Анализ психологических текстов. 1. Изучите статью Д.Б. Эльконина "К проблеме периодизации психи­ческого развития в детском возрасте" [29

1. Изучите статью Д.Б. Эльконина "К проблеме периодизации психи­ческого развития в детском возрасте" [29, с. 169-176] и охарактеризуйте основные эпохи и периоды психического развития, выделенные авто­ром. С этой целью заполните следующую таблицу:

Таблица 3.5.
Эпохи Периоды Возраст Ведущий вид Преимущественное
  деятельности развитие

2. Изучите статью Л.С. Выготского "Проблема возраста" [9]. Составьте план-конспект статьи, руководствуясь следующими вопросами и положе­ниями: 1) Почему Л.С. Выготский называл проблему возрастной периоди­зации развития центральной для всей детской психологии, а также "клю­чом ко всем вопросам практики"? 2) Какие три способа построения пери­одизации психического развития выделил Л.С. Выготский? 3) Определите критерии, выделяемые Л.С. Выготским, для построения периодизации пси­хического развития. 4) Какие характеристики возрастных этапов выделил Л.С. Выготский? 5) Выделите различие между стабильными и критиче­скими периодами развития согласно взглядам Л.С. Выготского. 6) Поче­му в критические периоды, по мнению Л.С. Выготского, ребенок стано­вится трудновоспитуемым?

Тематика рефератов

- Влияние структуры семьи на психическое развитие ребенка.

- Понятие "возрастной кризис" в психологии.

- Влияние средовых факторов на психическое развитие ребенка.

- Факторы интеллектуального развития: генетические, врожденные, влияние окружающей среды.

- Психосоциальная депривация и ее влияние на психическое разви­тие ребенка.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Литература: 1-6, 8, 10, 12, 14-23, 27-29, 31, 32, 35, 38, 39, 41,

45, 53, 69, 71-73

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Социальная ситуация и ведущая деятельность в младенческом воз­расте.

2. Развитие движений и действий с предметами на первом году жизни.

3. Развитие общения и речи в младенчестве.

4. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

5. Ведущая деятельность в раннем детстве и ее влияние на развитие психических новообразований возраста.

6. Основные новообразования младенческого возраста.

Требования к компетентности:

- понимать сущность социальной ситуации развития в младенчестве и раннем детстве; знать противоречия возраста и возможности их разре­шения в ведущей деятельности;

- знать возрастные особенности развития психических познаватель­ных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;

- знать потребности ребенка младенческого и раннего возраста, осо­бенности эмоциональной сферы, форм самосознания;

- знать новообразования младенческого и раннего возраста;

- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения возможности формирования возрастных новообразований;

- уметь определять психологический возраст ребенка на основе на­блюдения или описания поведенческих характеристик;

- уметь учитывать психологические особенности возраста при ре­шении профессиональных задач.

Тестовый контроль

1. Ведущая деятельность младенца:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) непосредственно-эмоциональное общение;

в) познание;

г) сюжетно-ролевая игра.

2. Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего раз­вития ребенка, называется:

а) психологический симбиоз;

б) госпитализм;

в) комплекс оживления;

г) аутизм.

3. Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрос­лого:

а) комплекс оживления;

б) психологический симбиоз;

в) госпитализм;

г) аутизм.

4. Госпитализм возникает вследствие:

а) болезни ребенка;

б) отделения младенца от матери;

в) чрезмерной опеки младенца;

г) нет пр авильных ответов.

5. Автономная речь характеризуется:

а) ситуативностью;

б) своей "детской логикой";

в) многозначностью слов;

г) все ответы верны.

6. По мнению Л.С. Выготского, поведенческим симптомом наступ­ления кризиса 1 -го года жизни является появление:

а) гипобулических реакций;

б) комплекса оживления;

в) мотивирующих представлений;

г) нет пр авильных ответов.

7. Ведущая деятельность в раннем возрасте:

а) игра;

б) эмоциональное общение;

в) познание;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

8. В раннем возрасте доминирующей психической функцией явля­ется:

а) воображение;

б) восприятие;

в) мышление;

г) нет пр авильных ответов.

9. Одно из новообразований раннего возраста:

а) формирование произвольности;

б) формирование внешнего "Я-сам";

в) формирование самооценки;

г) нет пр авильных ответов.

10. Кризис трех лет связан с:

а) обретением ребенком автономии;

б) становлением самосознания;

в) овладением речью;

г) нет пр авильных ответов.

Наши рекомендации