Урок тринадцатый - Ночная фотосъемка

·

·

·

·

·

·

Урок тринадцатый - Ночная фотосъемка - student2.ru

Урок тринадцатый - Ночная фотосъемка - student2.ru

Урок тринадцатый - Ночная фотосъемка - student2.ru

Ночная фотосъемка

Фотографии, сделанные в вечернее и ночное время, смотрятся необычно: свет луны и электрических ламп преображает пейзаж. Фотографу остается только художественно и технически грамотно его запечатлеть. Снимок создается, когда на светочувствительный элемент камеры попадает необходимое количество света, поэтому, вечером и ночью при слабом освещении правила съемки меняются.

В ночное врем, сразу после заката, свет приобретает мягкие голубовато-синие оттенки. В это время начинает очень быстро темнеть и, буквально, через час-два небо становится темно-синим. Сумерки – самое благоприятное время для проведения ночных фотосъемок. Это время фотографы называют режимным. Солнце уже село и не дает своего света, но небо еще не стало черным и невыразительным. Съемка в вечерние часы настоящее испытание для цифровой камеры и начинающего фотографа, ведь здесь важно знать что такое экспозиция, баланс белого и как этим управлять, иначе хороших снимков ждать не придется, ведь ночная фотосъемка на автоматическом режиме камеры не осуществляется.

Подготовка к съемке

Подготовка - важная часть выездной съемки. В условиях низкой освещенности сложно сделать резкий, несмазанный кадр. Чтобы избежать смазывания (на сленге «шевеленки»), кроме всего прочего нужно использовать штатив.

Тренога штатива отвечает за устойчивость, голова - за ориентацию и крепление камеры. Штатив целиком или тренога в частности могут быть металлическими или пластмассовыми. Пластик легок и дешев, но плохо фиксирует камеру, хрупок, неустойчив на ветру и даже легкое его колебание долго не затухает. Металлическая конструкция дороже и тяжелее, но крепче и устойчивее. Также встречаются штативы с карбоновыми треногами: они, обладая легким карбоновым каркасом и высокой прочностью металлических деталей, сочетают лучшие характеристики пластмассовых и металлических моделей.

Профессиональные штативы имеют сменные головы — универсальные и специализированные (например, для съемки горизонтальных и вертикальных панорам, макросъемки). Они также отличаются способом и простотой регулировки положения камеры. Например, шаровая голова, где основу составляет заключенная в тиски сфера, удобна для съемки, при которой камера постоянно перемещается в нескольких плоскостях. Она обеспечивает мягкое и точное перемещение фотоаппарата и фиксируется на всех углах наклона.

Трехкоординатная головка имеет отдельные рычаги регулировки каждой из трех плоскостей. А главное отличие панорамной головы от других — возможность поворота камеры с центром вращения в нодальной точке объектива. То есть вращение происходит вокруг точки, в которой сходятся потоки света, прежде чем попасть на светочувствительный элемент камеры. Если требуется снять панораму, состоящую из нескольких рядов, используются панорамные головы с возможностью наклона фотоаппарата вверх и вниз — вплоть до зенита (вертикально вверх, +90° от горизонта) и надира (вертикально вниз, –90° от горизонта).

Помните, что есть несколько положений, в которых штатив максимально устойчив. При установке нужно широко расставить ноги штатива, чтобы переместить ниже центр тяжести и, если это позволяют задачи съемки, не поднимать высоко его голову.

При съемке на длинной выдержке даже нажатие на кнопку спуска может привести к небольшим вибрациям камеры и испортить кадр. По возможности установите режим задержки срабатывания затвора на 2, 5 или 10 секунд или используйте пульт дистанционного управления. Если вы будете снимать в холодное время, зарядите аккумулятор до конца и возьмите запасной. Помните, что на холоде аккумуляторы разряжаются быстрее.

Фотосъемка

Ночной фотосъемкой называют не только съемку ночью, но и на закате. Закат длится около часа, поэтому необходимо заранее спланировать место съемки и прийти как минимум за полчаса до его начала. Это время понадобится для выбора ракурса и настроек камеры.

Настроить точный баланс белого при ночной съемке довольно сложно. При смене композиции изменяется число источников освещения, разнообразие которых в городе может сильно изменить цветовую температуру. В нашем случае лучше всего будет оставить баланс белого в автоматическом режиме. Съемка в формате RAW позволит получить оригинальный файл, с которым можно будет многократно работать, не изменяя цифровой негатив: исправить баланс белого, провести экспокоррекцию.

Конечный результат зависит от выбранного способа замера экспозиции. Матричный замер определяет параметры экспозиции на основе данных, полученных со всех областей кадра. Он прекрасно подходит для равномерно освещенных сюжетов съемки. Центровзвешенный метод производит замер по всему полю кадра, но основная часть измерения сосредоточена в центре кадра в пределах круга диаметром 8–10 мм, который отображается в видоискателе. Данный способ замера лучше использовать в случае, когда в кадр попадает очень яркий источник света и вам нужно определить экспозицию без его участия. Точечный способ для определения экспозиции считывает информацию с точки размером 1–2% от площади кадра, находящейся в центре текущей зоны фокусировки.

Итак, при равномерном освещении используется матричный замер экспозиции, а в сложных условиях — центровзвешенный или точечный.

Не следует поднимать значение ISO выше 400. Чем выше чувствительность, тем больше на снимке будет цифрового шума. Уровень ISO400 на большинстве зеркальных камер дает приемлемое для монитора и тем более печати качество. Более высокие значения, как правило, приводят к резкому падению качества картинки.

Часто в условиях недостаточного освещения возникает проблема с фокусировкой. Для четких снимков старайтесь фокусироваться на контрастном или хорошо освещенном объекте. Например, по дорожной разметке или на ярких окнах здания. Главное не фокусироваться на однородном объекте, будь то серая стена, небо или асфальт.

Работа с выдержкой — это самый важный момент ночной фотосъемки. Относительно короткие выдержки (1/30 — 2 секунды) подчеркивают движение объектов, смазывая их на статичном, четком фоне. Выдержки длиннее 2 секунд уже иначе показывают движение: движущиеся автомобили не видны, свет фар превращается в полосы света, быстро идущие люди не отображаются на фотографии. Если ваша основная цель сделать акцент на движении, лучше всего снимать в режиме приоритета выдержки или в полностью ручном режиме. Если же вы фотографируете пейзаж, используйте режим приоритета диафрагмы, чтобы иметь возможность влиять на глубину резкости.

Работа со светом

При съемке ночью вспышка не сможет равномерно осветить весь кадр, но с ее помощью можно выделить и сделать статичным движущийся объект. Установите синхронизацию по задней шторке — вспышка даст импульс в конце экспонирования кадра, благодаря чему объект будет достаточно освещен, но при этом его движение будет подчеркнуто смазанным шлейфом не перед, а за ним.

В условиях недостаточного освещения свет становится инструментом. Используя фонарик, вы можете дозировать количество света, попадающего на предмет, тем самым выделяя его среди окружения. Этот способ называется световой кистью. Закрепив камеру на штативе, возьмите фонарик, установите выдержку 30 секунд или Bulb (в этом режиме затвор остается открытым на произвольный промежуток времени) и во время экспонирования кадра равномерно осветите части объекта, на которых вы хотите сделать акцент. Этот способ требует внимательности и тренировки.

У режима Bulb есть один конек — используя его, вы можете снимать ночные грозы. Для этого необходимо установить выдержку в этот режим и сфокусировать объектив на бесконечность. Диафрагму нужно подобрать с учетом обстановки: например, когда вы поймаете в кадре молнию, она сделает ваш снимок светлее. При этом лучше всего использовать объектив с фокусным расстоянием менее 28 мм, так как он удобен не только широким углом, но и большой глубиной резкости. Помните, что при съемке во время грозы нужно соблюдать осторожность: не вставайте со штативом в открытом поле. Также опасно находиться рядом с высоким деревом, вышкой или линией электропередачи.

Часто во время длинной выдержки в кадр попадает посторонний источник света. Например, при съемке движения автомобилей во время экспонирования загорается красный свет, и машины останавливаются. При этом в кадре появятся пятна света там, где автомобили были неподвижны, а их очертания становятся заметны. Чтобы избежать этого, используйте небольшой кусок черной бумаги, которым можно на время прикрыть объектив. С его помощью также можно сделать кадр с мультиэкспозицией. Если во время фейерверка несколько раз попеременно прикрыть и открыть объектив, получится кадр с многократными залпами салюта.

Ночной портрет

Снимая портрет в вечерние часы, можно придать ему особое, романтическое, загадочное настроение. Для этого нужно проявить немного фантазии и поискать интересное место, например, берег моря или реки на фоне звездного неба. Но, если вы снимаете в городе, выберите в качестве фона красивый вид на город с его необычайными огнями, они сделают ваш портрет незабываемым.

Съемка портрета в вечернее время требует от фотографа опыта. Фотографировать в темное время суток сложнее, чем днем, так как света всегда не хватает и фотографию испортить довольно легко.

В портретной съемке вам не обойтись без использования штатива, ведь фотографировать придется на весьма длительной выдержке. Особое внимание необходимо уделить настройкам камеры. Для начала нужно выставить чувствительность (ISO) вашей камеры на базовое значение (если света будет недостаточно, то можно поднять чувствительность немного больше, но, желательно не больше ISO400, иначе вы рискуете получить некачественное изображение и высоким уровнем шумов). Для съемки портрета желательно иметь 50мм объектив с высокой светосилой. Диафрагму желательно открыть на максимальной значение, так мы получим красиво размытый задний фон. Фокусировка, как обычно в портретной съемке осуществляется по глазам модели (если модель стоит полубоком или с повернутой в сторону головой, то фокусировка осуществляется по ближнему к камере глазу).

Фотосъемка, как правило осуществляется в ручном режиме камеры. При таком значении чувствительности и диафрагмы, выдержка составит, примерно, от 1/10 до нескольких секунд. В таком случае важно, чтобы камера прочно стояла на штативе, а модель на время экспозиции замерла и не двигалась. Спуск затвора необходимо осуществлять с помощью ИК пульта или с помощью таймера. К тому же при съемке портрета необходимо воспользоваться вспышкой. Лучше всего, если это будет накамерная вспышка с рефлектором, которую можно поставить на стойку. Если такой вспышки нет, то подойдет встроенная в камеру вспышка. Синхронизация осуществляется по задней шторке, а мощность импульса не должна быть большой, чтобы не пересветить портрет.

Поэкспериментируйте с внешней вспышкой, если правильно подобрать угол и мощность импульса, можно добиться потрясающих результатов.

Ночной пейзаж

Если у вас есть любимое место для съемки, попробуйте снять его ночью. Результат может оказаться неожиданным. Иногда при съемке в дневное время пейзаж, выполненный по всем правилам, кажется скучным и невыразительным. Но все может измениться, если прийти на то же самое место ночью: романтический темно-синий цвет ночи способен преобразить самый скучный пейзаж, и снимок будет вызывать совершенно другие эмоции. А разноцветная подсветка исто­рических зданий в городе позволит сделать яр­кий и запоминающийся снимок.

Во время отдыха на море не поленитесь, вый­дите на вечернюю прогулку по берегу в тот вол­шебный момент, когда небо еще темно-голубое. Если вам удастся запечатлеть на переднем плане лодку, гряду камней или одинокие пляжные зон­тики не сомневайтесь, получится отличный романтический снимок.

Если вы живете в крупном городе, обязатель­но выберитесь на ночную прогулку с камерой. Наибольший интерес представляют памятники архитектуры, фонтаны и автострады.

Если вы увлеклись ночной съемкой городов всерьез, отработайте технику в вашем городе, а потом отправляйтесь в путешествие.

Оказавшись в незнакомом городе впервые, обязательно купите карту и внимательно изучите ее. Днем полезно выбраться на прогулку по го­роду и поискать интересные ракурсы, позже вы сможете вернуться на эти места и сделать ноч­ные снимки без спешки, вдумчиво поработав над композицией и настройками камеры.

Так как время сумерек непродолжительно, за один вечер вы, конечно же, не сможете отснять все понравившиеся места. Но, как правило, па­мятники архитектуры, мосты и фонтаны с кра­сивой ночной подсветкой всегда находятся в центре города, вы всегда можете заранее про­думать маршрут и потратить драгоценное время с умом.

Если вы не ограничены в средствах и любите путешествовать, перед вами открывается воз­можность побывать в красивых городах в разных точках планеты.

Наши рекомендации