Тема 5. Психотехнологии рекламного текста без обратной связи
1 Психографика рекламного текста
2. Психотехнология иллюстрации в рекламе
3. Психология слогана и заголовка рекламного текста
4. Психолингвистика рекламного текста
5. Обобщенные рекомендации по составлению рекламных текстов
Ключевые понятия темы:
– психографика рекламного текста, рекламные иллюстрации, рекламная фотография;
– слоган, заголовок рекламного текста;
– психолингвистика рекламного текста.
Чтобы рекламу заметили, требуется идея и не простая, а очень хорошая, добротная идея. Без нее реклама остается незамеченной. Считается, правда, что блестящая идея присутствует только в одной из сотни рекламных сообщений, а то и реже.
Профессионалы рекомендуют рекламисту такой тест для распознавания талантл'ивости идеи – дать свои ответы на вопросы:
– Удивился ли я, впервые увидев воплощение идеи?
– Сожалею ли, что не я ее придумал?
– Сможет ли она прожить 30 лет?
– Оригинальна ли сама по себе идея?
Психологи рекомендуют следующие конкретные шаги для правильного выбора рекламной идеи.
Первый шаг основан на четком следовании «первому закону влюбленности в товар». В силу привычности для производителя своего товара или услуги можно упустить из виду свойства, которые способны привлечь внимание потребителей и стать основой рекламной кампании. Поэтому первый шаг – составить перечень всего того, что производитель может предложить покупателю своим товаром. Второй шаг – после составления списка необходимо изучить выгоды или мотивы, которые смогут побудить потребителя купить товар, то есть провести мотивационный анализ. Третий шаг – после проведения мотивационного анализа необходимо оценить преимущества фирмы и покупательские мотивы с точки зрения требований рынка.
Эти три шага дают возможность приступить к формулированию рекламно-коммерческой темы. При этом необходимо строго следовать «второму закону влюбленностей в товар»: Если производитель
постоянно живет своим товаром и восторгается каждым его свойством, то средний потенциальный потребитель сам по себе вряд ли будет испытывать хоть малейшее воодушевление и не будет запоминать перечень достоинств данного товара. Следование этому закону предполагает сделать так, чтобы потребитель запомнил хотя бы название товара и связал его с наиболее важным качеством товара и с основным мотивом для покупки. Вот этими обстоятельствами и определяется тема рекламной кампании.
Сформулировав основную рекламно-коммерческую тему, следует помнить о двух основных правилах рекламы:
– правило стабильности: в течение рекламной кампании нельзя менять основную тему, ее девиз и образ;
– повторяемость: чем большее число раз повторяется реклама, тем больше вероятность, что ее запомнят и она достигнет цели.
Иногда случается, что в рекламных сообщениях допускается мно-готемность. Обычно это мешает восприятию рекламного текста. Текст должен разъяснить:
– что представляет собой продукт;
– чем он будет полезен потребителю;
– где его можно купить;
– сколько он стоит (розничные цены; если это невозможно, то хотя бы «намекнуть» иллюстрацией, размером шрифта, особой компоновкой элементов).
1. Психографика рекламного текста
Психологи установили определенные закономерности восприятия рекламного текста исключительно в зависимости от его графического исполнения:
– при разработке макета важно учитывать, что сгиб скрадывает место, искажает иллюстрацию и текст;
– текст должен привлечь и обязательно удержать внимание зрителя, читателя. Глаз автоматически отвергает сплошной длинный текст, не разбитый на абзацы, без шрифтовых выделений и подзаголовков;
– необходимо использовать шрифт, никак не меньший того, что использует данная газета для своих нерекламных материалов. На самом деле даже шрифт, одинаковый с газетным, слишком мал. Необходимо облегчить читателю чтение рекламы;
– текст, набранный заглавными и строчными буквами, воспринимается лучше, чем литерами одинакового размера;
– жирный шрифт вызывает ощущение тяжеловесности, массивности, надежности товара, а тонкий подчеркивает его изящество, точность;
– полезно сохранять «преемственность» шрифтов и не использовать более трех начертаний;
– лучше воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные – на белом;
– очень важным является вопрос размера. На чей-то взгляд целая страница покажется самым лучшим, что только можно придумать, но это не всегда так. Цель рекламы – побудить клиента сделать покупку или воспользоваться услугой. Кроме того, важно иметь в виду, что реклама не обязательно должна быть главной на странице. Она всего лишь должна интересовать читателя, затем создавать желание, потом побуждать его сделать то, чего хочет рекламодатель. Подчас эффективности рекламы меньшего размера можно достичь благодаря, например, более мощному и оригинальному краю;
– горизонтальные линии букв вызывают ощущения тяжести, диагональные побуждают к движению;
– текст с обрамлением привлекает более пристальное' внимание, чем без него;
– текст, заключенный в квадрат или круг (стабильная симметрия), вызывает ощущение уверенности;
– эллипс стимулирует творческие поиски;
– текст, обрамленный треугольником, поставленным на одну из его вершин, стимулирует действие;
– считается наиболее читабельным шрифт с засечками и его лучше всего использовать для самого рекламного текста, а не для заголовков;
– полагают, что самый читаемый шрифт – 10–12 размера через два интервала;
– в колонке желательно использовать не более 40 знаков, в тексте с более длинными строчками труднее искать начало следую- щей строки. Кроме того, это осложняется и сгибом страниц;
– светлые и бледные элементы рекламного сообщения лучше размещать в верхней, а темные и тяжелые (текстовые блоки) – помещать в нижней части страницы;
– если реклама по размерам меньше страницы, то лучше использовать вертикальное расположение;
– при разработке дизайна использовать:
диагонали – для создания впечатления движения, мощи и скорости;
вертикали – для демонстрации превосходства, величия и силы;
горизонтали – для создания ощущений спокойствия и уравновешенности или солидности, надежности и респектабельности;
– полезно обозначить естественный «маршрут» взгляда читателя. Например, с иллюстрации он должен переходить на заголовок, в особенности на преимущество и (или) название товара, потом вниз на рекламный текст, и, наконец, на логотип или товарный знак;
– считается, что наиболее эффективна реклама «в обрез» – на всю страницу, включая поля. Если такое исполнение затруднено, полезно сделать вокруг рекламы тонкую рамку – она придает работе законченность и помогает взаимодействию элементов;
– в рекламе «в обрез» текст не должен подходить к самому краю страницы: он может попасть в сгиб или «отрезаться». Между текстом и внешним краем необходимо оставить поля, хотя бы 1 см;
– логотип лучше размещать внизу в середине или внизу справа. Он должен быть достаточно крупным, чтобы его заметили;
– полезно избегать в рекламных текстах:
заголовков, написанных расщепленно или заглавными буквами;
обратного шрифта;
курсива или декоративных типов шрифтов; заголовков или текста, нанесенных поверх картинок; слишком большого расстояния между буквами и словами: все
должно быть компактно;
строго геометрического расположения элементов – это усложняет восприятие, полезна легкая асимметрия взаимоположения элементов;
использования текста, обтекающего изображение, – это резко снижает его читабельность, левая граница текста должна быть ровной.
Для реализации изложенных требований и рекомендаций надо знать соотношение размеров шрифта и других изобразительных элементов и расстояния, на котором они могут быть хорошо различимы и удобочитаемы:
читаемость рекомендуемый размер на расстоянии шрифта
1 м......................................7 мм
3 м.....................................15 мм
5 м.....................................25 мм
10 м....................................40 мм ,
15 м....................................70 мм
Специалисты рекомендуют использовать следующие композиционно-графические приемы рекламы.
Прием «Результат «. Он призван наглядно показать на графике результаты, достигнутые фирмой-рекламодателем. В этих целях:
– в рекламном материале товар показывается в действии;
– показывается характерная узнаваемая деталь товара или услуги, имеющая у потребителей положительный стереотип;
– результат показывается по схемам сравнения: «Было – стало!», «У них – у Вас!», «Там, у конкурентов – здесь, у нас!» Нередко дается краткое и веское объяснение причин своих преимуществ;
– используется малоосознаваемый потребителем «эффект перенесения», когда, например, дорогой или экологически чистый фон проецируется на находящиеся на переднем плане объекты.
Прием «Подстановка потребителя в новую позицию «:
– изображается активный, победительный герой, или товар, или услуга, которым хочется подражать, быть рядом, или, иначе говоря, «присоединиться». Иногда для увеличения активности такой герой, или товар, или услуга в буквальном смысле «выходят за рамки»;
– потребитель средствами графики подставляется в позицию хозяина, активного деятеля;
– потребитель ставится в позицию «подключения» к уже начатому, длящемуся действию, или (в ином варианте) должен остановить его. Такой прием хорошо работает при рекламе кремов, соков, соусов и т.п.;
– результат показывается на фоне, формирующем у потребителя соответствующий настрой. Это означает, что тональность фона неосознаваемо переносится потребителем на рекламируемые товары или услуги. Такой перенос имеет место, когда, например, человек рассматривает фотографию города через оконное стекло с каплями: возникает «дождливое настроение» у всей панорамы. Бутылочка с экологически чистой водой демонстрируется на фоне бесконечных ледяных торосов. Так рекламирует свою продукцию, например, фирма «Кока-Кола». Дорогостоящая парфюмерия подает-0я на фоне богато одетой дамы или в деловом интерьере;
– любой нормальный человек автоматически подставляется в выгодную психологическую позицию «хозяина», «родителя» в рекламных материалах, где присутствуют прирученные человеком звери, симпатичные пушистые детеныши животных, ребенок;
– потребитель «подключается» или «присоединяется», когда в рекламном материале подан красивый человек вообще, но особенно–в выигрышной ситуации и т.п.
2. Психотехнология иллюстрации в рекламе
Особенно большую роль в рекламных сообщениях играют иллюстрации, которые должны отвечать следующим требованиям:
– задерживать взгляд читателя и создавать определенную заинтересованность в рекламируемом продукте;
– визуально демонстрировать преимущество товара, предпочтительно показывая его в действии или указывая на результат применения;
– лучше использовать одну крупную впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких;
– по мере возможности лучше отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам. Фотографии больше привлекают внимание и больше нравятся читателям, чем рисунок. Это обусловлено, очевидно, тем, что они точно передают образ товара: работает так называемый эффект «достоверности уподобления». Фотографии лучше передают реальность, следовательно, вызывают больше доверия. Однако нельзя допускать того, чтобы фотография «оттягивала» внимание читателя от преимущества товара. Не следует сочетать в одной рекламе фотографии и рисунки.
3. Психология слогана и заголовка рекламного текста
Слоган – рекламный девиз. Назначение девиза –v побуждать к действию, ибо внутреннее «Я» человека требует точных инструкций. Назначение слогана в рекламном материале – привлечь внимание и побудить к действию. Считается, что количество людей, которые замечают слоганы, в 4–5 раз больше количества людей, которые читают всю рекламу.
Слоган – наиболее сильнодействующая форма торгового предложения, хотя отнюдь не каждый слоган такое предложение содержит.
Изобретая рекламный девиз, надо стремиться к тому, чтобы'он четко удовлетворял следующим требованиям:
– безусловное соответствие общей рекламной теме;
– простота: старый слоган фирмы «Ортекс» – «Ортекс» не ждет рынка, он его формирует, делая ваши рубли свободно конвертируемыми сегодня!». Новый слоган фирмы (их два) – «Ортекс: слово – дело!» и «Надежность и качество – наш стиль!»;
– формулировка лозунга для лучшего запоминания путем оригинальной игры слов; «
– упоминание в слогане названия фирмы: «Пермавиа» – акции с вертикальным взлетом!»
Важную роль в рекламном сообщении играют заголовки. Рекламное сообщение без заголовка – совершенно неэффективно. В среднем заголовок читают в пять раз чаще, чем сам текст. Стало быть, подан текст без упоминания о товаре в заголовке – 80%
потенциальных покупателей реальными уже не станут. Важно учитывать, что заголовок – это подчас может быть единственное, что потребитель сумеет или успеет прочитать.
Заголовок должен вносить ясность в толкование потребителем рекламы визуального образа продукта и дополнять предварительный портрет конкретным обещанием выгоды от его приобретения.
Заголовок – это как бы мост между визуальным изображением и текстовым содержанием рекламы.
Психологи предложили ряд рекомендаций по правильному применению заголовка. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
– быть целесообразно кратким. Заголовки длиной в десять и более слов воспринимаются хуже коротких;
– при возможности употреблять в кавычках, в этом случае его действенность возрастает на 28%;
– содержать в себе одновременно и указание на преимущество товара или услуги, и новость, возбуждение на любопытство;
– соответствовать определенному рынку, обращаться к определенному виду потребителей;
– создавать личную заинтересованность;
– сразу обращать внимание адресата на преимущества продукта;
– направлять интерес потребителя на сам продукт, а не на творческую часть рекламы;
– создавать условия для запоминания названия продукта при беглом пролистывании страниц носителя рекламы;
– быть продолжением зрительного образа рекламируемого продукта;
– привлекать внимание цифрами в заголовках, особенно если они имеют отношение к цене;
– привлекать, используя стиль новостей, говорящих о новых методах использования старых продуктов.
Не следует разбивать заголовок на части пробелами; без особой необходимости лучше не наклонять заголовок; если заголовок не умещается на одной строке, не следует делать перенос с середины предложения.
4. Психолингвистика рекламного текста
В результате многочисленных исследований рекламных текстов были выявлены типичные ошибки, негативно влияющие на восприятие рекламного сообщения.
Психологи предлагают ряд рекомендаций по психолингвистическому совершенствованию текстов для рекламных сообщений в средствах массовой информации:
– упрощать и оттачивать мысль. Высказываться просто и прямо. Использовать повседневные слова и краткие предложения. Их смысл должен суметь схватить любой человек. Избегать технического и любого другого вида жаргона;
– сообщение подавать увлекательно и с воодушевлением. Хорошо, если оно вызывает любопытство, а еще лучше – интерес. Очень важно избегать длинных нудных перечислений, а также экстравагантных утверждений;
– ориентировать покупателя на выгоды, которые он может извлечь, купив данный товар или услугу;
– высказываться утвердительно и побудительно. Лучше исключать предложения, оформленные в вопросительной форме и сослагательном наклонении: «Почему бы Вам не зайти в наш магазин?». Вместо этого уместно предложение: «Познакомьтесь с товарами нашего магазина прямо сейчас»;
– быть честным, правдивым. Недостоверные утверждения очень скоро опровергаются практикой и тогда о повторных заказах можно не мечтать;
– быть благопристойным. Попытки привлечь внимание с помощью пикантных иллюстраций – дело не очень практичное. Когда их используют, то читатель, зритель вправе предполагать, что в товаре или услуге мало привлекательного и что такая реклама – последняя надежда рекламодателя;
– использовать слова и фразы, рождающие мысленные образы;
– быть убедительным, сообщая читателю, зрителю, что он должен делать, особенно в ситуациях прямой продажи: когда и как завершить сделку купли-продажи. С психологической точки зрения это самый щекотливый момент коммерции: клиент находится в неустойчивом состоянии выбора – отказаться от покупки, отложить принятие своего решения, совершить покупку. Призыв купить должен быть выражен мощно и четко и одновременно сочетаться со стимулом к немедленному совершению действия.
Можно предложить варианты:
– всегда сообщать, куда идти читателю за покупкой или где можно получить более подробную информацию;
– разбивать тексты на абзацы. Использовать маркированный список. Выделять начало каждого абзаца;
– применять глаголы преимущественно в настоящем времени;
– использовать активный залог, а не пассивный, который ослабляет идею- и затрудняет понимание;
– помнить о психологическом восприятии текста, как и устного сообщения: запоминаются начало и конец текста, первая и последняя фраза;
– очень важно обращаться не в пустоту, а к личности. Вот пример обращений с одним и тем же содержанием:
– «Экономия 1 миллион рублей!;
– «Мы сэкономим Вам 1 миллион рублей!;
– «Знаете, как они сэкономили 1 миллион рублей?»;
– «Еще один способ сэкономить 1 миллион рублей»;
– «Вы сэкономите 1 миллион рублей!»;
– в разумных пределах полезно использовать недомолвки для привлечения внимания читателя;
– визуальные и вербальные образы должны быть взаимодополняющими и не противоречить друг другу;
– текст или образы необходимо фокусировать только на одной положительной характеристике продукта во избежание путаницы и плохого запоминания марки продукта или его свойств;
– важно оптимизировать количество элементов рекламы – образов, шрифтов во избежание помех восприятию нужной информации;
– фразы более сложного синтаксического строения надо чередовать с простыми предложениями (из 3–4 слов);
– в целях привлечения внимания потребителя рекламы к содержанию сообщения, побуждения его к самостоятельному мышлению следует пользоваться вопросительной формой (исключая вопросы, лишенные конкретного содержания и неуместные вопросы);
– использовать как средство эмоционального воздействия восклицательные и вопросительно-восклицательные слова;
– полезно прибегать к сопоставлению противоположных мнений. При этом оценка противоположных взглядов должна следовать за их изложением, а не предшествовать ему. Всякий яркий контраст возбуждает внимание и облегчает запоминание. Формулировки противоположных мнений (й вообще излагаемых мнений) целесообразно приводить по возможности в форме устных реплик, хотя бы вымышленных, воображаемых, или кратких цитат;
– в целях привлечения внимания полезно прибегать к приему предугадывания возражений, которые могут возникнуть у пользователей рекламы;
– смысл рекламного сообщения должен быть шире, чем описание товара или услуги: в этом рекламная стратегия. Тогда женщины видят, что косметические фирмы не столько предлагают крем для освежения кожи, сколько дают надежду на красоту и молодость, а мужчины узнают, что пивовары, торгуя пивом, не только поят, но и одаряют весельем и беззаботностью;
– использовать строгие, сильные существительные и глаголы;
– полезно соблюдать ритм и баланс текста. Повествование должно идти плавно. Отдельные предложения должна объединять идея;
– тщательно вычитывать текст, не допуская орфографических и пунктуационных ошибок.
Важно избегать:
– прямых сравнений с конкурентами и упоминаний их имен. В противном случае они получают рекламу, оплаченную критикующим. Этот эффект называют действием «довода-вампира»;
– хвастливых заявлений типа «Мы – номер И», как не относящихся к интересам потребителя;
– нагромождения придаточных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов. Причастия лучше заменять личными формами;
– отглагольных существительных в тех случаях5; когда можно достигнуть более простой конструкции при помощи глагола;
– отделения прилагательных от существительных или местоимений;
– страдательных оборотов в тех случаях, когда при помощи глагола действительного залога можно построить фразу, более близкую к разговорной речи. Критически оценивать употребление личных форм и причастия настоящего времени страдательного залога;
– нагромождения существительных, поставленных в зависимость одно от другого, особенно в одной и той же падежной форме или с одним и тем же предлогом (чаще всего встречается нагромождение существительных в родительном падеже). Нередко такой дефект возникает из-за того, что употребляется отглагольное существительное вместо глагола («вылечивание», «складирование», «транспортировка»);
– перечислений, выходящих за пределы трех кратких пунктов. Чрезмерно обширный перечень делает фразу громоздкой по объему, а синтаксическую конструкцию сложной, тяжелой, что затрудняет понимание и запоминание содержания текста; ^
– скопления фраз с одинаковым синтаксическим строением;
– использования абстрактных существительных;
– употребления восклицательных знаков, многоточия и тире;
– чрезмерных похвал рекламируемого продукта. Стараться избегать также избитых фраз и затасканных прилагательных превосходной степени, цветистых эпитетов («великолепный каскад тканей», «неописуемый восторг хозяйки»);
– переноса в рекламу стиля товарных накладных («сыр голлан-* дский», «чай индийский», «гвозди кровельные»);
– бессмысленных уточнений типа «очень», «самый», «единственный», «особенный» и т.п. Если рекламируемый товар действительно уникален, то слова «более», «самый» и т. п. неуместны.
Чтобы убедить целевой рынок купить товар, следует не только разобраться в мыслительных процессах, чувствах и интересах покупателя, но и знать и пользоваться привычным ему языком.
5. Обобщенные рекомендации по составлению рекламных текстов
Психотехнологии создания рекламных текстов
1-й этап – до создания рекламного текста
Проанализировать, какие потоки информации, людей или места концентрации потенциальных потребителей целесообразно использовать в данном случае.
Выяснить, какие каналы восприятия потребителей необходимо подключить.
Установить, какие стереотипы (негативные, нейтральные, позитивные) имеются у потенциальных потребителей по отношению к предполагаемому носителю рекламы.
Определить, каково количественное распределение позитивных и негативных стереотипов для потенциальных потребителей или для их групп.
Решить, какие основные 2–3 положительных стереотипа будут использованы в данной рекламе.
Продумать, какие основные негативные стереотипы необходимо скорректировать.
Понять, чему конкретно в целях рекламодателя должен удивиться потенциальный потребитель.
Определить, что именно должен будет запомнить потенциальный потребитель рекламного сообщения из него.
Рассчитать, какое количество эмоционально-смысловых ударений будет в рекламном сообщении.
Решить, какой тип композиции или, иначе, распределения эмоционально-смысловых ударений рекламы выбрать.
Проверить, учтены ли при выборе типа композиции такие параметры, влияющие на него, как периодичность выхода рекламы, скорость ее восприятия потребителем в определенных условиях, каналы восприятия выбранного объекта носителя рекламного сообщения.
2-й этап – создание рекламного текста
Первая рекомендация – не торопиться писать текст. По законам восприятия и ассоциаций первые решения будут скорее всего шаблонными, инерционными. Кроме того, действует психомоторный эффект – раз проделав мышечную работу, записав текст, потом от него достаточно трудно отказаться.
Если непреодолимо тянет, полезно сбросить психологическое напряжение – записать мелькнувший вариант на листке и сразу же отложить его подальше.
Лист удобнее всего разделить вертикально пополам. В левой колонке выписываются все разделы рекламного сообщения. В правой –
набрасываются ключевые слова или схемки – варианты решений по каждому разделу сообщения. Полезно иметь в виду, что:
– запись в виде ключевых слов или схемы позволяет автору не фиксироваться на первых найденных решениях;
– женщинам-рекламистам удобно взять на себя роль «спокойной и умной матери», а мужчинам – «спокойного, уверенного в себе отца», тогда рекламное сообщение получится спокойным и уважительным по отношению к его потребителю;
– лучше работать на очень узких полосках бумаги, если рекламное сообщение должно быть заведомо лаконичным'
– чтобы «зарядить подсознание», необходимо всю информацию, относящуюся к данному рекламному сообщению, знать наизусть.
Свободно комбинируя ключевые слова, собрать 2–4 варианта рекламного сообщения.
Что делать, когда «материал не идет»;
– отложить его на время с тем, чтобы позже вернуться к нему вновь;
– изменить канал восприятия и отражения информации автора рекламного сообщения. Так, например, если «не идет текст», постараться решать задачу средствами графики (и наоборот). Это не обязательно будет означать, что найденный вариант сразу пойдет в дело, однако сдвинуться с места поможет;
– в раскованном состоянии надиктовать текст на магнитофон;
– совершить волевой акт и заставить себя дать варианты решения по всем разделам рекламного сообщения;
– постараться изменить свое психофизиологическое состояние – послушать музыку, просмотреть подборку удачных решений в-об-ласти рекламы, сделать массаж шеи и усилить приток крови к голове, проделать физкультурные упражнения. Цель проста – вернуться к разрабатываемому решению в новом психофизиологическом состоянии;
– полезно поговорить по поводу решаемой задачи с умным собеседником, не обязательно рекламистом;
– применить так называемую «отсроченную реакцию», самовнушение, настройку на размышление над проблемой при восприятии какого-нибудь ориентира, находящегося в ассоциативной связи с фрагментом решаемой задачи, через несколько часов. Важно только, чтобы состояние разработчика рекламного сообщения отличалось от того состояния, в котором ставилась проблема;
– менять вид деятельности при появлении раздражительности или усталости.
3-й этап – после создания первого варианта рекламного сообщения.
После создания первого варианта или вариантов рекламного сообщения рекламисту полезно ответить на вопросы:
– какова длина фраз?
– есть ли ритм в выбранных фразах?
– какую психологическую позицию предлагает рекламное сообщение потенциальному потребителю?
– какие понятия, абстракции стоит поменять на понятные, зримые, слышимые, осязаемые, воспринимаемые потребителем образы?
Ниже приведены обобщенные рекомендации по совершенной психотехнологии рекламных сообщений без обратной связи.
Суть продукта и его преимущество должны быть видны с первого взгляда: в большинстве случаев именно столько времени, сколько нужно для одного взгляда, человек смотрит на рекламу.
Показать, как выглядит продукт, чтобы его можно было узнать в магазине.
Удостовериться, что главным в рекламе является продукт и его применение, а не творческое исполнение.
Преимущество должно быть уникальным или наиболее ценным и весомым для потребителя, особенно по сравнению с достоинствами продуктов-конкурентов.
Сконцентрироваться на едином, самом мощном и важном для целевого рынка «соблазне» продукта.
Убедиться, что реклама делает заманчивым именно рекламируемый конкретный товар, а не все товары подобного рода.
Наибольший соблазн для индивидуального потребителя – возможность сэкономить деньги, время или усилия, а для предприятий – увеличить прибыль или снизить издержки.
Создавать ситуацию, которая подразумевала бы какую-то историю, понятную потребителям.
Взывать к чувствам и ощущениям.
Избегать черного или злого юмора.
Следить за соответствием:
– визуального образа рекламы преимуществу товара;
– имиджа товара целевому рынку;
– расположения элементов рекламы товару и его преимуществу;
– смысла и тона рекламного текста продукту и целевому рынку. Общая тема рекламной кампании должна быть единой и последовательной, однако с присутствием интересных вариаций на тему.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоят основные закономерности восприятия рекламного текста в зависимости от его графического исполнения?
2. Каковы психологические особенности восприятия шрифта: размер, высота, толщина?
3. Каковы психологические особенности восприятия рекламного текста в зависимости от его размещения внутри геометрических фигур?
4. Каковы психологические особенности восприятия рекламного текста в зависимости от его размера на полосе?
5. Каковы психологические особенности восприятия диагонали, вертикали, горизонтали?
6. Каковы психологические особенности восприятия иллюстрации в рекламе; рисунка и фотографии?
7. Каковы особенности психологии восприятия слогана и заголовка рекламного текста?
8. Каковы психологические требования к лингвистике рекламного текста?
9. В чем состоят особенности психотехнологии создания рекламных текстов на этапе до создания рекламного текста?
10. Каковы особенности психотехнологии создания рекламных текстов на этапе создания, рекламного текста?
11. Каковы особенности психотехнологии создания рекламных текстов на этапе после создания рекламного текста?