солнце движется?
Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.
Пиаже: Почему оно движется?
Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.
Пиаже: Почему оно идет?
Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы говорим.
Пиаже: Оно живое?
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Ребенок: Конечно, если бы это было не так, то оно не ходило бы за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 19931).
; Диалог демонстрирует обе характеристики: одушевленность и эгоцентризм. Ребенок полагает, что мир организован и создан для него (солнце подражает ему, поворачивает за ним, ходит, слушает его).
Эгоцентризм детского мышления на дооперациональной стадии проявляется также в неспособности ребенка видеть веши с точки зрения другого человека. Данная особенность наиболее ярко проявляется в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера находился в центре стола, вокруг которого были расставлены стулья. Ребенок сидел на одном из них, а кукла помещалась на каком-либо из оставшихся стульев. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам с разными видами гор, какое именно изображение «видит» кукла со своей позиции. Верные решения оказались доступными только детям 9-10 лет. , . Обе характеристики детского мышления, выделенные Пиаже, подвергались критике. Критика анимизма детского мышления состоит в том, что Пиаже использовал в диалогах такие объекты, как солнце, луна, ветер, которые часто имеют сказочные и магические интерпретации. В экспериментах А. Мезей и Р. Гельман (1988), было показано, что если использовались простые и знакомые объекты для сравнения, то дети младше 4 лет хорошо различали живые объекты, например млекопитающих, от неживых статуэток. Даже дети 3-летнего возраста отличали движение повозки от движения животного, а чучело животного — от самого животного.
Критика эгоцентризма детского мышления была направлена на неадекватность и отвлеченность вопросов и заданий, которые использовал Пиаже. М. Дональдсон 11985], а затем П.Лайт [Light, 1988) и М. Сигал [Siegal, 1991| предположили, что ошибки детей логически решать задачи в большей степени связаны не с их ограничениями в понимании вопросов, а с абстрактностью, отвлеченностью задач, не имеюших социального контекста. В задачах Дональдсон ребенок должен был спря-
тать куклу-мальчика сначала от одного, а затем от двух полицейских. В этой задаче дети 3,5 года давали 90% правильных ответов. Обсуждая исследования Дональдсон и задачу Пиаже «Три горы», М. Кокс [Сох, 1991J пришла к выводу, что задача на интерпретацию невидимых объектов у Дональдсон не требует такой сложной связи пространственных отношений, как в задаче с тремя горами. Кокс заключила, что знания более сложных пространственных сцен (как вид трех разновеликих гор) появляются позже, чем предполагает Дональдсон. Однако дети 4-6 лет могут отделить свою собственную точку зрения от другой. Интерпретация задачи Пиаже «Три горы* состоит не в том, что дети опираются на эгоцентрическую точку зрения, они просто выбирают лучший вид сцены. Кокс предлагала детям такую же задачу, как Пиаже, но только на столе были разложены предметы разной величины — кувшин, бутылка и стакан. Дети выбирали тот вид предметов, который позволял им видеть их все одновременно, и отвергали те виды, в которых один предмет «перекрывал» другой, мешая их восприятию. Г'"* Ключевой характеристикой мышления ' дошкольников, согласно мнению Пиаже, является их центрация на какой-то одной характеристике задачи в данное время, что оставляет мышление дологическим. Эта особенность проявляется в решении разных задач. Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сернацию. Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Например, разложить палочки по их длине.
Ограничения мышления обнаруживаются и в задачах классификации (установление отношений класс-подкласс). Если ребенка, которому были даны семь игрушечных собачек и три кошки, спрашивали, кого больше, собак или кошек, он отвечал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.
Основным достижением при завершении стадии дооперационального мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, ко-
5.2. Когнитивное развитие
торая помогает ему видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет игнорировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и тем самым подчеркивает неизменность и непрерывность существования. Сохранение относится к разным атрибутам объекта, например массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми 5-6-летнего возраста, демонстрирующими несформиро-ванность понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.Примеры задач на сохранение представлены на рис. 5.4.
Дологичность мышления на стадии дооперационального интеллекта связана с характеристиками логических операций, свойственных детям данного возраста. Важнейшая характеристика — необратимость.Дети не понимают, что каждая логическая операция обратима. Пример необратимости при решении простой логической задачи ребенком 4 лет:
«*У тебя есть брат?» — «Да». «Как его имя?» — «Джим». «У Джима есть брат?» — «Нет».
Вторая характеристика дооперационального мышления, тесно связанная с сохранением, — транзитивность,предполагающая образование общей системы операций, обеспечивающей переход от одного состояния к другому. Например, ребенок игнорирует действия экспериментатора по переливанию жидкости из ши-
рокого сосуда в узкий, решая задачу (где жидкости больше?) только на основании конечной характеристики — уровня жид* кости в сосуде.
Третья характеристика мышления детей-дошкольников — центрация.Ребенок фокусируется на одном измерении, например высоте воды в сосудах. Такая центрация не позволяет перейти к рассмотрению возможностей реципрокного взаимодействия изменений между атрибутами объекта.
Стадия конкретных операций(7-11 лет) Пиаже выдвинул положение об освоении ребенком системы конкретных операций. Операция — тип схемы, который определяется как интериоризированное, обратимое образование. Это означает, что ребенок может совершать действия не только в поведенческом плане, но и в ментальном. Тогда операции должны обладать характеристиками обратимости, сохранения и транзитивности, которые начали формироваться на предыдущей стадии развития мышления. В период конкретных операций происходят кардинальные изменения: уменьшается центрация и эгоцентризм мышления; возрастает способность понимания сохранения количества, массы, объема; формируется понятие времени и пространства; растут возможности классификации и сериации и на их основе развиваются характеристики обратимости и транзитивности. Однако на дан-
Усяовие2 '-"*"-'- |
Свойства |
Условие! |
Объем (жидкость в стаканах) |
Количество {фишки в каждом РЯДУ) |
;•/*. |
Длина (каждого стержня) |
рис. 5.4. Задачи Ж. Пиаже на сохранение - -