Понятие административно-правового режима
Как известно, режим является ключевым понятием в уголовно-исполнительном праве. Строгое соблюдение режима является залогом успеха в достижении целей наказания в процессе его исполнения.
Режим производен от сущности и содержания наказания, поскольку в нем выражается кара (совокупность применяемых к осужденному правоограничений). В то же время режим обеспечивает порядок реализации правоограничений, поэтому его следует рассматривать и как средство обеспечения законности процесса исполнения (отбывания) наказания, защиты прав, законных интересов осужденных, средство обеспечения пенитенциарной безопасности.
Режим является правовым средством воздействия на лиц, отбывающих уголовное наказание, он также устанавливает правила поведения для всех субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Требования режима распространяются не только на осужденных, персонал и администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, но и иных лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительную сферу, в том числе представителей контрольно-надзорных органов.[1]
Правила, относящиеся к персоналу исправительного учреждения, регламентируют его права и обязанности в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению с их стороны преступлений.
Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ[2] режим выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Нормы режима создают условия для применения других средств исправления осужденных (ч.2 ст.82 УИК РФ), а также для предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами (ч.1 ст.83 УИК РФ, ч.1 ст.84 УИК РФ и др.).
Следовательно, цели и задачи режима способствуют процессу ресоциализации осужденных (усвоению ими позитивных норм, принятых в обществе, в период отбывания наказания).[3]
Законодатель определяет режим как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ч.2 ст.9 УИК РФ). Поэтому данный термин применим к процессу исполнения (отбывания) любого вида наказания, не только лишения свободы. И хотя в Разделе II УИК РФ, регулирующем исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, сам термин «режим» не применяется, в качестве синонима используются порядок и условия исполнения (отбывания) наказания.
В соответствии с ч.2 ст.2 УИК РФ предметом регулирования уголовно-исполнительного законодательства РФ является не только исполнение наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера, следовательно, термин «режим» должен быть применим и к процессу их исполнения (отбывания), что необходимо отразить в ч.2 ст.9 УИК РФ. В частности, речь идет о порядке и условиях исполнения принудительных мер медицинского характера, конфискации имущества (Раздел VI УК РФ). Данный термин также применим в отношении условного осуждения и отсрочки отбывания наказания осужденным, хотя по формальным признакам эти институты не отнесены законодателем к иным мерам уголовно-правового характера.[4]
Так, в ст.ст.177, 178 УИК РФ закреплен порядок и условия осуществления контроля за осужденными, имеющими отсрочку отбывания наказания, ст.178.1 УИК РФ порядок и условия осуществления контроля за осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией, Раздел VIII гл.24 УИК РФ регулируют порядок и условия осуществления контроля за условно осужденными.
Необходимо обратить внимание и на техническую погрешность ч.2 ст.9 УИК РФ, где к основным средствам исправления осужденных относится установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), а не режим, понятие которого раскрывается как установленный законом порядок исполнения (отбывания) наказания.
Наиболее полно законодатель раскрывает понятие режима применительно к лишению свободы. Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Из данного определения следует, что надзор в местах лишения свободы является неотъемлемым элементом режима, поэтому некорректно его выделять в качестве самостоятельной категории.
В соответствии с законом в качестве средств, обеспечивающих режим в исправительных учреждениях, могут применяться личный обыск осужденных, досмотр их вещей, обыск жилых помещений (ч.5 ст.82 УИК РФ).
Администрация исправительных учреждений вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которые распространяются режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений[5].
В исправительных учреждениях применяются также технические средства надзора и контроля (ст.83 УИК РФ), осуществляется оперативно-розыскная деятельность (ст.84 УИК РФ).
В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий (ст.85 УИК РФ).
Необходимо отметить, что в настоящее время на законодательном уровне не определены правовые средства, обеспечивающие «непенитанциарный режим» при исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества, что существенно снижает эффективность их исполнения, а также правовую защищенность сотрудников уголовно- исполнительных инспекций. Правила режима охватывают все сферы жизнедеятельности осужденных к лишению свободы.[6] Очевидно, что такая детальная регламентация распорядка дня в исправительном учреждении не стимулирует у осужденных чувство ответственности, не способствует их самостоятельности, затрудняет социальную адаптацию и последующую реинтеграцию в общество. В этом и заключается самая большая сложность реализации задач пенитенциарного режима, нейтрализации его негативных факторов.[7] Решение данных проблем во многом зависит от эффективности мер, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.78 УИК РФ, ст.ст.87, 89, 90, 91, 92, 94, 95, 96, 97, 98, 103 ,105, 108, 109, 112 УИК РФ, ч.3 ст.121, п.«б», ч.1 ст.129, ч.4 ст.133 УИК РФ.
Содержание режима определяется его основными функциями (карательной, воспитательной, обеспечивающей, профилактической) и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения (отбывания) конкретного вида наказания.[8]
Карательная функция реализуется путем, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, а также изоляции осужденных к лишению свободы. Следует также отметить, что изоляция осужденных в местах лишения свободы имеет относительный характер, поскольку УИК РФ предусматривает меры, направленные на поддержание связи осужденных с внешним миром (свидания, телефонные разговоры, получение посылок, передач и бандеролей, переписка, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений и др.). Карательная функция режима должна иметь ограничительный характер, поскольку может оказать отрицательный эффект для успешной реализации его воспитательной функции.
Воспитательная функция режима осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Также воспитательная функция осуществляется путем создания необходимых правовых средств, содействующих успешному применению мер исправительного воздействия.
Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу для реализации всего комплекса мер воспитательного воздействия на осужденных в местах изоляции. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки.
Профилактическая функция или функция социального контроля направлена на предупреждение и профилактику совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории исправительного учреждения. Применительно к осужденным основные формы социального контроля заключаются в надзоре за осужденными и установлении специальных мер в период отбывания наказания. Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении и его объектах, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными.[9]
Администрации исправительного учреждения предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением ими режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия. Функции режима реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций. Однако все функции режима реализуются только при исполнении (отбывании) наказания в виде лишения свободы.[10]
Таким образом, режим является сложным многоаспектным понятием. С одной стороны, режим является обязательным элементом процесса исполнения (отбывания) наказания, процесса исправления осужденных, способствующим их ресоциализации, с другой – затрудняющим социальную адаптацию осужденных к лишению свободы.