Различное в морали и праве 2 страница
Попробуем рассмотреть это положение на конкретном примере. Как гласит Библия, Бог призвал пророка Моисея на гору Синай и поведал ему десять заповедей, по которым должен жить народ Израиля и которые вот уже сотни лет почитаются людьми — верующими и неверующими — как непреложно истинные, как основные устои подлинной нравственности. Проанализируем седьмую заповедь. Она предельно кратка: «Не прелюбодействуй» (Библия, Ветхий завет, Вторая книга Моисеева, гл. 20, п. 14). В том, что прелюбодеяние — грех, что оно безнравственно, согласны все, и верующие
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и неверующие, причем такое отношение к прелюбодеянию не меняется уже много сотен лет, и на первый взгляд, может показаться, что оно относится к числу «вечных» норм морали. Но стоит перейти от этого абстрактного принципа к конкретному вопросу: «Что понимается под прелюбодеянием?», как мы увидим изменчивость его содержания в условиях различных исторических эпох. Заглянем в историю, и вот тут нас ожидают интересные открытия.
В той же Библии (но уже в Новом завете) мы находим определение прелюбодеяния людьми, жившими в начале новой эры: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Библия, Новый завет, от Матфея, гл. 5, п. 32). Библия утверждает, что эта заповедь принадлежит Иисусу Христу, но даже если это и так, то, несомненно, здесь отражены взгляды людей той эпохи. В том же виде эта заповедь повторена и далее: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (там же, от Марка, гл. 10, п. 9); «Кто разведется с женою своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее» (там же, п. 11); «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (там же, п. 12). Похожие утверждения мы находим и у других евангелистов.
Подобный взгляд на развод существовал незыблемо в течение многих столетий: развод — это прелюбодеяние, он безнравствен, богопротивен, он осуждается обществом, ибо разводиться — это величайший грех.
Обратимся к России: быт и нравы рус
ского общества получили прекрасное отра
жение в живописи (картина В.В. Пукирева
«Неравный брак», 1863) и в литературе. В
романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Онегин и Татьяна любят друг друга. Но!.. «Я
другому отдана; я буду век ему верна». Одна
ко, может быть, в Татьяне говорит просто
внутреннее благородство? Возьмем другое
произведение Пушкина — повесть «Дубров
ский». Владимир опаздывает на каких-то
полчаса: обряд венчания свершился. Когда
Дубровский открывает дверцу кареты со сло-
Картина В.В. Пукирева вами: «вЬ1 свободны», Маша отвечает ему:
«Неравный брак» «Поздно, я замужем». И оба понимают, что
все кончено, что между ними непроходимая пропасть: брак священен. Однако уже во второй половине XIX в. в России (как и во многих странах, идущих по пути прогрессивного развития) происходят огромные изменения в социальных, а отсюда и в бытовых отноше-
1. Научные основы этики
ниях. Общество не желает дальше мириться с диктатом церкви, с теми брачными цепями, которые она навечно накладывает на семью. Великий гений Льва Толстого позволяет ему открыть новые тенденции в брачных отношениях. Появляется роман «Анна Каренина», где впервые в русской литературе рассматривается тема развода. В романе инициатор развода — Анна выступает как человек высоконравственный: она любит и не желает дальше «жить во лжи», а противник развода — Каренин, наоборот, представлен как человек безнравственный, ибо не чувство, но лишь боязнь потери общественного престижа руководит его действиями. И Толстой не останавливается на этом! Он пишет пьесу «Живой труп», где нравственны все участники развода. И вместе с тем главный герой — Федор Протасов вынужден окончить жизнь самоубийством. Кто виноват? Виноват закон, препятствующий разводу. Он — безнравствен, он — главное зло.
Произведения Толстого вызвали бурную реакцию в русском
обществе и немало способствовали тому, что «греховность» развода
была поставлена под сомнение. А дальше пришла революция, и
«святость» брака вместе с другими «буржуазными предрассудками»
оказалась выбро
шенной на свалку
истории. Брак был
объявлен «частным
делом». Он, правда,
регистрировался, но
государство пере
стало вмешиваться в
дела брачного ин
ститута, в результате
чего он превратился
в пустую формаль
ность: развестись
можно было когда
угодно, стоило это Советский суд
три рубля, и другую (худ. Б.в. Иогансон)
сторону извещали
простой открыткой, что она «уже больше не супруг». Естественно, в этих условиях проблема нравственности или безнравственности развода больше никого не волновала.
Однако после Великой Отечественной войны, на которой погибло много мужчин, резко возросла детская беспризорность и безнадзорность. Вопрос о прочности брачных отношений со всей остротой встал на повестку дня. В 1944 г. принимается новый Кодекс о браке, семье и опеке, который узаконил для пресечения разводов поистине «драконовские меры». Развод стал невероятно сложной
18 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
процедурой: для его осуществления требовалось выполнить массу формальностей, пройти две судебные инстанции, дать объявление в газете, заплатить порядочную сумму денег, и все равно суд имел полное право (и охотно этим правом пользовался) отказать истцу. Соответственно, изменилось отношение к разводу и со стороны общественного мнения: развод снова был объявлен одним из наиболее безнравственных деяний. Его причины подлежали обязательному разбору на общем собрании служебного коллектива, более того, он вызывал ряд партийно-административных санкций — мог повлечь исключение из партии (или, по крайней мере, строгий выговор), разведенный лишался права на выезд за границу, развод обязательно сказывался на продвижении по службе и т.д. И только в последние годы развод перестал рассматриваться как «прелюбодеяние» и вызывает осуждение общественного мнения лишь тогда, когда он связан с действительно безнравственными обстоятельствами (например, оставление отцом многодетной семьи, расторжение брака с супругом-калекой, нуждающимся в помощи, и т.п.), а само понятие «прелюбодеяние» стало относиться только к супружеской измене. Причем в отличие от прежних времен, когда измена мужа прелюбодеянием не считалась, сегодня это понятие распространено на всех участников брачного союза.
Все вышесказанное позволяет достаточно отчетливо осознать диалектику абсолютного и относительного в морали: само понятие, принцип, норма и пр. в абстрактном виде может осознаваться как нечто «вечное», «абсолютное», но их конкретное содержание изменяется соотносительно с воззрениями исторической эпохи (а также в различных социальных условиях) и при этом может принимать характер, совершенно противоположный изначальному.
1.2. Сущность и структура морали
Очень кратко сущность морали была сформулирована в предыдущем параграфе. Однако, поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о ней самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера ее поистине бесконечна и безгранична.
На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в ней «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие че-
1. Научные основы этики
ловеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.
Вышесказанное приведено лишь для того, чтобы показать бесцельность поисков точного определения сущности морали, поэтому мы попытаемся дать хотя бы схематически основной каркас понятий, которые «организуют» науку этику. Наполнить этот «каркас» реальным содержанием — дело жизни каждого человека, ибо всю жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.
Итак, структура морали состоит из следующих компонентов.
Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее _ моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. «Когда человек, — писал Гегель, — совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еше не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера»1. И еще: «...Человек есть не что иное, как ряд его поступков»2.
Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:
• мотив — нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация — совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок;
• результат — материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение;
• оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.-Л., 1934. Т. 7. С. 186.
2 Там же. С. 235.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека (людей), коллектива, общества и исходя из тех моральных критериев и норм, которые являются референтными для тех, кто производит оценку. Следовательно, поступок — это не всякое действие, но действие, субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным и внеморальным, хотя и здесь приходится вспомнить о диалектике, требующей конкретности анализа — в данном случае оценки поступка.
Так, например, поднять подразделение в атаку — морально, но если атака безрассудна и неизбежно должна привести к бессмысленной гибели людей, то этот поступок не только аморален, но и преступен. Выступление на собрании с предложением, как улучшить решение служебной задачи, — внеморально, но если выступающий знает, что своим предложением он вызовет гнев начальства, то такое выступление является актом гражданской смелости и носит сугубо моральный характер. Поступки, ставшие стандартными формами поведения, называются нравами. Социально и исторически обусловленная совокупность нравов, существующих в данном обществе, представляет собой определенный элемент культуры этого общества, обусловливающий определенный тип общественного поведения.
Удивительно точно писал о деятельной природе нравственности В.Г. Белинский: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу — то здесь, т.е. в этих отношениях и больше нигде, — должно искать нравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности, или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится»'.
Моральные (нравственные) отношения — это те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного
1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1989. С. 392.
1. Научные основы этики
(нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной социальной группы (служебного коллектива).
Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются, в свою очередь, на три уровня:
• субординированные — отношения между начальниками и подчиненными;
• между коллегами;
• с гражданами.
В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой характер и формируются опять-таки по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное определяются служебными документами: уставами, приказами, служебными инструкциями, наставлениями и т.п., а отдельное и некоторая часть особенного вырабатываются в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль играет командно-воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт — опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач подсказывает формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями. Так, в частности, позитивное воздействие на нравственный климат оказывает форма отношений между начальниками и подчиненными, основанная не на сугубо приказном тоне («Я приказал, а вы выполняйте»), но на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач и т.п. Другим позитивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета и пр.
Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок и пр. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций, идеалов. В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) — прекрасны. Недаром A.M. Горький называл этику эстетикой будущего.
Моральное сознание порождается потребностями общественного развития, прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным (а критерием его истинности служит практика), оно содержит диалектику абсолютного и относительного, субъективного и объективного и т.д. Однако оно обладает и некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, по сравнению с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на высшем уровне — в этике моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся осознанными убеждениями.
Моральное сознание, как и моральные знания, носят обязательный характер. Мы можем себе представить человека (и не подвергаем его за это суровому осуждению), который не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием: не имеет никаких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений и т.д.
Существенный интерес представляет вопрос о соотнесении морального и религиозного сознания. Существует довольно широко распространенная точка зрения (особенно усиленно она проповедуется служителями церкви), что только верующий человек может быть подлинно нравственным, ибо он «живет по-божески», то есть
1. Научные основы этики
уважает и соблюдает и библейские десять заповедей и заповеди, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа и в других религиозных текстах. А паче всего он боится «гнева Божьего» на том и на этом свете, и чувство это человеку неверующему недоступно. В подтверждение ссылаются часто на роман Достоевского «Братья Карамазовы», где один из братьев — Иван ставит вопрос так: «Но если Бога нет, значит все позволено!» Однако, во-первых, далеко не все верующие являются людьми богобоязненными: к верующим относятся многие представители криминальной среды, что нисколько не мешает им творить зло и нарушать постоянно чуть ли не все заповеди. Да и сама церковь на этот случай предусмотрела институт покаяния: грешить (то есть совершать безнравственные поступки) в общем можно. Важно только своевременно покаяться, и «Бог простит». А во-вторых, сами религиозные тексты в вопросах нравственности весьма противоречивы. И если в Ветхом завете утверждается принцип «Око за око и зуб за зуб», «Мне отмщение и аз воздам», то в Новом завете, наоборот, предлагается «любить врагов своих» и «ударившему тебя по одной щеке подставить и другую».
И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все
более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи
тельней мы размышляем о них, — это
звездное небо надо мной и моральный
закон во мне»1. Кант не был атеистом, но
суть дела он схватил совершенно точно.
Подлинно нравственному человеку не
нужно бояться законов — ни божеских,
ни человеческих. Он может не знать ни
чего о Боге и о праве — все равно он бу
дет жить «по правде», ибо любовь к лю
дям, нравственное чувство — чувство
справедливости, живущее в его душе, его
совесть будут побуждать его служить добру и. Кант
и противостоять злу.
Следует отметить, что на практике все три компонента — моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание — выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и только для осмысления особенностей каждого из компонентов.
Еще раз подчеркнем, что отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто в данном случае (или в данном аспекте) моральная сторона или не рассматривается,
Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.
24
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
или составляет малосущественный элемент, которым можно пренебречь. Что может быть на первый взгляд морального в бухгалтерском отчете? Но вовремя представленный, аккуратно и красиво написанный бухгалтерский отчет благотворно сказывается на реноме учреждения, вызывает положительное представление о деятельности служебного коллектива, а это уже аспект нравственный: в своей совокупности такие аспекты благотворно влияют на отношение к данному учреждению и в определенной степени на судьбы сотрудников, здесь работающих.
Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
1.3. Основные функции и принципы морали
В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.
Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.
1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.
Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и
1. Научные основы этики
государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции — каждая по-своему — в той или иной степени «обслуживают» ее.
2. Оценочная (аксиологическая) функция. Как уже указывалось
выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определя
ется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под уг
лом «морально — аморально» или «нравственно — безнравственно»
являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные
воззрения, личностные качества и т.д.
3. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.
4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.
5. Познавательная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
6. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное — просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.
7. Коммуникативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.
8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.
9. Мировоззренческая функция. Вэтом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так ска-
1. Научные основы этики
зать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.
Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.
Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.