Примеры проблемных вопросов, сформулированных в задании 17

«Слово о полку Игореве»

1.Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы XX века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

2.Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

3.Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

4.В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

5.Как автор «Слова...» относится к своему герою и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

6.Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

7.Почему автор «Слова...» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Г.Р. Державин

1.В чём, по мысли Г.Р. Державина, заключается истинная награда поэтического таланта и какие рус­ские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?

2.Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?

Раздел 2

3.Какова основная мысль стихотворения Г.Р. Державина «Памятник»?

В.А. Жуковский

1.Почему в поэзии В.А. Жуковского часто звучит тема потустороннего мира и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

2.Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

3.Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

1.Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

2.В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведе­ния с пьесой Фонвизина?

3.Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом госу­даре» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

4.Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

5.Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

6.Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспита­ния»?

7.Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

1.Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

2.Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

3.С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

4.Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

5.Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фаму­сову по своим взглядам на мир и человека?

6.В чём противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?

7.Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

8.Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Со­фью?

9.В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

10.Является ли Чацкий романтическим героем?

11.В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чём их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?

12.Видит ли автор в Чацком идеального героя?

13.Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

14.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

15.Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нём только мало»)? В чём заключается ум Молчалина?

16.Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

17.Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

18.Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

19.Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

Н. В. Гоголь «Ревизор»

1.В чём причина визита городничего к Хлестакову?

2.Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

3.В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произ­ведения с пьесой Н.В. Гоголя?

4.В чём главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?

5.Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической лите­ратуры созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

6.Каково реальное состояние богоугодных заведений и как оно характеризует городское началь­ство?

7.Каковы главные особенности сатиры Н.В. Гоголя и кто из русских писателей является продолжате­лем его традиций?

Н. В. Гоголь «Шинель»

1. К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?

2.Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрёл свою мечту? Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

1. Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичи­ковым?

2.Почему Чичикову так и не удалось разбогатеть?

3.Почему Н.В. Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?

4.Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?

5.Манилов — вредный или безвредный человек?

6.Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

7.Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина? По­чему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

8.Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

9.Какой «горизонт ожиданий» несёт в себе название «Мёртвые души»?

А.С. Пушкин

1.Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении А.С. Пушкина «Редеет облаков лету­чая гряда...» и в каких произведениях русской литературы затрагивается «звёздная» тема?

2.Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (По стихотво­рению «Редеет облаков летучая гряда...».)

3.Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет обла­ков летучая гряда...»?

4.Как различные поэтические средства помогают выразить идею стихотворения «К Чаадаеву»? В чём особенность вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей ли­рике тему свободы?

5.Что дало основание В.Г. Белинскому назвать А.С. Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений.)

6.Что имеет в виду лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»?

7.Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём эти произведения со­звучны пушкинскому «Поэту»?

8.Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

9.Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произве­дения со стихотворением А.С. Пушкина?

10.Что давало основание современникам А.С. Пушкина считать его «певцом дружбы»?

11.На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?

12.Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча».

13.Каков философский смысл стихотворения «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

14.Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?

15.В чём особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике А.С. Пушкина и какие рус­ские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

16.Согласны ли вы с мнением литературоведа А.М. Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?

17.Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин — не что иное, как Митрофанушка Проста­ков, одетый и причёсанный по столичной моде 1820 годов»?

18.Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гри­нёва, или Пугачёв, пощадивший его?

19.Почему роман А.С. Пушкина, главным событием которого явилось пугачёвское восстание, называ­ется «Капитанская дочка»?

20.Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие рус­ские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

21.Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? По­чему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?

22.Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?

23.Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?

24.Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?

25.Почему автор так внезапно расстаётся с героем в конце романа?

26.Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?

27.Тоска Онегина — это дань моде или глубокое внутреннее переживание?

28.Почему две незаурядные личности — Онегин и Татьяна — не смогли обрести счастье в любви? С какой целью А. С. Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?

29.Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

30.Почему В.Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

М.Ю. Лермонтов

1.Как в лирике М.Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

2.Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

3.Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём эти стихотворения сопоста­вимы со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Монолог»?

4.Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?

5.Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продол­жателями его традиций?

6.Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить глав­ную поэтическую мысль?

7.В чём своеобразие романтического героя М.Ю. Лермонтова и кого из русских поэтов можно на­звать его творческим преемником?

8.Как М.Ю. Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?

9.С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?

10.Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

11.В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

12.Почему автор постоянно меняет рассказчиков?

13.Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?

14.Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

15.Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской клас­сики проходят испытание дуэлью?

16.Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?

17.Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?

18.Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

19.В каких произведениях русской литературы XIX века герои разрешают конфликтную ситуацию ду­элью?

20.В чём, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?

21.Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?

22.Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворе­нием борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью за­кона «частного» человека?

23.Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»).

24.В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?

25.С какой целью М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

26.Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жан­ров.

27.В чём оригинальность проблемы «война и человечество» у М.Ю. Лермонтова и в каких произведе­ниях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?

А.Н. Островский «Гроза»

1.Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Ка­банова?

2.Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?

3.Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?

4.Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?

5.Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?

6.Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?

7.Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?

8.Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характе­ристикой главной героини, других персонажей пьесы?

9.Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?

10.Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литера­туры раскрывается тема «маленького человека»?

11.Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

12.Пьеса «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

13.Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы XIX века изобража­ются герои-бунтари?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

1.Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?

2.В чём, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях рус­ской классики изображаются взаимоотношения поколений?

3.Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?

4.Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе и в каких произведе­ниях русской литературы XIX века нашли отражение идейные разногласия «отцов и детей»?

5.Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтиче­ского чувства?

6.Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?

7.Как автор относится к нигилизму Базарова?

8.Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс своё имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?

9.В чём особенность психологизма И.С. Тургенева и кто из русских классиков близок ему по спосо­бам изображения личности героя?

И.А. Гончаров «Обломов»

1.Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?

2.Как вы понимаете явление «обломовщина»?

3.Какими причинами вызвано лежание героя?

4.Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами?

5.Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

6.Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?

7.Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?

8.Какой смысл заключён в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходя­щий и общечеловеческий?

9.В чём своеобразие пары «Обломов — Захар»? Кто из русских писателей XIX века создавал пары «господин — слуга»?

10.Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?

11.Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?

12.Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?

13.Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Л.Н. Толстой «Война и мир»

1.В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют каче­ства характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

2.Почему пребывание Пьера в плену — самое мучительное и трудное и одновременно самое счастли­вое время его жизни?

3.Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

4.Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?

5.Почему Л.Н. Толстой избегает героизации образа Кутузова?

6.В чём причины антипатии Толстого к Наполеону?

7.Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выра­жена в образе Наташи Ростовой?

8.Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравствен­ного переворота?

9.Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка — дуэли?

10.На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?

11.Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказал, на­звав именно так роман.

12.В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произ­ведения с романом Л.Н. Толстого?

13.Согласны ли вы со словами Л.Н. Толстого, сказанными о Наташе Ростовой: «Сущность её жизни — любовь»?

14.Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Л.Н. Толстого?

15.Можно ли сказать, что заглавие романа — это «компенсированное, нераскрытое содержание тек­ста»?

16.По какому принципу герои Л.Н. Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

17.Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?

Ф.М. Достоевский

1.В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах?

2.Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?

3.Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?

4.Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольни­кова?

5.Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

6.Достоин ли Мармеладов сострадания?

7.Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

8.Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

9.Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании об­раза города в романе?

10.Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова — это история интеллекта, заблудив­шегося во мраке безверия»?

Н.А. Некрасов

1. Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?

2.На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

3.В чём драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей» и кто из русских поэтов близок к Н.А. Некрасову в её решении?

4.Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских пи­сателей звучат подобные мотивы?

5.Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Н.А. Некрасова?

6.Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

7.В чём своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

8.Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?

9.Как вы понимаете строки поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

10.Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

11.Какой предстаёт жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?

12.Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

13.В чём противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси?

14.Какие события в жизни Матрёны Тимофеевны предваряет «любимая» песня?

15.В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-компози­ционного компонента используются народные песни?

16.Как изображён Петербург в произведениях Н.А. Некрасова?

А.А. Фет

1.К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение А.А. Фета «Я при­шёл к тебе с приветом...»?

2.Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения со­звучны стихотворению А.А. Фета?

3.Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизве­сти?

4.Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?

5.Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» А.А. Фета?

6.Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворе­ния «Сияла ночь. Луной был полон сад...»?

7.В чём особенность поэтического решения темы любви А.А. Фетом и в каких стихотворениях рус­ских поэтов встречаются те же особенности?

8.В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю...» воплощены представления Фета о бес­конечности бытия?

Ф.И. Тютчев

1.Какая тема в стихотворении «Silentium» является ведущей?

2.Каким настроением окрашено стихотворение «Silentium»?

3.Какая идея утверждается в стихотворении «Silentium»?

4.Какую философскую проблему пытается решить лирический герой в стихотворении «Silentium»?

5.В каких произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружаю­щей действительности на внутренний мир лирического героя?

6.Можно ли стихотворение «Есть в осени первоначальной» отнести к философской лирике?

7.Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пы­тались осмыслить вечные вопросы бытия?

8.Каким пафосом проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим...»?

9.Каковы особенности композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим...»?

10.Как вы понимаете слова Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...» и в каких стихотворе­ниях русских поэтов тема любви звучит трагически?

М.Е. Салтыков-Щедрин

1.Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина?

2.Какова тематика «Повести о том, как один мужик...»?

3.Каков смысл финала «Повести о том, как один мужик...» и в творчестве каких авторов нашли про­должение традиции щедринской сатиры?

А.П. Чехов

1.Почему чеховский «Вишнёвый сад» называли пьесой-предупреждением?

2.Согласны ли вы с тем, что «Вишнёвый сад» — комедия?

3.Почему литературоведы до сих пор спорят, является ли пьеса «Вишнёвый сад» комедией?

4.Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину?

5.Что мешает Лопахина считать подлинным спасителем вишнёвого сада и кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

6.Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе?

7.Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «об­лезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?

8.Что нового внёс А.П. Чехов в развитие русской усадебной культуры?

9.В чём смысл финального обобщающего сравнения героев рассказа «Дама с собачкой» с перелёт­ными птицами?

10.Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль они иг­рают в дальнейшем развитии сюжета («...думал он о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве»).

11.В каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?

12.Чем похожи все герои пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?
13. Почему Старцев превращается в Ионыча?

14. Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?

И.А. Бунин

1.Как выражена авторская позиция в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

2.Каковы нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

3.В чём, по-вашему, трагедия главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

4.В чём проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлан­тиды»?

5.Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто из писателей XX века обращался к теме «сытых»?

6.Почему любовь в рассказах Бунина чаще всего трагическое чувство?

7.Понятие «бунинские женщины» предполагает наличие у героинь определённых типологических черт (особая одухотворённость, загадочность, самобытность...). Можно ли отнести к этому типу героиню «Чистого понедельника»?

А.А. Блок

1.Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме «Двенадцать»?

2.Какова роль числа 12 в символике поэмы?

3.С какой целью А.А. Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?

4.Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?

5.Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их стихотворения сопоставимы со стихотворением. «На поле Куликовом»?

6.Каковы характерные особенности поэтики А. А. Блока?

7.Что для Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов зву­чит тема России?

8.Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

9.В чём смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!»)?

10.Воспел или отпел пролетарскую революцию А. А. Блок?

11.В чём сходство и в чём различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С. Есенина?

12.Расскажите об основных и любимых приёмах, которые употреблял А.А. Блок в своих произведе­ниях.

13.Как изобразительно-выразительные средства позволили А.А. Блоку в стихотворении «О добле­стях, о подвиге, о славе...» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?

14.Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя стихотворении «Ветер принес издалёка...»?

М. Горький

1.В чём смысл противопоставления гордости и гордыни в рассказе М. Горького «Старуха Изер­гиль»?

2.О чём заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям ли­тературы было присуще чувство превосходства над другими?

3.В чём, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?

4.Можно ли считать, что повествователь — «единственный реалистический образ в ранних романти­ческих рассказах М. Горького»? (По рассказу «Старуха Изергиль».)

5.Кто из русских писателей XIX века обращался к теме противостояния героя и общества и в чём про­явилось это противостояние?

6.Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

7.В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?

8.Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы Х!Х в. герои ведут философские споры?

9.Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях рус­ской литературы раскрывается та же проблема?

10.Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?

11.В чём смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?

12.Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?

13.Почему столь трагичен финал драмы?

14.Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин?

15.Что сближает жизненные философии Луки и Сатина? Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

16.Сатин-герой — идеолог или герой-резонёр?

17.Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?

18.Каково авторское отношение к Данко?

В.В. Маяковский

1.В чём своеобразие взгляда В.В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2.Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для В.В. Маяковского-сатирика и по­чему?

3.Какие характерные особенности присущи поэтике раннего В.В. Маяковского?

4.Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений В.В. Маяковского всегда драматичны?

5.В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества В.В. Маяков­ского, и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

6.Можно ли утверждать, что поэзии В. В. Маяковского чужда философская проблематика?

7.Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях В.В. Маяковского?

8.Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?

9.В каких произведениях отечественной лирики звучит звёздная тема и в чем она близка тематике сти­хотворения «Послушайте!»

10.В чём своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского?

11.Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от «беззвёздной муки»?

С. Есенин

1.В чём секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший...»?

2.Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения со­звучны стихотворению С. Есенина?

3.Как вы понимаете слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное»?

4.Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о со­баке»?

5.Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и при­роды и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

6.С помощью каких художественных средств С. Есенин раскрывает перед нами мир природы в «Спит ковыль. Равнина дорогая...»?

7.В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Ро­дине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

8.Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России — Руси?

М. Цветаева

1.Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...» куст рябины и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?

2.Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно...»?

3.Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?

4.В чём, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?

5.Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворе­нию М. Цветаевой «Родина»?

6.В чём особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно...»?

7.Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?

8.В каких произведениях XIX века лирические герои так же остро ощущают своё родство с мор­ской стихией и в чём новизна этого мотива у Цветаевой?

А.А. Ахматова

1.Как вы понимаете слова А. Ахматовой «Я научила женщин говорить...»?

2.Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в сти­хах»?

3.У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

4.Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?

5.В чём смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?

6.На примере стихотворения «Песня последней встречи» докажите справедливость утверждения К.И. Чуковского: А. Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

7.Стихотворения А. Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произве­дениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской» версии Ахматовой?

8.Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был...»?

9.Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их про­изведения со стихотворением «Мне голос был...»?

10.Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое бого­служение)?

11.Почему А. Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?

12.В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?

13.Почему А. Ахматову называют «Ярославной XX века?»

Б. Пастернак

1.Какие художественные образы стихотворений Б. Пастернака вам кажутся необычными и какие рус­ские поэты XX века стремились к обновлению поэтических форм?

2.Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения «Быть знаменитым некра­сиво...»?

3.Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения созвучны стихотворе­нию Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...»?

4.Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать...»?

5.Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чер­нил и плакать...».

6.Кто из русских поэтов близок Б. Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?

7.Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать...»?

8.Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?

9.Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обра­щались к «вечным образам» мировой литературы?

10.В каких ещё произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чём оригинальность творческой позиции Б. Пастернака?

М.А. Шолохов

1.Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?

2.Какой смысл заключён в названии рассказа «Судьба человека»?

3.Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?

4.В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судь­бой человека»?

5.В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произве­дения перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»?

6.Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких про­изведениях русской классики показывается история семьи?

7.В чём проявляется гуманизм «жестокой прозы Шолохова»? («Тихий Дон», «Поднятая целина».)

8.Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон»?

9.В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных историче­ских событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил М.А. Шолохов, создав ро­ман-эпопею?

10.Почему принимая воинскую присягу, Григорий Мелехов думает не о воинском долге, а о семье и какое развитие получает эта тема в романе?

11.Сопоставьте «Тихий Дон» с произведениями русской классической литературы, в которых соотно­сятся темы семьи и служения Отечеству.

М.А. Булгаков

1.В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведе­нием «Мастер и Маргарита»?

2.В чём смысл названия М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»)?

3.Кто из героев романа «Мастер и Маргарита», по вашему мнению, наказан Воландом наиболее жес­токо и почему?

4.Какую, по-вашему, роль играют в романе «Мастер и Маргарита» понятия тьмы и света?

5.Почему роман «Мастер и Маргарита» — это роман в романе?

6.Почему главный герой М.А. Булгакова — Мастер — не называется в тексте по имени?

7.Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини?

8.Можно ли считать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автобиографическим романом?

М.Т. Твардовский

1.В чём лирический герой стихотворения М.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты...» видит вину своего поколения?

2.Чем близки стихотворению М.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты...» произведения рус­ских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?

3.Героическое и обыденное в жизни человека на войне («Василий Тёркин»).

4.Почему лирические произведения М.Т. Твардовского называют «стихами-раздумьями»?

А.И. Солженицын

1.В чём заключено праведничество Матрёны и почему оно не оценено и не замечено при жизни ге­роини?

2.Что послужило причиной отказа от первоначального заглавия рассказа «Не стоит село без правед­ника»?

3.В чём, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» («Матрёнин двор»)?

4.Почему А.И. Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича» не идеализирует «даже тех лиц, которых он любит»?

5.Почему в заглавии произведения герой назван по имени и отчеству (Иван Денисович)?

6.Можно ли назвать форму повествования в рассказе «Один день Ивана Денисовича» сказом?

О.Мандельштам

В произведениях русской лирики мысль «всё движется любовью» стала одной из самых традиционных. В чём сходство и в чём различие разработки этой темы у поэтов XIX века и О. Мандельштама, поэта XX века?

Н. Рубцов

1.Какова роль образа звезды в стихотворении «В горнице моей светло»?

2.Каковы основные темы поэзии Н. Рубцова и кто из русских поэтов XIX—XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?

[1] Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4.

[2] Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2000:

Сравнить, -ню, -нишь; сравнённый; -нён, -нена, -нено; св. 1. кого-что. Сопоставить для установления сходства или различия. С. два числа между собой. С. славянские языки с балтийскими. С. рукописи. 2. с кем-чем. Приравнять к чему-л., уподобить кому-л. Эти места можно с. со Швейцарией.

Сопоставить, -влю, -вишь; св. что. Сравнивая, соотнести друг с другом для получения каких-л. выводов. С. показания свидетелей. С. какие-л. факты, данные.

[3] Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным програм-
мам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4.

[4] В работах выпускников сохранена авторская орфография и пунктуация.

Наши рекомендации