Задания для самостоятельной работы. Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России
Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России
1.Составить хронологическое описание становления психологической службы в России и представить его в виде таблицы:
Дата | Содержание этапа | Ссылка на документ |
2.Проанализировать литературу и выявить наличие общих тенденций в развитии ПС в различных странах мира, записать выводы в рабочей тетради.
Литература:
· Андреева А.Д. Школьная психологическая служба в США. /Детский практический психолог, январь 1994
· Андреева А.Д.. Школьная психологическая служба в странах Западной Европы. /Детский практический психолог, ноябрь 1994
· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В.-М., 2000
· Психологическая наука и образование,№ 2,1999
· Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность психологов Российской Федерации/Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург,2001
Тема 2.Основные цели и задачи психологической службы
1. Прочитать публикации и письменно ответить на вопросы:
-какие цели и задачи стоят перед психологом, работающим в сфере образования?
-в чем специфика его работы в этой сфере.
· Асмолов А.Г. От практической психологии – к развивающему образованию./Детский практический психолог, № 1-2 , 1996
· Гаврилова Т.И. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога/Психологическая наука и образование, № 2, 1998
· Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991, с.31
· Рубцов В.В. Психология и современная образовательнаяситуация./ ДПП, № 1-2, 1996
· Самоукина Н.В. Какая психология нужна школе. /ДПП, № 1-2, 1996
Тема 3.Теоретические основания психологической службы образования
1.Подготовить конспект главы монографии ( в рабочей тетради):
· Выготский Л.С. Проблема возраста /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999
· Гальперин П.Я. Метод поэтапного формирования…, /Хрестоматия по детской психологии, М., ИПП, 1996, с.124-133
· Давыдов В.В. Психические проблемы процесса обучения младших школьников /Хрестоматия по возрастной психологии, М., ИПП, с.160-164
· Леонтьев А.Н. Роль деятельности в психическом развитии ребенка /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999
· Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /Хрестоматия по возрастной психологии, с.225-233 или Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М-Воронеж, 1996, с.291-302
· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1995, с.66-86.
Тема 4.Концепции психологической службы
и модели деятельности педагога-психолога
1.Провести анкетирование практического психолога, работающего в сфере образования( центр, МППК, школа, детсад, гимназия, интернат , психологические службы города, района и др.) с помощью самостоятельно разработанной анкеты.
Цель: получение информации от специалиста о его понимании системы профессиональной деятельности психолога.
Вопросы анкеты могут быть направлены на выявление понимания основных целей и задач работы психолога, трудностей , проблем эффективности деятельности , этических норм. , границ его компетенции и проч.
2.Представить данные в виде протокола с собственными комментариями (новизна информации, совпадение или расхождение с Вашими представлениями о профессиональной деятельности психолога, что для Вас в этом общении было самым полезным и т.д
3.Ответить на вопрос: Какой из известных моделей соответствует работа психологической службы данного учреждения? Аргументируйте свой ответ.
Литература:
· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В., М., 2000
· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство» ,1997
· Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы /Вопросы психологии. 2001, № 1
· Степанова М.А. Профессия: практический психолог /Вопросы психологии. 2001, № 5
Тема 5. Психолог в образовательном учреждении
1.Прочитать текст и прокомментировать его содержание (в рабочей тетради):
· Какую позицию по отношению к педагогам занимает, по-Вашему, автор письма?
· Что является , по мнению автора, главным во взаимодействии педагогического коллектива и психолога?
· Какие мысли автора показались Вам особенно важными и почему?
2.Составить и написать свое короткое обращение (в рамках самопрезентации) к педколлективу, исходя из следующих задач:
-вызвать эмоциональное принятие себя коллективом, чувство общности , желание идти на контакт с Вами,
-проинформировать о задачах, содержании, специфике своей работы, взаимодействии с педагогами.
Литература
Битянова М.Р. Открытое письмо педагогическому коллективу…,
в кн. М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе, М.:Совершенство, 1997
Тема 6. Принципы работы психолога образования, его права и обязанности
1.Прочитать «Этические принципы и правила работы практического психолога образования .Ответить на вопросы:
· на чем основана этика практического психолога образования?
· какова роль этических принципов в формировании условий для эффективной деятельности психолога и его успешного профессионального роста ?
2.Составить памятку «Права и обязанности психолога образования».
Письменно ответить на вопросы: Есть ли , на Ваш взгляд, необходимость в расширении полномочий психолога? В чем? Ваше мнение по поводу обязанностей, возлагаемых на психолога образования.
Литература.
Практическая психология образования./Под ред.И.В.Дубровиной:-М.:ТЦ «Сфера», 2000, с.112
Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации // Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001.С. 181-183
Газета «Школьный психолог.
Тема 7. Организация и развитие основных видов деятельности педагога-психолога
1.Просмотр имеющихся в наличии в Научно-методическом информационном центре и библиотеке Университета периодических изданий и поиск материалов, касающихся тематики психологической службы и основных направлений работы практического психолога.
2.Результаты могут быть представлены в таблице
«Перечень статей (указать наименование издания- журнала , газеты) за 1990.-200..г.г
Автор, №№ и год Издания газеты, журнала | Психопрофилактика и просвещение | Психодиагностика | Психокоррекция |
3.Перечень изданий, рекомендуемых для просмотра:
· «Психологическая наука и образование»
· Журнал практического психолога»
· «Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы»
· «Мир психологии»
· «Вопросы психологии»
· «Психологическая газета»
· «Школьный психолог»
· «Психолог в школе»
· «Психолог в детском саду»
· «Психолог в вузе»
Тема 8. Основные формы и методы работы практического психолога образования.
1.Найти в периодических изданиях по психологии примеры профессиональной работы психолога в образовательных учреждениях.
2. Подготовить конспект статьи, посвященной описанию одной из форм работы( беседа, урок, консилиум, тренинг) практического психолога с детьми дошкольного или школьного возраста.
3. Ответить на вопрос:В чем, по-вашему,заключается специфика данной формы работы и какой подготовки психолога она требует?
Тема 9. Планирование работы и основные виды документации психологической службы
1.Составить примерный план работы на первый месяц работы психолога в любом (по выбору) образовательном учреждении.
При составлении плана ориентироваться на основные направления деятельности, указать вид и содержание деятельности психолога .
Литература:
· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство»,1997
· Красило А.И. , Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж, 1995
· Семаго М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения /Школьный психолог, 2002, февраль, № 5
· Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы . /под ред.И.В.Дубровиной.. «Творческий центр», М.,1999
Вопросы к экзамену
1. Понятие психологической службы, роль и место ее в образовании.
2. Теоретические основания психологической службы образования.
3. Становление психологической службы в России: основные этапы.
4. Цели и задачи психологической службы в образовании.
5. Структура психологической службы и модели деятельности психолога в школе.
6. Работа психолога в различных образовательно-воспитательных средах.
7. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении, его права и обязанности.
8. Организация деятельности психолога в адаптационный период.
9. Основные требования к организации рабочего места школьного психолога.
10. Положение о Службе практической психологии в системе образования, его структура.
11. Этика профессиональной деятельности практического психолога образования.
12. Основные виды деятельности практического психолога образования, их краткая характеристика.
13. Пихологическое просвещение, цели и задачи.
14. Психопрофилактика как системообразующий вид деятельности психолога образования.
15. Особенности диагностики в работе школьного психолога.
16. Особенности консультативной деятельности психолога образования.
17. Психокоррекционная работа, ее направленность и методы.
18. Психолого-педагогический консилиум, организация и проведение.
19. Беседа как один из основных методов работы психолога образования.
20. Наблюдение в работе практического психолога.
21. .Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса (взаимодействие психолога и педагога).
22. .Психологическая помощь и поддержка родителей.
23. Планирование работы педагогом-психологом образования: общие принципы и виды планирования.
24. Основные нормативные документы психологической службы образования, их краткая характеристика.
6.Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература
Основная
1.Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособ. для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-288 с.
2.Практическая психология образования[Текст]: Учеб пособие 4-е изд./ под ред. И.В. Дубровиной – СПб:Питер, 2004. – 592 с. Гриф МО РФ.
3.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб.пособие для студ.психол. фак. ун-тов/ Р.В.Овчарова .- М.: Академия, 2003.- 448 с. Гриф УМО.
Дополнительная
1. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом [Текст]/Т.Н. Банщикова, Ю.П.Ветров ,Н.П. Клушина. -М.: Книголюб,2003. - 352с.
2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога [Текст]/ Г.А.Берулава.- М.: Речь,2003.- 64 с.
3. Битянова, М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога .[Текст]/ М.Р. Битянова //Школьный психолог.-2003.- № 32.- С.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. -М.: Генезис, 2000. - 298 с.
5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович. -М.: 1995. – 352 с.
6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников[Текст] :учеб.метод пособие/А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.:Владос-ПРЕСС, 2001. - 160 с.
7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, О.Л.Карабанова, А.Г. Лидерс.-М.:Академия, 2002.- 416 с.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин.-М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. - М.: Интор,1996, 544 с.
11. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] / под ред.М.М. Семаго.- М.: Генезис,2004. – 288с.
12. Жорж,Ж. Детский стресс и его причины [Текст] / Ж.Жорж.- М.: 2003. – 192 с.
13. Зиновьева, М.В. Структура службы практической психологии в системе департамента Москвы [Текст] / М.В. Зиновьева //Психологическая наука и образование.- 2003. -№1.- С.5-7
14. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов/ Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст] / М.И. Лисина. -М.: Просвещение, 1986. -384 с.
16. Степанова, М.А.. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы [Текст] / М.А. Степанова // Вопросы психологии. -2004.- № 4. С.91-101.
17. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] :учеб. пособие / А.А. Осипова. -М.: ТЦ Сфера,2002. – 512 с.
18. Педагогическая психология [Текст]: Учеб.пособие/под ред.Н.В.Клюевой - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.- 400 с. Гриф УМО.
19. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] /В.Э Пахальян. –СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
20. Пахальян, В.Э Каким должен или каким может быть психолог, работающий в сфере образования? [Текст] / В.Э Пахальян. //Вопросы психологии.- 2002.- № 6. С.103-112.
21. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. 2-е изд., СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
22. Психологический лексикон. Психология развития [Текст]: энцикл. слов.: в 6 т. /под общ. ред А.В. Петровского; ред-сост. Л.А.Карпенко. -М., ПЕР СЭ, 2005.
23. Психология развития. Хрестоматия. [Текст] /под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. 524 с.
24. Психология раннего и дошкольного детства. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка. . [Текст] /под ред. О.А. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст] / метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей». 2-е изд., перераб и доп.-М.: Просвещение, 2004.- 64 с.
26. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] :учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /И.Ю.Левченко, С,Д.Забрамная. -2-е изд., стер.- М.: Академия, 2005. – 320 с.
27. Рабочий журнал психолога образования [Текст] : учеб.пособие /сост. М.М. Семаго. ТЦ Сфера, М.: 2003. – 192 с.
28. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение [Текст] /Л.А. Регуш. Речь, СПб.: 2006. – 320 с.
29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст:проблемы становления личности. [Текст] / Х.Ремшмидт. М.:1994. – 395с.
30. Формирование личности старшеклассника [Текст] /под ред.И.В. Дубровиной.-М.: 1989. – 84 с.
31. Рубцов, В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития [Текст] / В.В. Рубцов //Вопросы психологии.-2003.-№ 6. С.32-39
32. Сборник нормативно–правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации [Текст] /Урал. Гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2004. 270 с.
33. Семаго,М.М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. [Текст] / М.М. Семаго// Школьный психолог. -2002.-№ 5. –С.17-19
34. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] :метод. пособие /М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. -М.:Айрис-пресс, 2004. – 225 с.
35. Синякова, Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов[Текст] / Н.Е. Синякова //Психология и школа.-2004.- № 4. С.61-65
36. Хаймовская, Н,А..Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях [Текст] /Н.А. Хаймовская, Т.В. Ветер //Психологическая наука и образование.-2003.- № 3. С.21-24
37. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. Ростов-на Дону, Феникс, 2004. -384 с.
38. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] /Г.А. Широкова,Е.Г. Жадько . Ростов-на Дону, Феникс, 2004. – 320 с.
39. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья [Текст] / Шувалов А.В.// Вопросы психологии.-2004.- № 6. С. 18-33
40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин.-М.:1989.416 с.
41. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э.Эриксон. М.:1996.295 с.
6.2 Информационное обеспечение дисциплины
Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
1. Словарь психолога-практика (Электронный ресурс) : электрон. Словарь-справ.-Электрон.дан. –М., сор. 2000. – 1 электрон.опт.диск (CD ROM).
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт лаборатории изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
2. Сайт группы психологии обучения и развития младших школьников Психологического ин-та РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
3. Сайт лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html
4. Сайт газеты «Школьный психолог» – Режим доступа: http : psy/ 1september/ru
5. Сайт журнала «Психологическая наука и образование» – Режим доступа: http: //www.psuedu/ru
6. Сайт журнала «Вопросы психологии» -– Режим доступа: http: //www/vopsy.ru