Пример ситуации для анализа
Ситуация для стороны А (подростка)
Холодным августовским вечером в одном из домов пригородного садоводства разгорелся конфликт между пятнадцатилетним подростком и его отцом. Резкие споры между ними не были редкостью, но на этот раз мальчик почувствовал себя особенно задетым и не смог оставаться дома. Он в сердцах выскочил на улицу и побежал, сам не зная, куда. Через некоторое время он пошел медленнее, не переставая мысленно спорить с отцом. Ну почему он должен жить так, как хочет его отец, у него своя голова на плечах. Отец же сам ругается, что сын несамостоятельный, безответственный, так пусть даст жить своим умом.
Вскоре мальчик несколько успокоился и почувствовал, что становится холодно.
Вернуться домой так быстро ему не позволяла гордость. Он увидел на одном из участков незакрытый сарай и решил, что это как раз то, что нужно, чтобы укрыться от холода и ветра, тем более, что на участке никого не было видно, и в окнах дома не горел свет.
В первое время мальчик, действительно, почувствовал себя гораздо лучше в полутемном уютном сарае, но вскоре его снова стал донимать холод. Он решил развести костер, чтобы согреться. В кармане нашлась зажигалка, а в сарае нашлась и бумага, и деревяшки для костра. Но как только костер начал разгораться, пламя перекинулось на мусор и начался пожар. Подросток попытался было загасить пламя, но не смог, и в страхе выскочил и побежал подальше. Он видел, что с соседних участков выскочили люди и побежали к сараю. Среди них были те, кто видели и узнали его.
В конце концов, мальчик вернулся домой. Прошло два дня, и два дня он живет в
страхе, что за ним придут. В милиции разговор короткий. Он слышал, что за такие вещи вполне можно загреметь в колонию, тем более, что он никогда не был паинькой, хотя и не замешан ни в чем серьезном. Родители пока ничего не знают. До него дошли
слухи, что сарай был благополучно потушен, и дом на участке не пострадал. Но можно себе представить, какую уйму денег надо будет заплатить за ущерб. (Карманных денег родители дают очень мало. Отец строгий и считает, что деньги развращают детей. Если они нужны, мальчик понемногу зарабатывает сам: распространение газет, рекламы помощь в погрузке чего-либо и т.д.)
Поэтому, когда к подростку обратился человек, назвавшийся с предложением поговорить с женщиной, которая, как оказалось, была хозяйкой участка с сараем, подросток с готовностью согласился. Ему особенно понравились слова представителя о возможности "внесудебного разрешения споров".
Ситуация для стороны Б (женщины).
Владелица участка с пострадавшим сараем - довольно молодая женщина (28 лет), разведенная, с
двумя маленькими детьми (девочка 4 и мальчик 5 лет). Дача осталась у нее от прежних,
более благополучных времен. Сейчас ей приходится нелегко, надо много работать, чтобы
обеспечить себя и своих детей. В день пожара она, намаявшись за день, заснула, уложив своих детей спать.
Но вскоре ее что-то словно бы толкнуло, она проснулась и, выглянув в окно, увидела
ужаснувшую ее картину. Около стены деревянного дома, где была она, и где мирно спали ее
дети, плясали языки пламени. На участке суетились люди. Не помня себя, женщина схватила
детей и, в чем была, выскочила на улицу. Перепугавшиеся дети громко плакали.
К счастью, все оказалось не так страшно, как ей показалось вначале. Это был всего лишь
сарай, и его потушили. Но ведь пламя легко могло перекинуться на дом, и страшно
подумать, что могло бы тогда произойти. Вы до сих пор не можете прийти в себя. Ваши
дети от пережитого шока начали писаться, и теперь у вас прибавилось тревог и хлопот.
Вполне возможно, им понадобится лечение, а вы слышали, что в подобных случаях это
недешево. Кроме того, сарай вам нужен, да и то, что сгорело внутри него, тоже стоит денег.
Как вы подсчитали с помощью знающих соседей, ущерб от пожара составит примерно 12
тысяч рублей. Для вас это большие деньги.
Вы могли бы, конечно, подать в суд на возмещение ущерба. Ваши соседи сказали вам,
что это был подросток, и сообщили, где он живет. Но кто знает, что у него на уме. Может,
если заявить на него в милицию, на следующий день он или его дружки уже по-настоящему
сожгут дом, а то сделают что-нибудь и похуже. Даже если у него нормальные родители, в
чем вы не уверены, судя по поведению сына, неизвестно, как поведут себя они, и опять же,
как сам подросток среагирует на обращение к ним. Вы слышали немало страшных историй
про месть в подобных случаях, и тревога не оставляет вас.
Поэтому вы согласились на предложение соседей попробовать договориться с подростком без
обращения в милицию.
Таблица В.Линкольна.
ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕГОВОРАМ | Последствия сорванных переговоров | 8. | 3. | Порядок заполнения таблицы. | |
Направление уступок (не обязательно) | 7. | 7. | |||
Финальное (предельное) предложение | 6. | 4. | |||
Предложения отступления (сигнальное) | 5. | 5. | |||
Последующие предложения | 4. | 8. | |||
Начальное предложение (как?) | 3. | 6. | |||
Проблема в повестке переговоров (что?) | 2. | 2. | |||
Собственные интересы -принципы (почему?) | 1. | 1. |
ПОДХОДЫ К ПЕРЕГОВОРАМ
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход |
Участники — друзья. | Участники — противники. | Участники вместе решают проблему. |
Цель — соглашение. | Цель — победа | Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно. |
Сделать уступки для культивирования отношений. | Требовать уступок в качестве условия продолжения отношений. | 0тделить людей от проблемы. |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблемы. |
Доверять другим | Не доверять другим. | Продолжать переговоры независимо от степени доверия. |
Легко менять свою позицию. | Твердо придерживаться своей позиции. | Концентрироваться на интересах а не позициях |
Делать предложения. | Угрожать. | Анализировать интересы. |
Обнаруживать свою подспудную мысль. | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения. | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение. | Обдумывать взаимовыгодные варианты. |
Искать единственный ответ: тот на который пойдут они. | Искать единственный ответ, тот, который примете вы. | Разработать многоплановые варианты выбора, а решать позже. |
Настаивать на соглашении. | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев. |
Пытаться избежать состязания воли. | Пытаться выиграть в состязании воли. | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли. |
Поддаваться давлению. | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению. |
Задание 2.
Разработайте примерную программу профилактики деструктивных конфликтов, в одной из предложенных ситуаций на Ваш выбор:
· Для школьников (школьного класса или между учителями и школьниками)
· Для начинающих туристов (альпинистов)
· Для молодой семейной пары
· Для начинающих жить вместе семьи из двух поколений (к старшим пришла молодая семья)
· Для семьи с ребенком-подростком (или двумя детьми)
· Для небольшой организации, которая собирается расширяться и взять к имеющимся 15 еще 15 сотрудников.
· Для сотрудников фирмы, которые обслуживают клиентов с различными требованиями
· Для крупной организации, готовящейся к серьезным инновациям.
Программа должна содержать:
1. обоснование специфичности данной социальной общности и проблем, которые могут вызвать у них деструктивные конфликты;
2. наиболее вероятные варианты конфликтов в выбранной группе (группах)
3. методы профилактики и переориентации этих конфликтов в конструктивные.
4. с какими трудностями может столкнуться группа при внедрении предложенных методов профилактики. Как преодолеть эти трудности.
При выполнении задания необходимо использовать материалы аудиторных занятий и литературу. Например,
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003.
2. Ваниорек А., Ваниорек Л. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2002.
4. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.
5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
6. Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб., 2004.