Тамас (tamas) -то, что скрыто, не проявлено, темно и инертно; сила несознания

тапасья (tapasya) — усилие, сосредоточенное на духовной дисциплине или практике; также дисциплина или практика.

тонкое тело (Subtle body) — оболочка и тонко-физическая опора внутреннего существа.

тонкое физическое (Subtle physical) — тончайшая оболочка, ближайшая к физической и во многом подобна ей, но имеющая гораздо большую свободу, пластичность, интенсивность, мощь, цвет, широкое и многогранное проявление, которое пока еще не воплотилось на земле.

трансформация, преображение (Transformation) — состояние, при котором в разум, витальность и тело спустилось высшее сознание или высшая природа и заменило собой низшее сознание.

физическое (the Physical) — наружная часть существа; все имеет физическую часть — существует ментальное физическое, разум тела; физическую часть имеет и эмоциональное существо.

читта (citta) — основное сознание; вещество разума, всеобщая субстанция ментального сознания.

эго — тень и проекция духовной индивидуальности; подразумевает отождествление "истинного Я" с "внешним я", принадлежащим разуму, жизни и телу; поэтому эго бывает ментальным, витальным и физическим.

"Я" (The Self) — наша исходная Суть, Сущность; сознательное самосущее Бытие, единое для всех.

Главы 1-3 перевод И.Савенкова

Главы 4-6 перевод О.Сафронова

Перевод стихов О.Сафронова

[1] Letters on Yoga, Sri Aurobindo Birth Centenary Library (Pondicherry: Sri Aurobindo Ashram, 1975), vol. 22, p. 290.

[2] Letters on Yoga, Sri Aurobindo Birth Centenary Library (Pondicherry. Sri Aurobindo Ashr-i.m. 1975), vol. 22, p. 278.

[3] Читта и психическая часть — это совсем не одно и то же. Читта — термин из совершенно другой категории, определяющей место и взаимодействие основных функциональных частей внешнего сознания; и для их изучения нам не требуется выходить за пределы поверхностной или внешней природы.

"Категория" означает здесь другой класс психологических факторов, tattva vibhaga. И если психическое принадлежит к одному классу, охватывающему как внутреннюю, так и внешнюю природу — сверхразум, разум, жизнь, психическое, физическое, — то Читта, согласно обычной индийской классификации, принадлежит к совершенно иному классу или категории, охватывающей психологию внешнего существа — буддхи, манас, читта, прана и т.д.

[4] "Солнечным сплетением" Мать называет сердечную (не пупочную) область; это ясно из утверждений, которые от делает в других местах, как, например, из следующего: "Обычно именно в сердце, за солнечным сплетением, можно обнаружить светлое присутствие" (Collected Works of the Mother, vol. 16, p. 410). Смотри также ответ на вопрос: "Психическое находится в сердце?".

[5] Ежемесячный философский журнал (1914-1921), в котором впервые увидели свет все основные работы Шри Ауробиндо — прим. перев.

[6] Сублиминальное это сознание, охватывающее бытие, превосходящее наше поверхностное сознание, а собственно подсознательное это приниженное, уменьшенное сознание, близкое к Несознанию. Оба они принадлежат внутренней области нашего существа, неведомой нашему поверхностному сознанию, поэтому оба эти сознания смешиваются в разговорной речи. — Life Divine, B.1, part. 1, chp.23, p.223 — прим. перев.

[7] Слово "психическое" в обычной разговорной речи чаще всего обозначает душу желаний, а не истинное психическое. Еще более вольно им пользуются при описании психологических и других явлений необычного или сверхнормального характера, которые на самом деле связаны с внутренним ментальным, внутренним витальным, тонким физическим существом, нашей сублиминальной частью, не имеющими прямого отношения к психическому. Даже такие явления, как материализация и дематериализация, называют "психическими", хотя очевидно, что они производятся не действием души и не могут пролить свет на природу или существование психической сущности, а относятся скорее к оккультной сфере тонкой физической энергии, вмешивающейся в действия уровня грубо материальных тел, переводя их на собственный тонкий уровень и возвращая обратно на уровень грубой материи.

[8] Наоборот (лат). — прим. перев.

[9] Элита (фр.) — прим. перев.

[10] Во время публикации этой беседы Мать добавила для большей ясности следующее замечание: "Некоторые витальные области являются мирами беспорядка, а существа, населяющие их, не имеют психического существа. Психическое существо существует только на земле, в физическом мире. Вот почему я говорю, что божественная искра, организующая психическое, прошла сквозь миры беспорядка и проявилась прямо в физическом мире, чтобы была возможность организоваться вокруг божественной искры".

Наши рекомендации