Основные концепции природы языка
1. Анатомо-физиологическая концепция. Возникновение связано с бурным ростом естественных наук, в первую очередь физиологии мозга. В ходе исследования структуры и деятельности человеческого мозга были получены данные об участках кары головного мозга, связанных с речевой деятельностью человека. Речевая деятельность оказалась локализована в левой половине больших полушарий головного мозга. Были открыты 2 зоны: 1) зона Брока, управляющая производством устной речи человека; 2) зона Вернике, связанная с пониманием устной речи. Язык – это врожденное, передаваемое по наследству, биологическое свойство человеческого организма, такое же как умение дышать, спать, есть…
2. Натуралистическая. Взгляд на язык как биологическое явление подходит к 19 веку. Это концепция немецкого учёного Августа Шлейхера. Основные положения концепции он сформулировал в работе «Теория Дарвина в применении к науке о языке». Основные положения: 1) язык – это естественный организм, образованный из языковой материи (+); 2) организм понимается как развивающаяся структура, которая образовалась естественно без вмешательства воли человека (+). Языки возникают и существуют вне воли человека, то есть объективно. Они рождаются, растут, стареют, отмирают, развиваются по своим законам. Жизнь языка есть развитие, а не история. Лингвистика должна быть организована на точном наблюдении организмов и законов их бытия. Проводится аналогия с органическим миром: выделяются три ступени развития языка, которые соответствуют трём царствам природы (минеральному, растительному и животному). Языки, где слово равняется корню, приравниваются к одноклеточным организмам (китайский). Языки, где в слове к корню механически присоединяются аффиксы, Шлейхер сравнивает с растениями (турецкий). Языки, в которых аффикс составляет одно целое с корнем, сравниваются с животными (немецкий, русский). Они являются самыми организованными. Шлейхер разрабатывает учение о «праязыке» - языке основе – и родословном древе индоевропейских языков. Он впервые предложил генетическую классификацию родственных языков индоевропейской языковой семьи.
3. Психологическое направление в языкознании возникло во второй половине 19 – начале 20 века как реакция на натуралистическую концепцию. Согласно этой концепции «язык» – это явление психическое, а языкознание относится к ряду психологических наук (Герман Пауль, Штейнталь, Вундт, Фортунатов, Потебня, Бодуэн дэ Куртэнэ). Язык определялся как психофизическая деятельность, как индивидуальный психический акт. Штейнталь развил учение о языке как деятельности индивида. Пауль говорил, что реально существует только язык индивида, а изменения значений слов, которые происходят в языке, он объяснял неустойчивостью психики каждого отдельного человека. Потебня отмечал тесную связь языка и мышления, слова и понятия, считал, что язык не только хранилище и средство передачи мысли и эмоций, но и средство формирования мысли у говорящего и слушающего. Вундт рассматривал язык не как средство общения людей (-), а как орудие и средство выражения мысли. Сторонники этого направления привлекли внимание речевую деятельность речевым актам, считали, что их изучение прольёт свет на сущность языка.
4. Социологическое направление возникло в начале 20 века как реакция на психологическое и натуралистическое направления. Основоположники: Ф дэ Соссюр, А. Мейе. Соссюр определял язык как социальный продукт, который усваивается каждым индивидом в готовом виде. Мейе отмечал, что язык существует независимо от говорящего на нём индивида. Язык рассматривался как явление социальное. Общественная сущность языка проявляется в:
*происхождении языка (язык возникает вместе с обществом, когда у людей возникает потребность что-то сказать друг другу, а эта потребность вызвана совместной деятельностью людей)
*смерти языка (язык живёт вместе с обществом, которое он обслуживает: истребление народа – истребление языка. Общество может добровольно или насильственно принять другой язык)
*развитии языка (язык постоянно изменяется вместе с развитием общества, развитие происходит постоянно, но очень медленно, поэтому человеку кажется, что язык статичен. Язык не мог бы функционировать как средство общения, если бы эти изменения были заметны)
*существовании социально-территориальных разновидностей языка: профессионализмов, диалектов.
Функции языка.
1. Коммуникативная (заключается в передаче от человека к человеку информации). Информация – сведения, доступные для понимания и важные для сохранения или изменения поведения того, к кому они адресованы. Информация передаётся в пространстве и во времени. Текст будет информативен лишь тогда, когда слушатель готов к его восприятию и когда данные сведения могут как-то подействовать на его поведение.
2. Мыслительная, или когнитивная (Человек воплощает свои мысли в языковую материю). Основная форма мышления, присущая людям: словесное мышление, вербальное, языковое. Язык – это не просто форма, оболочка для мысли, не средство мышления, а скорее его способ.
3. Познавательная, или аккумулятивная. Именно в языке накапливаются знания человека о мире, его опыт, именно в языке хранится информация (в системе языка и в текстах).
4. Регулятивная (говорящий использует язык с целью непосредственного воздействия на адресата: побудить к какому-либо действию, запретить ему что-либо делать, ответить на вопросы). Регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих микроколлективах. Иногда вместе с функцией регулятивной рассматривают функцию фатическую (контактоустанавливающую). Человеку надо как-то вступить в разговор и выйти из разговора, попрощаться. Фатическая функция используется для поддержания контактов, регулирования межличностных отношений. Чтобы занять определённой место в микроколлективе и чтобы реализовать себя как личность человек должен разговаривать. Речевой контакт – это средство регулирования отношений.
5. Номинативная (от лат. nomina), или назывная. При помощи языка, называя предметы определёнными именами, человек ориентируется в окружающем мире. Называние составляет неотъемлемую часть познания и мышления. Приобретая знания о мире, обобщая конкретные явления (отвлекаясь от случайных признаков), человек стремится закрепить их в слове, дать названия. Вся система понятий, которой обладает человек, базируется на системе названий. Если бы не слово, понятие так бы и осталось абстракцией. Человек прагматик номинативной функцией пользуется избирательно. Мы называем не все окружающие на предметы подряд, а то, что для нас ближе, чаще, важнее (Пример, виды грибов, знаем только съедобные). В любом языке есть дыры – лакуны – пустые места в картинке мира. Иными словами, что-то обязательно должно быть не названо, то, что человеку пока ещё не важно, не нужно. Хотя номинативная функция не самостоятельная, без этой функции первые четыре не могли бы существовать.
6. Этническая (язык объединяет этнос, помогает сформироваться национальному самосознанию; язык – показатель национальной принадлежности).
7. Эстетическая (превращает текст в произведение искусства, это сфера творчества и художественной литературы).
8. Эмоционально-экспрессивная (позволяет человеку выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания).
9. Магическая, или заклинательная. Реализуется в случаях, когда язык наделяется сверхъестественной потусторонней силой. В основе – представления о том, что с помощью слова можно изменить объективную действительность.
10. Метаязыковая (meta – после). Человек с помощью языковой системы может описать, объяснить язык. Используется в профессиональной деятельности филологов, языковедов, при переводе, на лекциях. Это всё случаи, когда язык как объект исследуется при помощи языка как средства, инструмента.
Язык и мышление.
Проблема связи языка и мышления исследуется на протяжении многих веков. В истории науки предлагались разные решения: от полного слияния, отождествления языка и мышления, мысли и слова до полного их разрыва. Благодаря способности мыслить, человек может ориентироваться в реальном мире, существовать в нём и оказывать на мир преобразующее воздействие.
Мышление – это умственный процесс, высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.
Понятие – привилегия человека, единица логического мышления, основной мыслительный инструмент, с помощью которого человек познаёт мир. Понятие образуется в ходе практической деятельности человека, благодаря способности его разума к абстрагированию и обобщению. Наблюдая множество явлений действительности, человек сравнивает их, выделяя различные признаки. Не важные, не существенные, случайные признаки человек отбрасывает, а признаки существенные суммирует и получается понятие. Мыслительный процесс опирается на языковую материю. Слово – типичная норма формирования понятия.
Типы мышления:
1. Не вербальные:
· Предметное (Основано на первой сигнальной системе, т.е. непосредственном воздействии вещей и явлений на наши органы чувств. Состоит из ориентации человека или животного на выполнение осмысленных действий.)
· Образное (Оперирует конкретными образами, чувственно воспринимаемыми объектами, которые в данный момент человек не ощущает. Оно присуще художникам, музыкантам, скульпторам, композиторам, артистам и т.д.)
· Техническое (Присуще архитекторам, конструкторам, механикам при решении творческих задач технического характера)
2. Вербальное:
· Словесно-логическое (Свойственно только человеку)
Непосредственней всего единица языка связана с единицей логического мышления: слово связано с понятием, предложение связано с суждением, текст с умозаключением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений действительности. Предложение и суждение устанавливают связь между явлениями, организуют мысль как утверждение или отрицание. Умозаключение соотносится с текстом и представляет собой процесс логического вывода из ряда суждений. Прямого соответствия между единицами языка и единицами мышления нет. В одном и том же языке одна и та же мысль может реализоваться в разных словосочетаниях и предложениях. За одним и тем же словом могут стоять разные понятия, даже противоположные (Например, задуть свечу (чтобы погасла) – задуть доменную печь (раздуть сильнее)). Энантиосемия - явление, когда одна и та же форма слова вмещает в себя противоположные понятия. Кроме того, в языке есть слова, которые вообще не обозначают понятия: междометия, служебные слова, местоимения, собственные личные имена. В языке есть предложения вопросительные и побудительные. Они никогда никак не соотносятся с суждениями. Суждение не может содержать ни вопрос, ни побуждение. Л.С. Выготский рассматривал язык и мышление в виде двух взаимосвязанных кругов. Когда мы мыслим вербально, мы опираемся не только на универсальные категории и структуры, но и на категории и единицы конкретного языка. Термин «внутренняя речь» - Выготский. Внутренняя речь фрагментарна, ассоциативна, слова в ней представлены кусочками. Структура внутренней речи сложнее, чем внешней. Язык – не просто форма, оболочка для мысли, не средство мышления, а скорее его способ. Характер формирования мыслительных единиц и их функционирования зависит от языка. Разные языки по-разному классифицируют окружающую действительность. Язык – готовый классификатор действительности. Поведение и мышление людей при всём их национальном колорите подчиняется некоторым универсальным общечеловеческим законам. Языки при всём их многообразии тоже базируются на некоторых общих принципах. Общего у различных языков мира больше, чем специфического, поэтому перевод с языка на язык необходим.
Язык – средство обмена мыслями об окружающей среде, значит значение слов – это отражение действительности.