Перечень контрольных вопросов для самооценки студента. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях.
?Решите задачи:
Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях.
А. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи называется ....
Б. Процесс воображения свойствен только ... .
В. Образы ... служат основой воображения.
Г. По степени психической ... различают... и ... виды воображения.
Д. Грезами называются ... вызванные ... фантазии, не связанные с ... .
Е. Активное ... воображение предполагает создание ..., ..., ..., не имеющих аналога и характеризующихся ... и новизной.
2. Какие общие приемы воображения использованы при создании названных образов? По каким признакам это можно установить?
1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа — кентавры, сфинксы, драконы, гаргульи (рыльца водосточных труб, выполненные в виде фантастических фигур). Некоторые из них воплощены в картинах и скульптурах.
2. А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит злодей Разбойник по-звериному,
И от его ли-то от посвисту соловьего,
И от его ли-то покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
3. Беседуя о создании литературных образов, А. М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамаского попа...».
4. Художник создаёт орнамент, элементы которого взяты из растительного мира.
5. Как известно, происхождение термина "психология" связано с двумя греческими словами: «психе» и «логос». В греческой мифологии Психе представляла собой олицетворение человеческой души; изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.
´ Задания для самостоятельной работы.
Подготовьте презентацию по вопросу: «Приёмы создания новых образов воображения».
Раздел 3. Регулирующие психические процессы
Тема 9. Эмоции и чувства
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
аннотирование книг, статей | Выступление | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить понятие об эмоциях и чувствах, функциях эмоциональной сферы и формах эмоциональных переживаний, сформировать представление о роли эмоций в практической и познавательной деятельности.
Ключевые понятия:эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, страсть, базальные эмоции, фрустрация, высшие чувства.
План:
Й семинар.
1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.
2. Функции эмоций и чувств.
3. Формы эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, страсть, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства).
Й семинар.
1. Теории эмоций.
2. Физиологические основы эмоций (локализационистский и системный подходы).
3. Проблема психических состояний.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 392–416.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 128-132.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 316-330.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. – С. 41–71.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2008. – С. 14–38, 69-79, 239- 311.
3. Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Издат. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 11‑44, 196-243.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):