В.вундт и создание экспериментальной психологии
Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. Родился в семье лютеранского пастора. До 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. Учился у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта «Основания физиологической психологии» – создал концепцию психологии. В 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии. 1. Предмет психологии - доступные самонаблюдению явления или факты сознания - простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида. Сознание понималось в ту пору как сущность, данная человеку от природы и замкнутая в самой себе. 2. Задача психологии - с помощью метода интроспекции расчленить сознание на простейшие элементы и выяснить закономерные связи между ними. 3. Методы психологии - интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения. 4. Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:
1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания;
2) «психология народов», где объектом изучения становятся высшие психические процессы (речь, мышление, воля) и психическое развитие различных народов. Метод - культурно-исторический метод - этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов.
Вклад в науку: были продуманы и расписаны до мельчайших подробностей схемы самонаблюдения.
15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АМЕРИКЕ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ.
У. ДЖЕЙМС, ДЖ.КЕТТЕЛЛ, Г.Мюнстерберг, Ф.ТЕЙЛОР.
Конец 19- нач. 20 веков во многим странах создали лаборатории. Психологов становилось всё больше. Знания приобретали специальный характер. На этом фоне отсутствие прогресса психологической теории стало особенно заметным. Это вызвало к жизни сразу несколько альтернативных научных направлений. Наиболее видным стало – функциональная психология. Ее предтечей можно назвать известного британского философа Герберта Спенсера (1820-1903), считавшего появление психической деятельности результатом адаптации живого организма к окружающему миру;
Отцом функционализма заслуженно считается талантливый американский психолог Вильям Джемс (1842-1910). В 1890 году вышел его главный труд «Основы психологии», который на протяжении почти 50 лет являлся основным учебником психологии в Соединенных Штатах. Он рассматривал психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов, направленную на выживание и приспособление к окружающему миру. Эта позиция легла в основу его знаменитой, парадоксальной теории эмоций: физиологические реакции предшествуют появлению эмоций и обусловливают последние. Нам грустно потому, что мы плачем, а не наоборот.
Кеттелл Реймонд Бернард (1905 - 1998). Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он даёт собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения: исходные и поверхностные черты. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кэттелл отнёс это явление к закону биосоциального насилия.
Гуго Мюнстерберг (1863 - 1916) - выдающийся немецкий и американский психолог, основоположник американской судебной психологии. Президент Американской Психологической Ассоциации (1908) и Американской Философской Ассоциации (1908).Ученик В.Вундта. В его работах на эту тему освещались проблемы профориентации (в частности, с применением психодиагностических процедур), управления персоналом, повышения трудовой мотивации и производственной дисциплины. Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить производительность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям.
Ф. Тейлор (1856 Пенсильвания – 1915 Филадельфия) - американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда. Биография. Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом рабочем Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил.
16. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КОНЦЕ 19 ВЕКА: Ф.ГАЛЬТОН, Ч.СПИРМЕН
Сэр Фрэнсис Га́льтон (англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антропологи психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики. Родился в Бирмингеме, в Англии. Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду —Эразму Дарвину. Рано проявил одарённость: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трёх лет. В 1844 умер отец, Фрэнсис не завершил медицинское образование и всю оставшуюся жизнь посвятил научной деятельности. Известен своими исследованиями человеческого интеллекта. Им он посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой описаны основы психологического тестирования. В 1878 г. Ф. Гальтон опубликовал статью, которая называлась «Составные портреты». В этой работе он сопоставлял особенности психики человека с особенностями строения его лица. Его методы были очень разнообразны; участниками экспериментов часто становились его гости. Если люди вызывают взаимную симпатию, то они должны притягиваться друг к другу, как металл и магнит. Если же несимпатичны, то должны сидеть рядом, словно аршин проглотив. Он отправился гулять по улицам Лондона, предварительно внушив себе мысль: «Я - самый отвратительный человек в Англии». В результате он столкнулся с неприязненным и враждебным отношением к нему прохожих. Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Гальтон изобрёл один из первых источников ультразвука — свисток Гальтона. Гальтон, проанализировав большое количество отпечатков пальцев, полученных от добровольцев, математически обосновал практическую невозможность совпадения отпечатков пальцев у людей.
Чарльз Э́двард Спи́рмен (1863 — 1945) — английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). Как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности. При выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального 0-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей.
17. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ПО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧ 20 ВЕКОВ: Ж.ШАРКО, П.ЖАНЕ, Т.РИБО
Жан-Марте́н Шарко́ (фр. Jean-Martin Charcot; 1825—1893) — французский врач-психиатр, учитель Зигмунда Фрейда, специалист по неврологическим болезням, основатель нового учения о психогенной природе истерии. Провёл большое число клинических исследований в области психиатрии с использованием гипноза. Основатель кафедры психиатрии в Парижском университете. Родился в Париже 29 ноября 1825 года в семье бедных ремесленников-каретников. Его отец из трёх сыновей смог дать хорошее образование только Жану Мартену. В 1844 году он поступил на медицинский факультет Парижского университета, через четыре года стал интерном в больнице Сальпетриер. В 1858 году Шарко стал доктором медицины, в 1860 году — профессором невропатологии. 1872 году он становится профессором патологической анатомии на медицинском факультете Парижского университета. в Сальпетриер начинают принимать новых пациентов с нервными расстройствами, в том числе мужчин, создаются новые лаборатории. В 1882 году Шарко возглавил новую кафедру нервных болезней, которая открылась в Сальпетриер. В начале своей исследовательской деятельности Шарко занимался преимущественно внутренними болезнями (туберкулёз, ревматизм, пневмонии, болезни почек). Позже он стал изучать строение мозга, локализацию функций в нём, и болезни. В 1868 году дал первое подробное описание рассеянного склероза. Совместно с Ш. Бушаром установил причины кровоизлияний в мозг. Занимаясь травмами спинного мозга, подробно описал его анатомию и физиологию. С 1870 году Шарко заинтересовался заболеваниями нервной системы (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона). В клинике Сальпетриер он руководил отделением с больными истерией. Ко времени, когда Шарко подошёл к изучению природы истерии, эта болезнь считалась исключительно женской, а её причины видели в нарушении работы матки. Шарко проводил эксперименты, в ходе которых вводил своих больных в состояние гипноза и внушал им, что они страдают параличом той или иной части тела. После выхода из гипнотического состояния испытуемые действительно оказывались парализованными. Так же с помощью гипноза Шарко возвращал их в обычное, здоровое состояние. В результате он пришёл к выводу, что при истерии человек находится в состоянии, подобном гипнозу, в обычной жизни. Шарко видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. В результате исследований подтвердились его выводы о том, что истерия — не только женская болезнь.
Пьер Мария Феликс Жане ( 30 мая 1859, Париж — 24 февраля 1947, там же) — французский психолог, психиатр, невропатолог. Выпускник Парижского университета, ученик Жана Мартена Шарко. Сначала работал в Гавре, затем перебрался в Париж. С1890 года — глава психологической лаборатории в клинике Сальпетриер (Париж). В 1892 г. защитил диссертацию «Ментальное состояние истериков». С 1898 г. преподавал в Сорбонне, в 1902—1936 гг. профессор психологии в Коллеж де Франс. Жане разработал "психологическую концепцию неврозов", основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Он разработал целую иерархическую систему различных форм поведения от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Труды Жане оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской.
Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot; 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии. Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж. В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку. С 1876 – издает журнал «Философское обозрение». В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов. В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.
18. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ: А.БИНЕ – КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
БинеАльфред (1857, Ницца, ‒1911, Париж), французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял (1895) лабораторию физиологической психологии в Сорбонне. Основное внимание уделял экспериментальному изучению высших психических функций. В 1894 он основал психологический ежегодник, ставший главным психологическим журналом во Франции. В своих трудах Б. рассматривает особенности мышления у знаменитых вычислителей и шахматистов, проблемы умственного утомления, интеллектуального развития детей, психофизическую проблему и т.д. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, Б. в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Эти схемы рассматривались как целостные образования, соотносимые с целью мыслительного акта, с внутренней установкой субъекта. Характеризуя свою концепцию, Б. указывает, что она «считает целью мышления деятельность и ищет саму суть мышления в системе деятельности»; «психология стала наукой о деятельности». Стремясь решить задачу отбора умственно отсталых детей в специальные школы, он разработал шкалу развития интеллекта, создав одновременно систему простых испытаний для соответствующих измерений; в основе этой процедуры лежит идея различия хронологического и умственного возраста. Б. является основателем тестологического движения.