Анализ психологических текстов. 1. Изучите статью Д.Б. Эльконина "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" [29
1. Изучите статью Д.Б. Эльконина "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" [29, с. 169-176] и охарактеризуйте основные эпохи и периоды психического развития, выделенные автором. С этой целью заполните следующую таблицу:
Таблица 3.5.
|
2. Изучите статью Л.С. Выготского "Проблема возраста" [9]. Составьте план-конспект статьи, руководствуясь следующими вопросами и положениями: 1) Почему Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития центральной для всей детской психологии, а также "ключом ко всем вопросам практики"? 2) Какие три способа построения периодизации психического развития выделил Л.С. Выготский? 3) Определите критерии, выделяемые Л.С. Выготским, для построения периодизации психического развития. 4) Какие характеристики возрастных этапов выделил Л.С. Выготский? 5) Выделите различие между стабильными и критическими периодами развития согласно взглядам Л.С. Выготского. 6) Почему в критические периоды, по мнению Л.С. Выготского, ребенок становится трудновоспитуемым?
Тематика рефератов
- Влияние структуры семьи на психическое развитие ребенка.
- Понятие "возрастной кризис" в психологии.
- Влияние средовых факторов на психическое развитие ребенка.
- Факторы интеллектуального развития: генетические, врожденные, влияние окружающей среды.
- Психосоциальная депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Литература: 1-6, 8, 10, 12, 14-23, 27-29, 31, 32, 35, 38, 39, 41,
45, 53, 69, 71-73
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Социальная ситуация и ведущая деятельность в младенческом возрасте.
2. Развитие движений и действий с предметами на первом году жизни.
3. Развитие общения и речи в младенчестве.
4. Социальная ситуация развития в раннем детстве.
5. Ведущая деятельность в раннем детстве и ее влияние на развитие психических новообразований возраста.
6. Основные новообразования младенческого возраста.
Требования к компетентности:
- понимать сущность социальной ситуации развития в младенчестве и раннем детстве; знать противоречия возраста и возможности их разрешения в ведущей деятельности;
- знать возрастные особенности развития психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;
- знать потребности ребенка младенческого и раннего возраста, особенности эмоциональной сферы, форм самосознания;
- знать новообразования младенческого и раннего возраста;
- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения возможности формирования возрастных новообразований;
- уметь определять психологический возраст ребенка на основе наблюдения или описания поведенческих характеристик;
- уметь учитывать психологические особенности возраста при решении профессиональных задач.
Тестовый контроль
1. Ведущая деятельность младенца:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) непосредственно-эмоциональное общение;
в) познание;
г) сюжетно-ролевая игра.
2. Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития ребенка, называется:
а) психологический симбиоз;
б) госпитализм;
в) комплекс оживления;
г) аутизм.
3. Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого:
а) комплекс оживления;
б) психологический симбиоз;
в) госпитализм;
г) аутизм.
4. Госпитализм возникает вследствие:
а) болезни ребенка;
б) отделения младенца от матери;
в) чрезмерной опеки младенца;
г) нет пр авильных ответов.
5. Автономная речь характеризуется:
а) ситуативностью;
б) своей "детской логикой";
в) многозначностью слов;
г) все ответы верны.
6. По мнению Л.С. Выготского, поведенческим симптомом наступления кризиса 1 -го года жизни является появление:
а) гипобулических реакций;
б) комплекса оживления;
в) мотивирующих представлений;
г) нет пр авильных ответов.
7. Ведущая деятельность в раннем возрасте:
а) игра;
б) эмоциональное общение;
в) познание;
г) предметно-манипулятивная деятельность.
8. В раннем возрасте доминирующей психической функцией является:
а) воображение;
б) восприятие;
в) мышление;
г) нет пр авильных ответов.
9. Одно из новообразований раннего возраста:
а) формирование произвольности;
б) формирование внешнего "Я-сам";
в) формирование самооценки;
г) нет пр авильных ответов.
10. Кризис трех лет связан с:
а) обретением ребенком автономии;
б) становлением самосознания;
в) овладением речью;
г) нет пр авильных ответов.