Точки, снежинки, палочки
Перед ребенком кладут три ряда карточек по четыре в каждом. В первом ряду нарисованы точки, во втором — снежинки, а в третьем — палочки (см. рисунок).
Взрослый показывает на первую карточку в первом ряду и говорит: "Посмотри, здесь нарисована одна точка. А здесь?" — спрашивает он, поочередно показывая на вторую, третью и четвертую карточки первого ряда. Ребенок отвечает, что на второй карточке нарисованы 2 точки, на третьей — 3 точки, а на четвертой — 4 точки. Затем взрослый показывает на первую карточку второго ряда и говорит: "Здесь нарисована одна снежинка. А здесь?" (поочередно показывает на каждую следующую карточку второго ряда). Ребенок отвечает, что на второй карточке нарисованы 2 снежинки, на третьей — 3 снежинки, на четвертой — 4 снежинки. Тогда ведущий игру говорит: "Смотри, в первом и во втором ряду точки и снежинки расположены в определенном порядке, а в третьем ряду палочки расположены в беспорядке. Разложи карточки, на которых нарисованы палочки, в таком же порядке, в каком лежат карточки с точками и снежинками''.
Чтобы справиться с игрой, ребенку необходимо понять принцип построения первого и второго рядов, а затем перенести его на третий ряд. Но этот принцип фактически дается детям, так как они сами называют количественно возрастающую последовательность из точек и снежинок.
Еще один возможный способ решения этой задачи — установление принципа построения ряда не по количественному возрастанию его элементов, а по восприятию гештальт-структур. Так, одна точка и одна снежинка зрительно соответствуют одной палочке, две точки и две снежинки — двум палочкам, три точки и три снежинки расположены в виде треугольника, а четыре точки и четыре снежинки — в виде квадрата.