Принцип учета личностного отношения больного к исследованию
4.Обязательно диагностика проводится несколькими методиками, только тогда мы получаем возможность получить представление о структуре дефекта.
5.Повторные исследования – очень желательны, чтобы понять, что носит нестойкий характер, а что есть собственно дефект.
6. Патопсихологическое исследование не стандартное по характеру проведения процедур. 7.История болезни – ознакомиться до обследования. Мы собираем анамнез, пользуемся биографическим методом – смотрим прохождение основных кризисов, семейную ситуацию.
8. Постоянный диалог пациента с психологом, общение, взаимодействие. Это дает представление о мотиве экспертизы у пациента.
Патопсихологические методики (С.Я. Рубинштейн):
1. Сенсомоторная сфера и внимание (зрительно-моторная координация, слуховое восприятие, корректурная проба, отыскивание чисел, счет по Креппелину, исследование навыков, доска Сегена, Коос, куб Линка и др)
2. Мышление (Классификация, исключение предметов, методика Выготского-Сахарова, существенные признаки, аналогии простые и сложные, сравнение понятий, соотношение пословиц-метафор, заполнение пропущенных слов в тексте - Эббингауз, сюжетные картинки, установление последовательности событий)
3. Ассоциации (назвать 60 слов, ответные ассоциации, противоположности)
4. Обучающий эксперимент (классификация фигур, «клипец»)
5. Память (10 слов, опосредствованное запоминание по А.Н. Леонтьеву, Пиктограмма, воспроизведение рассказов)
6. Эмоц-волевая сфера (ТАТ, выбор ценностей, уровень притязаний, самооценка по Дембо-Рубинштейн).
7. Тест Векслера, Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:
Вербальные субтесты:
1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса.
2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.
3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.
4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.
5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.
6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.
Невербальные субтесты:
7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.
8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.
9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.
10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.
11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.