Цели: 1) Суть и назначение основных функций управления
2) Назначение стратегических и текущих планов
Литература: [1] стр. 140-143; 144-147; 154-155; 167-176; 188-199; 200-206
[3] стр. 181-188
Вопросы: 1. Основные функции внутрифирменного управления.
2. Маркетинг как функция управления.
3. Внутрифирменное планирование.
4. Функции организации и пути их реализации.
5. Управленческий контроль: функции и формы.
1. Основные функции внутрифирменного управления
Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью можно свести к следующему: определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути решения этих задач, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением поставленных задач.
Управленческие функции выполняются специальными органами управления, состоящими из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу деятельности соответствующего органа управления. Функции управления и экономические рычаги , инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический механизм управления.
Функции управления постоянно модернизируются и углубляются как под влиянием внутренних закономерностей, так и под воздействием развития других функций.
Основными функциями управления являются:
1) «маркетинг» связан со сбором и анализом всех факторов, относящихся к сфере обращения товаров и услуг, обеспечение сбыта продукции;
2) внутрифирменное планирование;
3) функции контроля, который тесно связан с функцией планирования и маркетингом.
2. Маркетинг как функция управления.
а) Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности.
б) Принципы, функции маркетинга.
в) Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью.
а) Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности.
Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах.
Производитель должен выпускать такую продукцию, которой обеспечен сбыт и получение намеченной суммы прибыли.
Чтобы решить эту главную цель маркетинговая деятельность придает особую роль потребителю, его требованиям к продукции и услугам, срокам поставки, цене.
Производитель должен не только изучать спрос, но и формировать спрос, предвидя в каком направлении он будет изменяться под влиянием НТП, увеличения доходов населения, требований к качеству и надежности продукции и т.д.
Воздействие рыночного спроса - процесс с обратными связями. НТП непосредственно связан с быстроизменяющимися запросами рынка, появлением более наукоемких продуктов, выпуск которых, как правило, ориентирован на заранее известного потребителя.
Образуется замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производителя. Внедрение научно-технических достижений также формирует новых потребителей.
б) Принципы, функции маркетинга
Маркетинг- это система управления, имеющая свои принципы, функции, структуры, нормативные и правовые акты.
Основными принципами маркетинга являются:
- обоснованный выбор целей и стратегий развития предприятия, направленных на наиболее эффективное сочетание производства новейших видов продукции с ранее производимой и даже предназначенной к снятию с производства;
- комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия и ориентации на максимальное использование потенциальных возможностей и резервов производства;
- достижение оптимального сочетания в управлении фирмой централизованных и децентрализованных начал.
На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:
- более полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей;
- определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства на основе экономического роста: издержек производства продукции (S), эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами, получение прибыли;
- принятие обоснованных решений, обеспечивающие эффективность конечных результатов;
- разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, системы стимулирования сбыта и формирования потребностей потребителей.
в) Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью.
В современной крупной промышленной фирме маркетинговый аппарат обычно включает отдел маркетинга в производственных отделениях (основное производственно-хозяйственное звено) и центральную службу маркетинга как функциональное подразделение фирмы. Отдел маркетинга в производственном отделении координирует все аспекты производственно- сбытовой деятельности отделения (цеха) по каждому продукту. Обычно он имеет в своем составе секторы:
- комплексного изучения рынка;
- разработки программ маркетинга;
- организация сбыта;
- рекламы;
- технического обслуживания.
Функции отделов маркетинга тесно связаны с функциями других подразделений производственного отделения: отделов внутрифирменного планирования, финансирования и цен, а также с центральной службой маркетинга, координирующей деятельность всех производственных отделений фирмы.
Центральная служба маркетинга разрабатывает цели и стратегию фирмы на основе программ маркетинга по каждому продукту. Эта служба работает в тесном контакте с высшим звеном управления- Советом директоров или Правлением.
В небольших фирмах, имеющих централизованную структуру управления обычно ограничиваются службой маркетинга, которая возглавляется либо управляющим по маркетингу, либо Вице-президентом компании.
Они обычно несут ответственность за:
- разработку программ маркетинга по продукту;
- исследование рынка;
- разработку новых видов продукции и товарных знаков;
- определение цен;
- осуществление рекламы и технического обслуживания потребителей;
- организацию сбыта;
- транспортировку товара;
- общее руководство маркетинговой деятельностью.
В фирмах, осуществляющих международную деятельностью, создается обычно специализированный отдел «Маркетинг оверсиз», который координирует свою деятельность со всеми другими подразделениями.
3.Внутрифирменное планирование как важнейшая функция внутрифирменного управления.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормальной работы и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее полного использования ресурсов.
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в виде планов:
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
- перспективное планирование (прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
- текущее (бюджетное, оперативное) планирование.
Виды планов:
1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности – планы НИ ОКР; производства; сбыта; МТС; финансовый план;
2) в зависимости от организационной структуры – планы производственного отделения; планы дочерней компании.
Стратегическое управление (планирование) можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибкое регулирование и своевременные изменения в организации в целях выдержать конкуренцию.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей различают: долгосрочное планирование и стратегическое.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей предусматриваются завышенные показатели на будущий период, т.е. будущее видится лучше прошлого.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде.
В основу при разработке стратегического плана кладется:
- анализ перспектив развития фирмы, выявление тенденций и факторов, влияющих на развитие;
- анализ позиций в конкурентной борьбе, анализ конкурентоспособности продукции;
- выбор стратегии на основе анализа;
- анализ видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, они предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Текущее планирование заключается в детальной разработке (на год) оперативных планов для предприятия в целом и его подразделений.
|
4.Функции организации и пути их реализации.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определение порядка и условий функционирования предприятия.
Функция организации реализуется двумя путями:
1) через административно – организационное управление,
2) через оперативное управление.
Административно – организационное управление предполагает определение структуры предприятия, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление заключается в периодическом и непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой.
Под организационной структурой предприятия понимается ее организация из отдельных подразделений предприятия с их взаимосвязями, распределение функций, полномочий и ответственности.
Основной задачей всех подразделений является повышение эффективности управления.
Организационная структура не является чем-то заставшим, она постоянно меняется.
Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении.
Можно выделить следующие основные типы организационных структур управления:
1.Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений – производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов.
2.Организационная структура по региону предполагает, что управленческая ответственность ТНК как на внутреннем, так и на внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными подразделениями. Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированные на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя.
3.Смешанная структура управления предполагает сочетание различных типов организационных структур управления. В большинстве компаний, использующих сочетание отраслевого и регионального принципов построения, ведущим принципом является отраслевой, а региональный носит вспомогательный или дополняющий характер.
5. Управленческий контроль: функции и формы.
Управленческий контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство, мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и на основе этого внесение корректив и принятия решений, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В функции контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий для достижения цели. В связи с этим контроль – не только финансирование отклонений, но и анализ причин, вызвавших отклонения и выявление тенденций развития. Контроль опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности.
Предприятия используют две формы контроля: Финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.
Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам.
В центре внимания показатели: уровень прибыли, издержки производства, эффективность капитальных вложений, обеспеченность собственными средствами.
Основные виды контроля:
1) предварительный,
2) текущий,
3) заключительный.
В организациях предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Основные направления эффективного контроля в управлении ( основные свойства):
1. Стратегическая направленность.
2. Ориентация на результаты.
3. Своевременность.
4. Гибкость.
5. Простота.
6. Экономичность.
Тема 1.3. Внутренняя и внешняя среда организации.
Цель: Знать составляющие внутренней и внешней среды, их взаимосвязь.
Вопросы: 1. Внутренние переменные предприятия.
2. Внешняя среда.
1. Внутренние переменные предприятия.
Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технологии и люди.
Цели. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс является мощным механизмом координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Разнообразие целей. У предприятия могут быть разнообразные цели. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность.
Государственные органы, учебные учреждения и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты, но это уже будет связано этическими понятиями и социальной ответственностью.
Цели подразделений. В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь; подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей.
Цели подразделений в различных организациях, имеющие сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели различных подразделений в одной организации.
Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура организации. Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей. Здесь следует подчеркнуть два аспекта: специализированное разделение труда и сфера контроля.
Специализированное разделение труда характеризуется закреплением каждой работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству наглядный тому пример.
На данный момент во всех крупных организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда.
Задачи. Одним из направлений разделения труда в организации является формирование задач.
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Эта работа с людьми, предметами (машины, сырье…), информацией.
Технологии – важная внутренняя переменная. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, компьютерами… «Технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях». Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материалов.
Машины, оборудования, сырье являются значимыми компонентами технологии, но наиболее значимым является процесс, с помощью которого исходное сырье, материалы преобразуются в желаемый продукт.
Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением поточных линий (об этом речь идет в экономике отрасли).
Люди. Важно помнить, что объект управления и субъект управления – это прежде всего люди. Когда закрывается завод, то решение принимает конкретный человек.
Когда выпускается брак или продукция низкого качества, то в этом тоже виноваты конкретные люди, которые недостаточно мотивированы или плохо обучены. Следовательно, люди являются центральным фактором.
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах,
Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности:
- умственные и физические способности;
- ценности и взгляды;
- потребности;
- ценности и притязания;
- производительность.
(способность; предрасположенность; одаренность; потребности; ожидания; восприятие; отношение; точка зрения; ценности; влияние среды на личность и поведение; влияние группы; лидерство).
Вопросы для закрепления:
1. Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?
2. Характеристика цели организации и цели подразделений и их взаимосвязь.
3. Структура организации, горизонтальная и вертикальная специализация, чем она вызвана?
4. Характеристика и классификация технологии.
5. Роль человеческого фактора в управлении.
2. Внешняя среда.
Внешняя среда организации включает такие элементы как:
- потребители;
- конкуренты;
- правительственные предприятия;
- финансовые организации;
- источники трудовых ресурсов.
Внешние факторы можно разделить на:
- группу прямого воздействия на организацию,
- группу косвенного воздействия на организацию.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
К этим факторам относят:
- поставщиков;
- трудовые ресурсы;
- законы;
- учреждения государственного регулирования;
- потребителей;
- конкурентов.
Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации. Это
- состояние экономики;
- НТП;
- социальные, культурные и политические изменения;
- влияние групповых интересов;
- события в других странах.
Внешняя среда характеризуется:
А) Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (так же, как изменение одной внутренней переменной может сказываться на других). Пример: изменение цен на нефтепродукты…. Поэтому внешние факторы нельзя рассматривать изолированно.
Б) Склонность внешней среды – не только число факторов, но также много вариантность каждого фактора. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.
В) Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи считают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей силой. Подвижность внешнего окружения для разных организаций неодинакова.
Г) Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.
Вопросы для повторения:
1. Характеристика среды прямого и среды косвенного воздействия, различие между ними.
2. Почему руководители организаций должны изучать и учитывать факторы внешней среды?
3. Характеристика (черты) внешней среды.
4. Проанализировать свои действия (решения) при изменении факторов внешней среды (в частности политической обстановки в стране, состояния экономики, социального и культурного воздействия).