Медитация о Драконе
Быть может, все ведьмы и драконы нашей жизни — это принцессы, которые только и ждут, чтобы увидеть нас однажды прекрасными и смелыми. Быть может, все самое страшное суть беспомощность, желающая, чтобы мы ей помогли...
Райнер Мария Рильке
Восемь писем (для Принца На Белом Коне)
1. Ваше Высочество, делаю, как мы условились, — В выбранный час поджидаю на небе звезду. Знаю, что Вы больше года к походу готовились. Ваше Высочество, верю, надеюсь и жду!
26 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
2.
Ваше Высочество, с молью борюсь за приданое, А вместо лестницы скинуть могу Вам косу. Наша звезда отчего-то сегодня туманная. Выйду размяться — Дракона чуток попасу.
3.
Ваше Высочество, змей досаждает намеками, Что Вашей «прыти» причина скрывается в нем. Тихо лелею мечту увидать, как под окнами Змея потопчете Вы своим белым конем.
4.
Ваше Высочество, змей прямо со смеху катится, Коли обмолвлюсь про Ваши отвагу и честь. Моль принялась уже за подвенечное платьице. Ваше Высочество! Совесть вообще у Вас есть?
5.
Ваше Высочество, может быть, Вы — безлошадное?
Вашей неявки упорно ищу я предлог.
А у Дракона дыхание вовсе не смрадное.
Он, словно пес, вечерами ложится у ног...
6.
...он говорит (и я, кажется, верю чудовищу). В жизни главенствует подлости вечный закон — Принцы не знают, как правило, цену сокровищу, Цену сокровищу ведает только Дракон.
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
7.
...наша звезда потускнела и будто качается. В свете ее остается дорога пуста. Только Дракон не дает мне вконец уж отчаяться. Мудрый и верный, он принцам иным не чета.
8.
Принц, нынче мне целовать Вас по-сестрински хочется.
Благословляю окольные Ваши пути.
•Я полюбила Дракона! О Ваше Высочество,
Чтоб Вам... такое же счастье навек обрести!
Сестра Риммовна
Среди множества разных драконов есть Фантастический Дракон. Он самый молодой из всех. Он часто появляется в современных романах, где выступает как друг и союзник, как спутник человека. В его больших глазах светятся мудрость и сострадание. Восточный Фантастический Дракон олицетворяет, в отличие от западного, все доброе и светлое, что есть в человеческой расе. И поэтому, мысленно общаясь с одаренными людьми, этот дракон на протяжении многих лет помогает человеку противостоять силам зла. История человечества началась в борьбе с силами природы, символами которых в давние времена являлись драконы. Сражаясь с собственными пороками, представшими в образе Западного Дракона, и открыв свою божественную суть в Восточном Фантастическом Драконе, человек сумел покорить природу и обрести гармонию. Человек
28 Часть 1. Волшебные помощники преображения женшины...
примирился с природой, нашел свое место в мире и позволил драконам стать частью своей жизни.
Из легенд о драконах мы можем узнать, что японский дракон никогда не сможет достичь Европы, а если китайский дракон решится путешествовать, то может лишиться своих когтей и погибнуть. Другом человека считался восточный дракон, который приносит удачу тем, кому посчастливится с ним встретиться. Его все почитали, считая божественным животным. Почти все восточные драконы связаны с водой в любой форме — с дождями, облаками, реками, морями, колодцами и т. д. Считается, что именно они призывают дождь, орошающий землю и питающий урожай. Поэтому, боясь засухи или наводнения, люди старались не гневить восточного дракона [1].
Колдунья-ведунья любила дракона еще и за то, что он помогал ей распознать светлую и чистую душу в девушках, которые обращались к ней за помощью. Согласно легенде, которую записал Проперций, римский поэт I века, маленький поселок Лавиний в Италии находился под защитой старого дракона, обитавшего в пещерах глубоко под землей. В обмен на защиту он требовал, чтобы каждый год ему приносили огромное количество еды. Раз в год юная девушка отправлялась к голодному зверю и забрасывала пищу в пасть дракона. Насытившись, он засыпал на ближайший год, и жители деревни могли быть спокойны. Правда, девушка возвращалась домой к любящим родителям и односельчанам только в том случае, если была девственницей. Уже в те времена многие не возвращались...
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что не все драконы наши враги, порой драконы — это мы сами. Наша Колдунья-ведунья освободилась от всех личностных страхов (драконов), и теперь ее можно отнести к тем почтенным старцам, которые на протяжении жизненного пути приобрели большой запас мудрости и их главной целью является наставничество и полезность для окружающих.
Послушаем историю о том, как город принимает людей.
Д |
авным-давно в этот город приехала одна писательница. В то время она еще не знала, что ей судьбой суждено стать писательницей. Приехала она в большой город и не знала, как ей найти в этом городе работу. До приезда в этот город она была не очень хорошим архитектором, потому что не умела проектировать. Архитектор-профессионал умеет проектировать дома так, чтобы они всем своим видом и естеством устремлялись в небо, сливаясь с ним. Всех архитекторов во всем мире учат тому, что хорошая архитектура похожа на музыку, которая застыла в камне. Но наша героиня не умела проектировать дома как следует. Поэтому все ее проекты дома, здания, дворца выглядели на рисунках и фотографиях слегка покосившимися, то есть перспектива уходила не прямо в небо, а наискосок. И, как следствие, ей не доверяли важную работу — строить дома, устремляющиеся в небо. Правда, здесь может быть и другая причина. У нас не любят женщин, которые могут проектировать
30 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
или строить дома, а любят только тех, которые могут войти в избу, когда она горит...
Однажды она проходила мимо дворца, где издавали всякие журналы, и ее заприметил и пригласил в гости один редактор и сказал: «Раз ты не можешь строить правильные дома, то пиши о них красивые статьи». Так она стала вместо плохого архитектора неплохой писательницей. Но опять «но». Она знала, что старый город не всех принимает и не всем разрешает в нем работать. И вот выходит она улицу, а там идет ноябрьский, холодный, колючий Дождь, который не дружит с могучим Ветром, и поэтому Ветер изо всех сил дул на Дождь, и Дождь шел косой, а не прямой стеной, и при этом раскачивал фонари. Фонари качались, из них струился зигзагообразный свет, и все здания большого города становились такими же косыми, прямо как на эскизах нашей героини. И в этом непривычном состоянии Света и Дождя проявился Дух города, и он был похож на мудрого, но усталого Старца, и сказал он будущей писательнице: «Ты храбрая и умная девочка; раз не получается из тебя великого архитектора, то быть тебе писательницей». Сказал он и исчез. Больше он не показывался этой горе-архитекторше. А она, послушав его и редактора, стала уже хорошей Писательницей. Как вы догадались, этот факт из биографии одной из близких подруг Колдуньи.
Общаясь с архитекторами, Колдунья постигла науку, которая помогает человеку обустроить свой дом, поэтому дом Колдуньи непростой.
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
Сначала рассмотрим творческий алтарь. Это скромное место в углу комнаты, где находится маленький круглый столик, на котором стоит старый серебряный кувшин с художественными кистями. Рядом с ним розовый кристалл из Израиля, благовония из Тибета, каменное яблоко из оникса, керамическая калоша из Узбекистана, кастаньета из Испании, фигура вуду из Южной Африки, железный рыцарь — всадник на коне — из Чехии, куколка из Финляндии.
Маленькие ритуалы, совершаемые просто в процессе перестановки и расстановки этих вещей, полезны для души.
Грегорианские песнопения, песни корсиканских монахов, звук тибетских колоколов, шум тихого океана, свиток с собственным манифестом и творческой молитвой обостряют душевные ощущения, стимулируют и поддерживают духовную атмосферу в сердце, душе, доме.
Окно и подоконник являются продолжением творческого алтаря. На оконном стекле — хрустальная звездочка, через которую солнце по утрам говорит своей хозяйке: «Доброе утро». На другой половине окна — прозрачная пленка с изображением шестикрылого Серафима — уменьшенная копия витража Марка Шагала из собора Фраумюнстер в Цюрихе. Большой камень родонит — камень утренней зари, камень игры помогает Колдунье видеть суть вещей, душу предмета, заглянуть в прошлое и лучше понять настоящее. Мужчины любят этот камень за то, что он бережет их мужскую силу и потенцию, женщины — за помощь в семейных делах. Если
32 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
родонит встречает утро, то круглый шар из черного обсидиана, который находится рядом, встречает ночь. Это камень-очиститель, один из сильных камней, рожденных в огне вулканов. Он многолик и может быть черным как смола или красно-коричневым, как кирпич. Маленький садик из цветов, ракушки в огромной рюмке с водой, различного размера свечи. Простые вещи, напоминающие нам о вечной жизни.
Еще в кабинете Колдуньи есть разные камни. Эти камни из разных стран. Одни из моря, другие с берега реки, есть камень из берлоги медведицы (удивительный кристалл, который подарила Колдунье одна латышская целительница), камень, найденный у подножья египетской пирамиды. Самые главные камни Колдуньи — это окаменелая ракушка с Мадагаскара, бирюза из Средней Азии, яшма из Южной Африки, вулканический камень из Корсики. Эти камни могут говорить и лечить. Они не станут просто так разговаривать, к ним нужен особый подход. Камень из бирюзы, например, рассказал о великих походах Тамерлана, его несметных богатствах и небывалой смелости. Говорят, что Тамерлан был маленького роста, некрасивым и не очень здоровым. Но он никогда и никому не жаловался. Он доверял жизни. И решил, что если он таким родился, значит, так захотела Судьба, и именно таким он должен оставить след на земле. Он поверил, что может стать счастливым и знаменитым. Правда, был он, говорят, сердитым. Не знаю, был ли он злым и сердитым или не был, а вот маленьким не остался, история вписала его имя в свои анналы.
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
А вот окаменелая ракушка, которая поведала миф о том, как появился мир. Как на дне океана лежала раковина, а уточка по океану плавала, ныряла и нечаянно со дна моря раковину достала, так земля и образовалась. Но самые загадочные истории рассказывает кристалл. С ним медведица отправляется в целительные путешествия. Придет к больному, в свой кристалл посмотрит и сразу увидит, чем болен человек. Если он съел что-нибудь вредное, медведица с помощью кристалла нужную целебную травку найдет. Может заговор от любовной боли прочесть. Песню о храбрости слабому воину подарить. Тогда из трусливого воина он становится Великим Храбрым Воином. И еще медведица с кристаллом совершает лунные путешествия. Эти путешествия происходят в полнолуние, когда Луна с помощью кристалла рассказывает свои истории. Они всегда о чувствах человека, его душевных страданиях, его терзаниях и надеждах. Луна всегда оставляет надежду, потому что дружит с Солнцем. Если бы они не дружили, то не было бы нас. Но лунные истории понятны не каждому человеку.
Колдунья-ведунья знает секрет того, как разговаривать с камнем, слышать его загадочные, почти мистические истории. Этому можно научиться при одном условии — нужно верить тому, что слышишь или видишь. Особый разговор с кристаллом. Но, как разговаривать с ним, Колдунья-ведунья секрет мне не раскрыла, вы у нее сами спросите.
Еще у Колдуньи есть карты-путеводители. На них изображены разные символы, которые раскрывают ей путь Героя.
34 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
Герой — этот человек, который услышал не просто голос, а некий зов, идущий не с улицы, а изнутри. Этот зов человек вначале слышать не хочет или не может, или еще не знает, что он означает. И когда этот зов становится все громче, явственнее, человек отправляется вслед за ним. И на этом пути человек преодолевает много препятствий, решает сложные задачи, ищет предметы, которые помогут найти песню, придающую силы. Он призывает великих Животных, которые подсказывают, защищают и помогают ему в пути. Карты показывают, когда Герой будет идти один, когда вместе с кем-то, когда будет ночь, а когда будет день, когда дорога будет из сплошных испытаний, а когда будет легкой и радостной. И когда эта дорога заставит его вернуться к тому месту, с которого он начал свой путь. Временами дорога обрывается. И тогда Герою кажется, что он заблудился, что он погибнет или не сможет найти дорогу назад. Но это ему только кажется. Особенно тяжелой дорога становится, когда Дракон начинает его пугать. Он заставляет Героя дрожать, плакать или сражаться. И тогда Колдунья-ведунья пожалеет Героя и даст ему с помощью карт-путеводителей подсказку. Она расскажет, предупредит о трудностях, даст советы о том, как их преодолеть, и подарит клубок, чтобы Герой не потерял веру в себя и дорогу домой.
На письменном столе у Колдуньи лежит маленькая маска. На арабском языке «маска» — mashara, что означает «делать смешным», «насмешничать». Считается, что маски отражают те роли, которые мы примеряем на себя. Когда мы одиноки, то безлики, и лишь в
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
присутствии друзей надеваем свои маски. Глядя на маску, Колдунья-ведунья часто спрашивает себя о том, может ли человек всегда быть без маски? Или маски — это и есть настоящие мы? Пока ответа она не нашла.
Еще у Колдуньи есть керамическая узбекская калоша, подаренная ей подругой из далекого Узбекистана, с которой они вместе учились в высшей психологической школе, где изучают человеческую душу. Через тридцать лет они с ней встретились на другом конце земли. Калоша несет в себе образ Востока, некой расслабленности, напоминает о неспешной и мудрой пешей прогулке по земле и жизни. Несмотря на то что галоша, калоша — это верхняя обувь, защищающая от грязи или холода, которую носят поверх сапог или башмаков, в Средней Азии ее надевают на босую ногу. Калоша может иметь много смыслов. Например, в известной сказке для детей К. И. Чуковского «Телефон» Крокодил со слезами просит прислать калоши ему, а также его жене и Тотоше. Из дальнейшего диалога выясняется, что высланные «на прошлой неделе» две пары «отличных калош» семейством Крокодилов уже съедены:
Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
36 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
Здесь калоши и есть калоши. А вот в автобиографическом романе французского писателя Ромена Гари «Обещание на рассвете» мальчик в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине готов съесть сырую калошу, что выступает высшим подвигом самоотверженного чувства. Эпизод романа послужил сюжетом для памятника писателю в Вильнюсе, где он жил и где разворачивается часть действия романа. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру, изображающую мальчика с прижатой к груди калошей в руках. Радиостанция «Серебряный дождь» ежегодно с 1996 года вручает награду «Серебряная калоша» «за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе». Название, очевидно, происходит от выражения «сесть в калошу», что означает «попасть в дурацкое, смешное или неловкое положение», «потерпеть неудачу».
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждый человек по-своему интерпретирует символы, для каждого один и тот же образ наполнен своим символическим содержанием, а значит — своим эмоциональным смыслом.
У Колдуньи есть еще подарок от одного молодого инженера, который он привез ей из Египта, — маленькая хрустальная пирамидка, в основании которой портрет Нефертити. Известный египетский археолог Мухаммед Гонейм в своей книге «Потерянная пирамида» высказал предположение, что, в представлении древних египтян, пирамида олицетворяла собой «Первозданную Гору» — вершину, возникшую на заре творения Бога из
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
первородных вод. Внутри одной из пирамид были обнаружены следующие слова: «Я изготовил для себя это сияние твое, в качестве лестницы под ноги мои, по которой я выйду к... живому урею Ра... Да сделает небо сильным солнечное сияние для тебя, да поднимешься ты на небо, подобно оку Ра». Из анализа этих текстов был сделан вывод о том, что пирамида — это земное выражение идеи лестницы, ступеней, ведущих на небо. С уверенностью можно утверждать только одно — современное человечество никогда не узнает точно, для чего воздвигались эти колоссальные сооружения и что они символизировали. Для того чтобы разгадать эту загадку, современному человеку необходимо обладать логикой древнего человека, его мировоззрением, а это практически невозможно. Больше известно о Нефертити. Нефертити, главная супруга древнеегипетского фараона XVIII династии Эх-натона, играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени. Она была воплощением животворящей силы солнца, дарующего жизнь, и всегда сопровождала супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе — высоком синем парике, обвитом золотыми лентами, с уреем, который символически подчеркивал ее связь с грозными богинями, дочерьми Солнца. В 1912 году в мастерской древнеегипетского скульптора Тутмоса в эль-Амарне германским археологом Людвигом Борхардтом был обнаружен уникальный скульптурный портрет царицы, которая с тех пор стала одним из символов красоты
38 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
и изысканности древнеегипетской культуры. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно — надо смотреть». Может быть, изображение Нефертити в сочетании с пирамидой можно интерпретировать следующим образом: «женская красота, способная стать для мужчины лестницей в небеса»?..
Мы познакомились с домом Колдуньи. Он ясно говорит о ее духовных и душевных предпочтениях, профессиональных намерениях, и видно, что дом помогает ей жить.
Наш дом является зеркалом нашего внутреннего «Я», нашего мира. Исследуя его, мы исследуем себя. Исследователи определяют Дом как проекцию личностью своих качеств, своих особенностей и предпочтений на предметную обстановку. Все находится в обоюдном воздействии. Личное пространство дома является отражением внутренней картины личностного пространства. В постоянном взаимодействии с личным пространством формируется наш внутренний мир, развивая все новые и новые смысловые содержания. Особое отношение человека к миру преобразует вещи в предметы. Мир одухотворяется, становится предметным, а не «вещным» благодаря тому, что непосредственно чувственные свойства этого мира переносятся в данности особого рода — знаки. Каждый предмет приобретает некое символическое и ценностное значение. Значимые вещи (места) в нашей жизни обладают теми смыслами, которыми мы их наделяем. Обозначим это явление «личностный
Глава 2. Дом Колдуньи-ведуньи
смысл». Личностные смыслы, как правило, имеют непосредственную связь со значимым событием или олицетворяют собой какие-то желания, переживания, идеи, свойственные конкретному человеку [11].
Еще известный психолог К.-Г. Юнг отмечал, что у современного человека нет символической жизни, поскольку мы все живем в атмосфере обыденных, рациональных вещей. Можно с ним согласиться, что нет символической жизни, и всем несладко от этого, и неудивительно, что люди в современном мире подвергаются неврозам. Он спрашивал: «Где, скажите, мы живем символически? Нигде, за исключением тех случаев, когда мы участвуем в самом ритуале жизни. Но кто из нас действительно участвует в этом ритуале жизни? Очень немногие...» [36]. Человеку нужна символическая жизнь. Только символическая жизнь может выразить каждодневную потребность души. «И, поскольку у людей ее нет, они никогда не смогут выбраться из своего „беличьего колеса" — этой ужасной, банальной, изнурительной жизни...» и «Есть ли у вас в доме какой-то угол, где вы совершаете ритуалы...» [там же].
А какие предметы вам нравится видеть вокруг себя? Присмотритесь к предметам, особым знакам, изображениям в вашем доме, которые оказывают на вас вдохновляющее, поддерживающее и просто символическое воздействие. В какой из комнат находится больше всего предметов, имеющих к вам отношение? Исследуя свой дом, внимательно посмотрите, насколько он отражает ваши мечты в вещах, предметах. Мечты о надежном