Мотивация и установка как психолого-правовые факторы правомерного поведения личности
Е. Ю. Зарубаева
Непосредственное обращение к исследованию общественно полезного поведения в правовой сфере следует выделить характерной чертой современного российского правоведения, что связано с оживлением процессов обновления и обогащения методологических основ в юридической науке, поворотом от традиционно догматических трактовок правовых категорий к изучению права в «жизни», в динамике, рассмотрению всего процесса действия права.
Как известно, право является важнейшим средством регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения являются продуктом жизнедеятельности людей, их поведения в обществе.
Конституция Российской Федерации ст. 2 определяет, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства»[1]. Из этого следует, что государство должно осуществлять свою деятельность, именно в интересах человека и для человека. Но вместе с тем, реализуя свои права и свободы, которыми его наделяет именно государство, человек не должен нарушать права и свободы других людей. Данное положение нашло также закрепление в Конституции, в статье 17 п.3 – «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»[2].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что действия граждан по осуществлению своих законных возможностей не должны нарушать права и обязанности других лиц, что и является одной из важнейших составляющих правомерного поведения.
Правомерное поведение является одной из основных категорий в процессе становления и развития правового государства, которое в своей деятельности стремится к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом.
Правомерное поведение можно определить как желательное и допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение субъектов права, которое соответствует требованиям правовых норм, гарантируется и охраняется государством.
Человеческое поведение, в том числе и правомерное поведение, находится под влиянием различных побуждений и потребностей таких, как влечения, интересы, стремления, желания, чувства. Конкретные же действия человека основаны на системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он оценивает ее, с точки зрения своих понятий и представлений. Если задаться вопросом о том, что же заставляет людей вести себя правомерно или противоправно, то ответа, с юридической точки зрения, мы скорее всего не получим, в данном случае решение данного вопроса надо искать в психологии.
Правовая психология, как правило, выражена в следующих категориях: стыд, привычка, стереотип, мотив и установка.
Наиболее важное значение в понимании правомерного поведения человека, личности, индивида, а также общества в целом имеют именно мотив и установка.
Главное различие, в этих двух понятиях, состоит в том, что мотивы человека практически всегда осознанны, и их можно понять, а установки относятся уже к сфере бессознательного поведения человека, и понять их порой не в состоянии даже сам человек, не говоря уже об окружающих. Они играют немаловажную роль в поведении человека и поэтому требуют отдельного рассмотрения.
Итак, мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Сознательное поведение человека характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.
Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении.
Таким образом, мотивация имеет для поведения побудительное, направляющее и организующее значение. В психологии представителями различных теорий, даются определения, в которых в основу процесса мотивации положены разнообразные факторы, начиная от врожденных инстинктов, органических потребностей и заканчивая исключительно сознанием, разумом, волей человека. Поскольку жизнь человека сложна, а поступки противоречивы, то применение той или другой теории может и не объяснить многообразия различных феноменов мотивации. И только их взаимная интеграция может объяснить причины поведения человека.
Одним из наиболее интересных подходов к проблеме мотивации является когнитивный подход, в котором особое значение придается сознанию, знаниям человека. В данном подходе особенно часто используются понятия когнитивного диссонанса, мотивации боязни, избежание неуспеха и притязаний. Все эти составляющие процесс мотивации категории тесно связаны между собой, особенно в ходе принятия решения. Изучив их, можно проанализировать поведение.
Наиболее мощное мотивационное воздействие на субъект когнитивный диссонанс оказывает в жизненно важных для него ситуациях, когда необходимо принимать ответственное решение, разрешать конфликтные отношения. С принятием решения под воздействием когнитивного диссонанса, субъект начинает придавать ему большую ценность по сравнению с решением, которое им было отвергнуто. В этом просматривается действие своеобразного психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже после того, как он совершен. Профессор Немов Р. С. в обоснование данного положения пишет, «что после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной для себя альтернативы»[3].
Здесь же необходимо отметить, что человек, совершая те или иные поступки, наблюдая за поведением других лиц, пытается их объяснить. Причинное объяснение поступков человека в психологии получило название каузальной атрибуции. С этой точки зрения, одни люди считают, что достигнутые ими результаты, успехи в их деятельности, равно как и неудачи, зависят от них самих, другие же, напротив, полагают, что все зависит от внешних факторов, от складывающихся независимо от их воли каких-то обстоятельств.
Таким образом, изучение мотивов, мотивационных процессов, с точки зрения психологии, имеет исключительно важное значение, так как именно здесь закладывается основа, фундамент дальнейшего поведения субъекта.
В основе мотивации поведения субъекта лежат также его потребности и интересы. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия, и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом.
Основные потребности человека можно разложить на несколько уровней. Так, например, на нижнем уровне будут располагаться элементарные биологические (органические) потребности: самосохранения, размножения, а также называемая ориентировочная потребность. В процессе социального развития человека этот уровень поглощается вышестоящим; причем потребность самосохранения преобразуется в различные материальные потребности (в пище, одежде, условиях труда и быта и.т.д.); ориентировочная потребность перерастает в познавательную (необходимость знаний, образования, постоянной информации об окружающей среде). Возникает новая потребность – в социальном общении, которая предполагает необходимость определить свое место в социальной группе, иметь постоянные эмоциональные контакты с окружающими, получать признание и одобрение с их стороны.
Дальнейший, более высокий социально-психологический уровень развития личности, связан с возникновением потребности в труде, в творчестве; на базе социального общения складывается также потребность в социальной активности; наконец, возникают мировоззренческие, идеологические потребности: осознать картину мира в целом, определить свое место в обществе, понять смысл человеческого существования. При этом индивидуальные потребности осознаются лицом уже как составная часть потребностей своего класса и всего общества.
Наконец, высшие потребности – в творчестве, социальной активности, а также потребности мировоззренческие – не являются в нашем обществе источником правонарушений, потому что по своей природе они не индивидуалистичны, а связаны с благом всего общества.
Нельзя не согласиться с утверждением Чеснокова Д. И., который полагает, что «между потребностью и поступком человека в большинстве случаев стоит еще интерес, под которым понимается осознание человеком как своих собственных потребностей, так и общих условий и средств, способствующих их удовлетворению»[4]. Именно интересы лежат в основе мотивации деятельности, определяют ее цель, а также мир ценностей и ориентаций, присущих данной личности и группе лиц. Можно было бы полагать, что суть интереса заключается в удовлетворении потребности. Однако это не совсем так, интерес включает осознание не только потребности, но и того длительного и сложного пути, который необходимо пройти до стадии удовлетворения. Этот путь зависит от характера потребности, социального статуса личности, внешних и внутренних условий поведения и многих других факторов.
Еще одним психолого-правовым фактором правомерного поведения личности, является установка.
Установка – это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда все поведение субъекта права оценивается, пропускается сквозь призму выгодности или пагубности для себя. Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе с тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности, что не всегда заслуживает негативной оценки.
В свою очередь иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счете осознанными или прочувствованными интересами. Одна из древних альтруистических форм – это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается, во имя общественных идеалов и целей.
Весьма распространенной в истории является и такая альтруистическая форма, которую обозначают как теодицию. Теодиция – это претерпевание страданий в настоящем ради благополучия в будущем.
Содержательное исследование рассматриваемого вопроса было проведено Л. И. Божовичем[5], который выделил два вида психологической установки на правомерное поведение. Первый вид – установка конкретного правомерного поступка. Она создается под действием нормы права; при ее фиксации данное правомерное поведение осуществляется субъектом без дополнительных трудностей.
Второй вид – нормативно-правовая установка более общего характера. Она представляет собой фиксированное в психике человека решение соблюдать определенную группу, вид или всю совокупность норм права, независимо от отличительных особенностей каждой конкретной нормы. Эта установка выражается в принципиальной позиции соблюдения законов. Для формирования такой установки необходимо усвоение общих принципов права на основе достаточно развитых навыков правомерного поведения.
Если определять установку как заложенную в психике готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуации, то можно выделить следующие виды реакций на установки:
1) психологическая – интеллектуальная и эмоциональная;
2) действенная – выражается в действиях.
Здесь может проявляться такая установка поведения людей, как «социальное вовлечение». Она проявляется, например, в уличных беспорядках, бунтах, погромах, когда агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, полицейским или враждебной группе), которые в обычных условиях проявляются только в словесной форме – оценках или настроениях.
Социально-психологическая теория позволяет выделить основные три вида рассогласования поведения и установок[6]:
1) Общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях – ограничение возможности свободного выбора индивидуального поведения, когда человек вынужден руководствоваться актуальной ситуацией, противоречащей его убеждениям. Например, отказ от голосования, при отсутствии партий или представителей, которые выражают их интересы, в пользу других партии.
2) Различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации – это объясняется противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта, когда одна из установок актуализируется под влиянием конкретных факторов. Например, люди, относящиеся к забастовкам отрицательно, нередко участвуют в них, так как видят в этом неизбежный способ действия в экстремальной ситуации.
3) Вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт – это побуждает его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или с групповыми ожиданиями. Например, владелец отеля (если у него есть расовые предрассудки) даст номер представителям другой национальности при непосредственном контакте с ними, но если они попытаются сделать это заочно, то, скорее всего им откажут.
Также можно выделить виды установок и мотивов:
1) Законопослушность – возникает тогда, когда потребности, желания, интересы субъекта права не совпадают с общественным мнением, но субъект из-за боязни наказания подчиняется закону.
2) Правопослушность – возникает тогда, когда цели субъекта, права и средства по их достижению хотя и совпадают с общественными, но не в силу личных убеждений, а в силу конформности личности данного субъекта.
3) Правоисполнение – возникает, когда цели субъекта права и средства их достижения совпадают с общественными вследствие каких-либо личных убеждений данного субъекта.
В характеристике таких категорий, как мотив и установка, важное значение имеет правовая психология, которая является значимой формой осознания права и отдельных нормативно-правовых актов, а также юридических действий. Знание мотивов поведения, осознание причин, побуждающих людей к нарушению закона и порядка, можно использовать в совершенствовании законодательства и создания управомачивающих норм права.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что изучение мотивационной сферы (мотивации), как сложного явления, вместе с ее структурными элементами, в условиях сегодняшней правовой действительности необходимо для правильной оценки поведения субъекта права. Недаром этот вопрос является одной из сложнейших проблем как психологии, так и юриспруденции.