Проблемный блок определения коммуникации (множ или ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом
Понятие коммуникации
Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме.
Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения
Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки
Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.
Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.
_________________________
Фундаментальные вопросы определения коммуникации
Первый фундаментальный вопрос:
Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация?
Объектами коммуникации могут являться существа относящиеся к миру живой природы способные к автономному поведению, т. е. субъекты. Объекты данного типа обладают признаками субъектности, таким образом к=с+с. Поведение – особая форма функционирования присущая организму заключающаяся во взаимодействии со внешней средой. Возникает на определенном уровне развития живой материи когда организм обретает способность использования информации для управления своим функционированием и приспособлением к среде.
Существуют расширительная и строгая концепция:
- Наиболее широкий подход:объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация
- Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным
- Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!
Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности).
Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией.
Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией,т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникацияназывается субъектно-вырожденной.
Второй фундаментальный вопрос:
Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией?
Для ответа на этот вопрос обратимся к типологии субстанций. В общем виде выделяют два чистых типа и 1 смешанный. В качестве критерия – соотношения материального и идеального в субстанции. Выделяют материальный, идеальный и идеально-материальный типы.
- Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия
- Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. Материальное содержание данных субстанций несоизмеримо мало по сравнению с их смысловым наполнением.
- Субстанции материально-идеального типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и эффекта взаим-я.
Идеальная субстанция взаимодействия – это субстанция, эффект взаимодействия в которой обеспечивается за счет внутреннего содержания заключенной в ней информации.
Пример:запятая в «Казнить нельзя помиловать» (материальное содержание – чернила, мел – одинаково, а эффект абсолютно разный.
Субстанция идеальной природы – субстанция, которую составляют различного рода информационные образования, сигналы как психической, так и не психической природы, имеющие для субъектов взаимодействия особое содержание и смысл.
Главная особенность идеальной субстанции – информационная наполненность, связанная с существованием определенного значимого для субъектов смысла.
Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов в том отношении, что изменяет в нем определенный психический, психосемиотический, биохимический или иной процесс или их совокупность.
Идеально-материальная субстанция – такая сущность, в которой информационное содержание или идеальный смысл функционируют неразрывно с материальным носителем.
Принято выделять два типа смешанных субстанций:
- Чистые (идеально-материальные).Материальная форма выступает в кач-ве носителя смыслов
- Смешанные субстанции.В этих субстанциях материальная форма выступает в кач-ве основного смысла.
Таким образом, принято говорить об:
- Идеально-материальной субстанции. Материальный носитель может изменяться без изменения содержания сообщения.
- Материально-идеальной субстанции. Материальная форма полностью исчерпывает смысл.
Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос:
- Коммуникацию опосредует перемещение субстанций любого типа (расширительная трактовка)
- Коммуникация – взаим-е, опосредованное исключительно субстанциями идеальной и смешанной природы (узкий подход). Мы остановимся на этом подходе!!!
Коммуникативная субстанция – имеющее выраженную или латентную материальную форму информационное образование, имеющее смысл для субъектов взаим-я.
Проблемный блок определения коммуникации (множ или ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом.
Два подхода:
- Отсутствие какого-либо различия между использованием ед. или мн.ч.
- Разделение коммуникации и коммуникаций.
- Коммуникация – содержательно-эквивалентно термину «общение»
- Коммуникации – технические аспекты перемещения каких-либо объектов между пространственно разделенными объектами.
Особое место занимает вопрос о массовых коммуникациях, здесь допустимо и ед. и мн.ч.
- Массовая коммуникация – процесс общения с массовой аудиторией
- Массовые коммуникации – процесс взаим-я между соц.орг. и массовой аудиторией, опосредованный системой технологических приемов и технических средств (средства масс. коммуникаций)
Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?
Первые две хар-ки мы уже определили:
1) субъект-субъектное взаимодействие
2) опосредованное субстанцией взаим-е
Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:
S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)
Функция S:про-во и передача коммуникативной субстанции.
Функция M:перенос смыслов ко второму источнику взаим-я
Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция
!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.
Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.
Продолжение характеристик:
1) Коммуникация –эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект
Эффект ком-ции – любое изменение параметров сознания и поведения получателя произошедшее в результате действий источника по производству и отправке сообщения.
2) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие.
Синхронная коммуникация – прямой эффект; диахронная коммуникация - отложенный эффект.
3) Целесоообразность – любое коммуникативное действие источника обусловлено и намеренно, имеет определенную цель.
В результате сформулированы пять исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.
!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия.