Проектирование систем человек — машина. б) закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем - человек (во дитель автомобиля);
б) закрепление контрольного талона за
прибывшим автомобилем - человек (во
дитель автомобиля);
в) снятие контрольного талона с убы
вающего автомобиля - человек (води
тель автомобиля);
г) расчет суммы и сбор платы — человек
(служащий в будке).
Отдельные задачи, поручаемые человеку, следует по возможности объединять таким образом, чтобы каждому оператору было обеспечено определенное разнообразие и удовлетворение, чтобы он мог проявить инициативу для совершенствования работы всей системы и чтобы была оправданна выплата работнику достаточно привлекательной для него зарплаты. Поэтому на следующем этапе проектирования можно, например, решить, что одному и тому же оператору целесообразно поручить сбор денег, выполнение некоторых функций машины в случае ее аварии, проведение текущего обслуживания и ремонта машины, ответственность за регулировку машины с целью сведения к минимуму ее простоев и управление работой отдельной полуавтоматической системы, которая направляет водителей к свободным местам, когда почти вся стоянка занята.
Первые попытки распределить работу между человеком и машиной, весьма вероятно, потребуют пересмотра первоначального комплекса функций, который был установлен на этапе 2. Может быть, придется даже несколько пройти этапы 2 и 3, прежде чем удастся найти приемлемый вариант.
4. Определить необходимые методы обучения, вспомогательные устройства, конструкции средств коммуникации между человеком и машиной и конструкции машин.
Традиционная последовательность - сначала машина, потом люди — здесь была сознательно нарушена, чтобы показать, что даже так называемым автоматическим системам нужен не только ведущий оператор; нужны и другие операторы, которые проводят наладку, аварийный ремонт, техническое обслуживание и совершенствование системы. Затраты вре-
мени^ и денежных средств на создание такой системы, расходы на ее эксплуатацию и возможности ее усовершенствования для продления срока ее службы -все это в очень значительной степени зависит от того, насколько удачно определены задачи операторов или потребителей. В обнаружении и устранении ошибок такого рода и состоит цель проектирования систем человек — машина.
Для оценки систем с этой точки зрения нужно провести те этапы, которые на рис. 7.10 включены в зону "Учет человеческих факторов при проектировании".
На всех этапах эргономического проектирования нужно учитывать все пять режимов работы систем:
а) наладку;
б) нормальную работу;
в) работу в аварийных условиях;
г) техническое обслуживание и ремонт;
д) развитие системы.
Как и в разд. 7.3 "Системотехника", не следует считать, что схема предполагает линейную последовательность этапов. Разработку технической документации по каждому этапу можно вести в произвольном порядке, но для завершения этой работы придется много раз обращаться к другим этапам. Главное, чтобы образующаяся при этом система технической документации использовалась для отбраковки конструктивных решений, удовлетворяющих не всем требованиям. Стрелками на схеме показаны основные соответствия, к которым нужно стремиться.
В примере с проектированием системы управления автомобильной стоянкой процесс эргономического проектирования займет очень много времени, поскольку здесь стоит задача отработать три функции, возложенные на человека, по каждому из пяти режимов работы системы. Так, функцию "закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем" можно отработать следующим образом (остальные функции здесь не разбираются, чтобы не усложнять пример) .
а) Определить характеристики человека. Синглтон [59] предлагает разделить решение этой задачи на несколько ступе-
Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)
Рис. 7.10 |
ней, из которых наиболее важными являются ступени "описание задачи" и "содержание работы". На этих ступенях можно, например, решить, что каждый водитель останавливает свой автомобиль перед фотоэлементом и, высунув руку в
окно, берет контрольный талон, который выдается автоматическим устройством. Эти действия при пяти режимах работы системы можно было бы определить следующим образом: