Пузырей Андрей Андреевич

Научная школа как живое существо. Например, психоанализ Фрейда скончался еще при жизни Фрейда. Школа – это практика, которая развивается так же, как жизнь. Жизнь жива, пока она движется вперед. Фрейд перестал двигаться вперед при жизни. Лакан психоанализ реанимировал. Мысль из зернышка должна двигаться вперед. Лакан – следующий цикл жизни в психоанализе. Его знаменитая фраза: «Я тот, кто прочел Фрейда». Он открыл для психоанализа возможность стать строгой наукой. Фрейд мечтал сделать психоанализ полноценной наукой, а психоаналитический метод – экспериментальным.

В качестве примера основания наук возьмем Галилея, а в качестве учредителя дискурсивности – Фрейда. Проблема: как подхватить зернышко и пустить его в рост (прочесть основателя науки и подхватить его идеи). Лакан, когда говорил о том, что прочел Фрейда, пытался реализовать упования Фрейда.

Если лингвистика послесоссюровская – строгая научная дисциплина. Но образец научности уже не галилеевский.

Стратегия чтения текстов и работы с нашими пациентами – одна. Когда мы начинаем «лечить» шизофреника или психотика, нужно не забывать, что его мир – единственно для него возможный, он в нем живет. Что мы дадим ему взамен?

Вернемся к Лакану. Как сделать психоаналитическую практику живой?

Три этапа понимания: 1) можем воспроизвести услышанное, 2) обосновать, привести аргументы, 3) оспорить

Галилей и научное познание. Классическое галилеевское естествознание. Он говорил, что главное в научном познании – искать опровержения своих предположений. Современная методология естествознания имеет принцип фальсифицируемости. Только те представления можно принять научными, которые в принципе допускают опровержение, а лучше, если мы указали условия, при которых они могут быть опровержимы. Неопровержимые представления научными не являются.

Понимание штрих – когда я понимаю, что я понимаю, что говорит лектор (например). Оно интенционально дано. Оно смысловое, оно как горизонт нашего понимания.

Реконструируем психоанализ. Мир психоанализа – это мир, в котором все уже случилось. Тезис Фрейда: чтобы понять, что случилось здесь и сейчас, нужно это понимание развернуть вспять. Перенесение событий из прошлого на ситуацию «здесь и сейчас».

Демон Лапласа!!!

Первое, что должен сделать естествоиспытатель – это остановить жизнь. Единицей анализа должна быть жизнь, а тело – только орган этой жизни. Мышление надо ставить, и культуры мышления могут быть разные. Ученый делает «препарат от жизни», которую он исследует. Френсис Бэкон. «Великое восстановление наук».

Психотехника – инструмент работы с психикой.

Бэкон, изыскания в области истории природы (естественная история). «Что же касается содержания, мы составляем историю не только свободной и предоставленной себе природе, какова история небесных тел, метеоров, земли и моря, минералов, растений и животных, но и в гораздо большей степени природы обузданной и стесненной. Мы описываем опыты механических искусств (в широком смысле этого слова) и многих практических приемов, которые не соединились еще в особое искусство. Насколько нам удалось это исследовать. Мы уделяем этой части больше труда и внимания, поскольку природа вещей лучше выражается в состоянии искусственной стесненности, чем в своей нестесненной свободе».

Психика – как природа, стесненная искусством. Но природа ли это уже? Выготский потом будет говорить о ловушках для природы. Природа вообще может себя показать, если мы ее стесним, т. е. будем с ней взаимодействовать. Стеснения могут быть разные. Стеснения искусством, специально разработанным для целей познания или искусством, которое преследует чисто практические цели.

Почитать Ольгу Седокову (поэт)

Выготский «Исторический смысл психологического кризиса», 1926г

Фрейд развертывает психоанализ не по принципу охватить различные разделы психологии (память, эмоции и т. д.).

Прочитать книгу Луизы Андреас-Саломе (Ницше, Рильке, Фрейд) «Эротика». Магазин «Москва», диск «Принцесса Мария Бонопарт» (про психоанализ). Где покупать книжки? Магазин «Фаланстер». Идем по Тверской от Охотного ряда вверх, проходим телеграф, мэрию (идем по этой стороне), понимаемся еще на один квартал. Нужно дойти до Малого Гнездниковского переулка. Повернуть в него, пройти магазин сувениров, подарков. Идти до арки (влево). Подняться на 2-й этаж. Магазин. Два зала.

Итак, Выготский. Все его большие работы были написаны им, когда им овладевал кризис. У него были приступы туберкулеза. В больнице он писал свои книги.

Три идеи Выготского, которые нам важны.

1. Идея общей психологии (как конкретной методологии науки; кризис состоит в том, что нет одной психологии, а есть много психологий). Общая психология – это конкретная методология, которая пытается выполнять критику. Целым должен быть организм практики. Теория – по Выготскому – только орган внутри организма практики. Он обеспечивает воспроизводство этой практики в пространстве и во времени. Общая психология д. б. методологической критикой психологии, танцуя, как от целостности, от организма практики, а теорию беря как аппарат для реализации действий, воспроизводства и развития.

2. Различение двух путей познания – синтетический и аналитический.

3. Идея «ловушки для психики». Конкретизация того, чем должен быть аналитический ход познания. Где искать ловушки для психики.

Наши рекомендации