Понятие, сущность и черты административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
Понятие и сущность административно-правовых форм. Виды форм управленческой деятельности.
ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это внешнее выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления своих полномочий и вызывающих определенные последствия (проф. Рябцев Л.М.).
Многообразие задач и функций органов исполнительной власти обуславливает существование многообразных форм и методов государственного управления.
Чаще всего формы государственного управления закреплены в НПА (общих и индивидуальных), например, в Положениях, Уставах.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1) Самая обширная –:
по характеру действий
2) По способу выражения:
Понятие, сущность и черты административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов.
Для обеспечения единства действий многочисленных государственных и негосударственных органов и организаций, граждан недостаточно только установить норму, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в ней правилам. Подчинение подвластных воле субъекта власти достигается определенными методами.
Под методами понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Это относится и к гос. управлению. Методы показывают, каким образом государственное управление решает встающие перед ним задачи. Иными слонами, они определяют качественную сторону управления. И связи с этим улучшать управление, повышать его эффективность - это прежде всего, совершенствовать его методы.
Метод государственного управления - это способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.
Для решения задач и выполнения функций государство использует различные методы.
Многообразие административно-правовых методов позволяет классифицировать их по различным основаниям.
С общетеоретических позиций указанные методы подразделяются на общие и специальные.
К общим методам управления традиционно относят методы:
1) убеждения
2) принуждения,
3) иногда методам поощрения (стимулирования).
Действие этих универсальных методов свойственно любой деятельности.
Специальные методы государственного управления по характеру (содержанию) управляющего воздействия подразделяются на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия).
Административные методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Их прямой характер означает, что в рамках своей компетенции субъект управления принимает решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления, т.е. осуществляет прямое предписание.
Экономические методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Объект управления сам заинтересован действовать определенным образом, а не по прямому предписанию субъекта управления. При этом воздействие производится на материальный интерес объекта управления, что позволяет называть такие методы экономическими. Должное поведение в таких случаях достигается перспективами материальных выгод, а также угрозой материальных санкций (например, льготы, премии, налоги, квоты, цены, проценты, экономические санкции и др.).
Остановимся более подробно на общих методах деятельности органов публичной власти.
Убеждение и принуждение.
Убеждение - Это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных и разъяснительных мероприятий, повышающих сознательность, организованность, добросовестное соблюдение гражданами правовых норм.
Формы убеждения:
· Идейно-пропагандистская деятельность;
· Культурно-массовая работа;
· Повышение правовой культуры;
· Разъяснение политики государства;
· Нравственное и правовое воспитание;
· Индивидуальная работа;
· Распространение передового опыта;
· Личный пример руководителя;
· Совершенствование профессионального мастерства;
· Критика негативных социальных явлений;
· Совершенствование форм и методов управления.
Убеждение в правомерности поведения основывается на трех факторах:
=Новизна информации;
=доказанность используемых фактов;
=экспрессивность в общении
Принуждение.
Когда исчерпаны средства убеждения, применяется принуждение.
Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт:
1. Оно применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.
2. является исключительной прерогативой государственного управления. Только государство, в лице уполномоченного государственного органа может оказывать принуждение
3. состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
4. Цель:
а) прекращения противоправных действий;
б) привлечения к ответственности нарушителей;
в) обеспечения общественной безопасности, когда экстраординарная ситуация определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.
5. Основанием применения административного принуждения являются:
а) совершение административного правонарушения;
б) наступление особых случаев, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).
В таких ситуациях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека. Это является коренным отличием оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.
6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.
Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для нее последствия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).
Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.
Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности (взыскания).
Можно также выделить меры обеспечения административного процесса и административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права
Административно-предупредительные меры - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода предпринимаются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что показательно характеризует их принудительную природу.
Наиболее типичными являются следующие виды административно-предупредительных мер:
- проверка документов;
- прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
- регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;
- надзор за техническим состоянием транспортных средств;
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;
- постановка на специальный учет;
- надзор за соблюдением правил дорожного движения;
- надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;
- вызов для регистрации и официального предостережения;
- посещение и осмотр подконтрольных объектов;
- выселение из домов, грозящих обвалом;
- введение карантина (при эпидемиях и эпйзоотиях);
- реквизиция имущества;
- закрытие участков государственной границы и т.д.
Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в цепях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.
Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
Основание применения:
· совершение административного правонарушения.
· противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.
Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению, несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.
При применении мер пресечения установления вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Это объясняется тем, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.
В зависимости от цели и способа воздействия меры пре сечения подразделяются на обычные и специальные.
К обычным мерам пресечения относятся:
- требование прекратить противоправное деяние;
- превентивное задержание: помещение в медицинским вытрезвитель, приемник-распределитель;
- неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;
- принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;
- запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
- запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;
- приостановление работы объектов разрешительной системы;
- снос самовольно возведенных строений;
- запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного со стояния и другие меры.
Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
Цель применения таких мер заключается в прекращении противоправного деяния. Они применяются только в случае, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.
При применении специальных мер пресечения могут использоваться:
- средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);
- При выполнении обязанностей работники военизированной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для предупреждения и пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей. Закон Республики Беларусь "Об охранной деятельности в Республике Беларусь " от 08.11.2006 N 175-З (ред. от 28.12.2009)
-
— технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства);
— огнестрельное оружие.
Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства не применяются против женщин с видимыми признаками беременности (а огнестрельное оружие - против любых женщин), малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, специально уполномоченные на то должностные лица обязаны стремиться причинить минимальный вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
Меры, административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.