Поиграй с цветными кубиками.

Задание направ­лено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назо­ви, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цве­та, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три ра­за. После обучения снова проверяется самостоятельное вы­полнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к сво­ей деятельности.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, од­на из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник)-

Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и по­сле этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и пред­лагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способ выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик).

За­дание направлено на выявление у ребенка умения дейст­вовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: перед ребенком строят из па­лочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».

Обучение: если ребенок по показу не может сконструи­ровать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и де­лай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действия (по подражанию, показу); обучаемость; резуль­тат; отношение к результату.

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.

Задание направлено на выявле­ние уровня развития наглядно-действенного мышления, Умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей те­семкой — ложная.

Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может до­тянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадал­ся соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб са­мого ребенка.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не до­гадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

10. НАРИСУЙ (дорожку или домик).

Задание направле­но на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Оборудование: карандаш, бумага.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и отноше­ние к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисун­ка инструкции.


Наши рекомендации