Занятие 1. Знакомство
Необходимые материалы:бланки анкет.
Ход занятия
1. Вводное слово ведущего (цель – установление контакта с классом, создание мотивации на работу). Обсуждается цель занятий. Ведущий рассказывает о режиме и правилах работы на классных часах.
2. Знакомство (цель – знакомство учащихся друг с другом). Можно использовать любую известную тренинговую процедуру знакомства. В качестве варианта предлагаем одну из модификаций приема «Интервью». Учащиеся разбиваются на малые группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: представить всех участников таким образом, чтобы в представлении звучал некий единый стиль, отличающий ее от представлений всех остальных групп. Время ограничивается (3-5 минут). По завершении работы каждая группа представляет всех своих участников.
Желательно организовать группы таким образом, чтобы в каждой оказались наименее знакомые друг с другом учащиеся (возможно пронести жеребьевку).
3. «Привет всем тем, кто...» (цель – работа на сплочение группы). Выбирается водящий. Он произносит фразу: «Привет всем тем, кто...», и заканчивает ее каким-либо признаком, который может объединять нескольких ребят в классе (например: «... кто родился летом»). Те, к кому этот признак имеет отношение, встают и отвечают хором: «Привет!» Выбирается следующий водящий и игра продолжается.
Для лучшей организации водящие сменяются по цепочке. Если называются только сугубо внешние признаки, ведущий классного часа может предложить вариант, касающийся личностных качеств, настроения и т. д.
4. Анкетирование (цель – выявление особенностей процесса адаптации к старшей школе). Учащимся предлагаются бланки анкет. Работа выполняется индивидуально.
5. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.
Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
Необходимые материалы: результаты анкетирования (но возможности, оформленные в виде диаграмм и таблиц), листочки для упражнения «Ассоциации».
Ход занятия
1. «Ассоциации» (цель – актуализация представлений об обучении в старшей школе). Каждый записывает на листочках свои ассоциации на словосочетание «десятый класс» (анонимно). Листочки собираются, ведущий зачитывает ассоциации, обобщает их, делая вывод о том, какие изменения сопровождают переход из средней школы в старшую.
2. Слово ведущего (цель — информирование о результатах анкетирования). Ведущий рассказывает о результатах проведенного на прошлом занятии анкетирования, выделяя ключевые моменты, которые лягут в основу построения программы следующих занятий,
3. Обсуждение результатов анкетирования (цель – создание условии для «личностного включения» учащихся в работу). Учащиеся разбиваются на группы по 4–5 человек. В ходе совместного обсуждения группе предлагается ответить на следующие вопросы:
· С чем из представленных результатов я согласен (согласна) и почему? С чем не согласен (согласна)?
· Что меня удивило в результатах?
Время на работу ограничивается. Каждая группа готовит краткий «репортаж» о своем обсуждении. Репортажи представляются перед всем классом.
Некоторым группам сложно самостоятельно организовать обсуждение в рамках заданной темы. В этом случаи необходима помощь ведущего, который, временно присоединяясь к работе групп, способствует структурированию дискуссии.
4. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.