И как итог: техника - это механика мастерства
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ (ЭЛЕМЕНТЫ) ИГРЫ
Они определяются на следующей схеме протекания самой игры:
команда «А» команда «Б»
подача приём подачи
передача на удар
блокирование удар и страховка нападающего
защита в поле и страховка передача на удар
удар и страховка нападающего блокирование
защита в поле и страховка передача на удар
блокирование удар и страховка нападающего и так далее…
То есть, следующие технические приёмы обеспечивают процесс игры:
• подача
• приём мяча двумя руками снизу и защитные действия
• передача на удар (пас)
• удар
• блокирование
Как правильно исполнять эти технические приёмы и как обучать их правильному исполнению – основная задача тренера команды любого уровня.
КАК ОБУЧАТЬ ТЕХНИКЕ?
Именно этот вопрос, то есть метод обучения, является главной задачей в работе тренера. Особенно, если эта команда среднего уровня или, тем более, детская, юношеская, юниорская.
У каждого тренера команды есть свой, можно сказать - «фамильный», метод ра- боты над техникой. И это совершенно правильно, так как конкретные условия:
- подбор игроков своей команды
- оценка потенциальных противников
- спортивная задача по достижению определённого результата
- возможный объём тренировочной работы и качество тренировочной базы
- собственный опыт
- и другие
в конечном итоге и определяют выбор тренера – КАК обучать игроков. Хочется верить, что такие методы как:
• «на разы» - в ожидании, что «количество перейдёт в качество»
• «учу, как учили меня!»
• «просто копирую итальянцев»
• «так рекомендовал тренер-победитель»
• «так написано в учебнике»
• «мои ребята любят такие тренировки»
очень редко используются в работе отечественных тренеров (хотя, наверное, в каждом из них есть и рациональная составляющая).
Метод обучения – объект педагогики. Чем последовательнее тренер следует объ- ективным законам и принципам педагогики и чем больше отождествляет себя с учителем в процессе обучения своих игроков, тем лучших результатов и в крат- чайшее время ему удастся достичь.
Джон Вуден, легендарный американский баскетбольный тренер, утверждает:
«Работая тренером, я всегда рассматривал себя как учителя, который следует законам обучения лучше, чем тренер. Тренер – это учитель и ничего больше». («Тренерская мудрость», 1988).
На страницах учебника Международной федерации волейбола эту же мысль вы- сказывает весьма авторитетный волейбольный специалист Чарльз Кардинал:
«Главная роль тренера сводится к техническому совершенствованию игроков. Для получения оптимального результата эта роль требует аналитического, си- стемного подхода».
(FIVB Coaches Manual I, Chapter XII - “Technical Development of the Volleyball player”, page 197).
Ответы на поставленные в заголовке статьи вопросы – КАК ОБУЧАТЬ ТЕХНИКЕ? КАК УЧИТЬ МАСТЕРСТВУ? – пытливые и серьёзные тренеры могут найти, в частности, в прилагаемом списке специальной литературы:
3.5 Техника игры
3.5.1 Техника нападения
3.5.2 Техника обороны (защиты)»
(Учебник «Волейбол», 2006; профессор А.В. Беляев, доцент М.В. Савин)
5.5. Техническая подготовка
5.5.1 Начальное обучение
5.5.2 Совершенствование технических приёмов»
(Учебник «Волейбол», 2006; профессор А.В. Беляев, доцент М.В. Савин)
«Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование»
(ВФВ, Методическое пособие, 1995; доцент А.В. Беляев)* «Методика обучения игре в волейбол»
(Министерство образования РФ, пособие для студентов; з.т. РФ В.Ю. Шнейдер) “Putting motor learning into practice”
«Использование моторного обучения в тренировке»
(Журнал “The Coach” , N 2, 1999, Карл Мак Гаун, профессор, тренер сборных ко- манд США в семи чемпионатах мира и четырёх Олимпийских играх)
“Technical development of the volleyball player”
«Техническое совершенствование игрока» (Учебник ФИВБ “Coaches Manual I”, 1989, Чарльз Кардинал, инструктор ФИВБ)
«Волейбол, практическое руководство для начинающих», 2004; (Б.Виера, Б. Фергюсон, США)
Во всех этих разработках прослеживается одна и та же рекомендация, что ме- тод моторного (идеомоторного) обучения технике в волейболе является наиболее действенным.
В рамках данной статьи делается попытка в предельно упрощённой форме на- помнить основные принципы моторного (двигательного) обучения, руководству- ясь их сугубо практическим использованием в тренировочной работе:
1. Правильное название технического приёма Его специфическая роль в игре
Возможные объективные данные – скорость полёта мяча, эффективность, количество касаний в игре/партии и т.д.
Имена лучших игроков – исполнителей этого приёма
2. Показ «стандартного» приёма в целом:
• исполняется тренером или игроком-моделью
• видео-показ на экране монитора
3. Создание у игроков правильного зрительного образа – модели исполнения приёма.
«Представление исполнения технического приёма это не только чисто внешнее восприятие, но и включение в него всего тела. Хотя, мысленно представляя приём, игрок не совершает реальных движений, имеют место движения глаз и мышц, изменяется
Температура тела, повышается сердцебиение. ТЕЛО ВОСПРИНИМАЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИЁМА ТАК, КАК БУДТО СО- ВЕРШАЕТ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ НА САМОМ ДЕЛЕ. ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЁМА ВЫ- СТРАИВАЕТ В МОЗГУ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ДВИГАТЕЛЬ- НЫЙ ПУТЬ.
Спустя некоторое время, эта информация впитывается и «отпечатывает- ся» в памяти игрока, помогая быстро и правильно реагировать на конкрет- ную игровую ситуацию»
(Sue Gozansky, “Volleyball Coach’s Survival Guide”, 2001)
«Правильное представление движения и его основных элементов долж- но сформироваться в голове игрока ИЗНАЧАЛЬНО» (M. Ejem, “ Coaches Manual”, FIVB, стр.386)
« Я взял визуализацию из программы предполётной подготовки «Аполло- на» и вводил её в 1980-1990-х годах в олимпийскую программу. Это было названо «ВИЗУАЛЬНАЯ МОТОРНАЯ ПОДГОТОВКА». Когда вы визуали- зируете, вы материализуете. Разум – удивительная вещь! Олимпийские атлеты, подсоединённые к сложному оборудованию с множеством дат- чиков и систем обратной связи, мысленно представляют себе, как бегут трассу. И вот что поразительно: ВО ВРЕМЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АКТИВИ- РОВАЛИСЬ ТЕ ЖЕ САМЫЕ МЫШЦЫ, В ТОЙ ЖЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ- НОСТИ, КАК ЕСЛИ БЫ СПОРТСМЕН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЕЖАЛ. КАК ТАКОЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? РАЗГАДКА В ТОМ, ЧТО МОЗГ НЕ РАЗЛИЧАЕТ, ДЕЛАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО-ТО В РЕАЛЬНОСТИ ИЛИ ЭТО ЛИШЬ МЫСЛЕН- НАЯ ТРЕНИРОВКА. ЕСЛИ ВЫ БЫЛИ ГДЕ-ТО В СВОЁМ ВООБРАЖЕ- НИИ, ВЫ БУДЕТЕ ТАМ И ФИЗИЧЕСКИ»
(Денис Уэйтли – доктор философии, автор аудио-альбома «The Psychology of Winning» - « Психология победы» для подготовка олимпийских спортсме- нов США и астронавтов НАСА, психолог и тренер по развитию потенциала человеческого мозга. Denis Waitley. www. waitley. Com)
4. Для создания правильного визуального (мысленного) образа желательно (тем более для детей!) найти сходство с каким-либо другим (более про- стым или обычным) движением. Например:
а) подача – стрельба из лука
б) удар – бросок маленького мяча в цель
в) передача на удар – баскетбольный штрафной бросок двумя руками г) блок – прыжок в воду с тумбочки бассейна
д) защита в поле – качели: «нападающий вверх – защитник вниз»
5. Мысленный (зрительный) образ трансформируется в словесные команды на выполнение соответствующего движения. То есть формируется двига- тельная программа исполнения технического приёма как в целом, так и по составляющим его элементам движения
«Движение - это конечное выражение мысли», а освоение техники - о, прежде всего, умственный труд.
6. Разделение технического приёма на основные элементы движения опреде- ляются тренером и составляет «тренерские ключи» или «ключевые точки», с помощью которых происходит обучение техническому приёму и контроль за его правильным исполнением.
Многие тренеры принципиально согласны с таким подходом к обучению техниче- ским приёмам. Но, когда дело доходит до выбора «тренерских ключей», то здесь нет единого мнения, и каждый тренер выбирает их сам.
Например, два очень известных тренера, исповедующих принципы «моторного» обучения – Карл Мак Гаун и Билл Невилл, так определяют свои тренерские ключи для приёма мяча снизу двумя руками:
Карл Мак Гаун Соедини запястья и кисти вместе | Билл Невилл Кисти вместе | |
Принимай мяч на предплечья | Лицом к мячу | |
Держи локти выпрямленными | Займи позицию для приёма | |
мяча раньше, чем мяч | ||
прилетит в точку контакта | ||
Лицом к мячу, руки наклонно | Направляй мяч партнёру | |
(“Science of Coaching, Volleyball, 1994) | (“Coaching Volleyball | |
Successfully”, 1990) |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ТРЕНЕРСКИХ КЛЮЧЕЙ», ВЫБОР «КЛЮЧЕВЫХ ТОЧЕК» - ИН- ДИВИДУАЛЬНОЕ УМЕНЬЕ ТРЕНЕРА, ЕГО МАСТЕРСТВО.
7. Каждому «ключу» должна соответствовать команда тренера – короткое, повелительное указание-приказ, отражающий основное содержание дей- ствий (движений) игрока.
Это подтверждают приведённые выше команды обоих тренеров. Или, например, ещё:
«СТРОГО ПО ЦЕНТРУ!» - тренерская команда на удар по центру мяча при вы- полнении планирующей подачи
«ГЛАЗА - В МЯЧ!» - тренерское указание на необходимость зрительного контроля за полётом мяча.
Со своей стороны игрок также должен найти и использовать собственные самоприказы (самокоманды), которые помогают ему концентрироваться на пра- вильном выполнении движения.
Например (в тех же самых случаях, где приведены тренерские команды):
«В “ МИКАСУ” !» - это рекламная панель мяча, которая становится для игрока
местом удара (центром мяча) при планирующей подаче
«СМОТРЕТЬ ДО КОНЦА!» - самоприказ на зрительный контроль за полётом мяча вплоть до момента касания.
Тренерские команды – это прямая связь, самоприказы игрока – это обратная связь.
Произносимые на сленге, понятном только им двоим - тренеру и игроку, эти связи совершенно необходимы в процессе обучения и совершенствования техники.
«Американский спортивный психолог Б. Кретти писал о роли указаний тренера и самоприказов спортсмена при технико-тактической подготовке следующее. По- сле завершения упражнения или игровой комбинации спортсмену необходимо некоторое время для их оценки, то есть он должен прочувствовать само движе- ние и результаты прилагаемых усилий до того, как тренер выскажет своё мнение. Чем более совершенен навык, тем меньше формальных инструкций должен по- лучать спортсмен. При большом количестве указаний тренера внимание спор- тсмена «распыляется» и упускается контроль за главным. Здесь больше нужны самоприказы спортсмена типа: “Четче наскок”, ”Не разворачивай корпус при этом ударе”, “Сопровождай мяч” и т.п.
Здесь важен личностный смысл таких самоприказов: я знаю, что мне в таком на- падающем ударе не надо поворачивать корпус».
(«Волейбол», 2006; проф. А.В. Беляев, доц. М.В. Савин, стр167)
8. Упражнения – это тоже искусство тренера имитационные
для обучения
для совершенствования
«игровой эпизод» интегральные игра с заданиями
картотека упражнений
9. Требовательность к каждому касанию:
% качественного выполнения технического элемента на тренировке дол- жен приближаться или превосходить его эффективность в игре постоянный тренерский контроль за исполнением приёма
использование современных технологий:
> видеозапись и «срочный показ» исполнения приёма
> speedgun для определения скорости полёта мяча
> видеозапись игр и статистика
10. Ключи успеха:
Уже упомянутый Карл Мак Гаун в своей книге «Наука тренировки» в главе
«двигательное обучение», как резюме, формулирует следующие четыре ключа для достижения в нём успехов:
1. Представление цели способность игроков перерабатывать информацию ограничена.
Демонстрация приёма, тренерские ключи и обратная связь от игрока по- могают как запоминанию информации, так и её использованию для обуче- ния представляй информацию в доступной форме – не слишком много и не слишком быстро
2. Развитие двигательной программы
> игроки должны развивать моторные программы, применимые только для волейбола
> тренируй технические элементы больше в целом, а не по частям
> набор упражнений должен быть ограниченным; сделай упражнения соревновательными и похожими на саму игру
3. Совершенствование ответных действий > ознакомление с техническими приёмами должно проходить в идеальных тренировочных условиях; план тренировки по технической подготовке должен нравиться игрокам и не приводить к их большому физическому утомлению
> научи игроков правильным методам мысленной тренировке
4. Информативная связь
> существует много возможностей информировать игроков и столько же возможностей для обратной связи
> сделай всё, чтобы улучшить практические действия игрока и содер- жание его обратной связи
Далее делается попытка в упрощённой (почти в конспективной) форме предло- жить возможные варианты практического использования метода моторного обучения.
Хочется верить, что в этом материале российские тренеры смогут найти что-то полезное для своей практической работы и, во всяком случае, проведут серьёз- ную ревизию своего «фамильного» метода обучения игроков.
Приводимые в тексте мнения авторитетных тренеров и специалистов также за- служивают тщательного анализа с целью использования в процессе обучения игроков.