Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев
(5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — Психолог, действ. член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). В 1924 окончил ф.-т обществ. наук Моск. ун.-та. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Ин.-т психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический ин.-т). В 1936-1956 гг. - в Ин.-те психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны - начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан ф.-та психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.
Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Л. положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.
Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Один из основателей и профессорТбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии, директорИнститута психологии АН Грузии, академик АН Грузии (1941).
Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа.
Блонский, Павел Петрович(р. 1884) — педагог, философ и психолог. С трудами по педагогике, составляющей его основную специальность, он выступил до революции, но широкую известность — не только в СССР, но и за границей — он приобрел после выхода его работы "Трудовая школа" (1919). Этот труд является поворотным моментом в научно-педагогической деятельности Б. Несмотря на свое участие в революционном движении (в партии с.-р. с 1903 до 1917), — в философии и педагогике Б. стоял на вполне определенной религиозно-идеалистической точке зрения (и не случайно его большая работа по философии посвящена идеалисту Плотину), но в 1918—19 в мировоззрении Блонского происходит резкий перелом, и он становится убежденным материалистом. Его "Трудовая школа" во многих случаях грешила чрезмерным индустриализмом и известным утопизмом; однако, эта работа, несмотря на ее оторванность от конкретных условий школьной действительности, сыграла громадную роль в деле разрушения дореволюционных представлений о трудовой школе, — представлений, не шедших далее буржуазного либерализма германского педагога Георга Кершенштейнера. "Трудовая школа" была, в сущности, первой педагогикой послереволюционной эпохи. После 1919 Блонский выпускает ряд книг и статей по вопросам психологии, педологии и педагогики. В них он является материалистом и марксистом. Однако, пытаясь строить педагогику, как экспериментальную антропотехнику, он не дал в своих работах стройно проработанной социологической теории пролетарской педагогики, сбиваясь на биологический эмпиризм. Характерной чертой педагогического мировоззрения Б. является также признание биогенетической теории в применении к педологии и педагогике, — правда, в несколько смягченной, в сравнении с американскими педологами, форме.В педологии и психологии он близок к взглядам т. н. бихевиоризма, изучающего поведение человека объективными методами. Стремясь опереться на биологию, Б. в своих педологических работах допускает крупные ошибки именно в биологии, почему эта сторона его педологии является наиболее слабой. — Б. принимает с 1919 близкое участие в работах по реформе школы. Он состоит членом научно-педагогической секции Госуд. ученого совета и, в качестве такового, проделал большую работу по составлению и проведению в жизнь новых программ единой трудовой школы, Б. состоит также профессором 2-го Московского ун-та и Академии коммунистического воспитания.
Лурия Александр Романович(1902-1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах - Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный и возвращенный мир (1971) - Лурия описал два ярких клинических случая. Первый связан с человеком, который обладал способностью запоминать абсолютно все, не мог забыть несущественные детали прошлого и, вследствие этого, а также из-за того, что его память была дезорганизована, испытывал трудности с формированием общих понятий. В другом случае человек, из-за поразившей его мозг пули, имел доступ лишь к отдельным фрагментам прошлого опыта. В ходе исследования и лечения людей с неврологическими нарушениями Лурии удалось получить важные результаты, приоткрывающие ранее неизвестные аспекты мышления, восприятия и других психических процессов человека, что повлияло как на исследования современных ему ученых, так и на работы следующего поколения психологов. Лурия родился 16 июля 1902 в Казани. Окончил Казанский университет в 1921. С 1924 по 1934 работал с Л.С.Выготским. Под его влиянием изучал развитие речи и мышления у ребенка, структуру детской игры, особенности психического развития в разных культурах. В 1937 Лурия, в дополнение к полученному ранее психологическому образованию, получил диплом врача и во время Второй мировой войны работал в военных госпиталях, занимаясь проблемой локальных мозговых поражений. Полученный опыт и научный материал подтолкнули его к изучению мозговых нарушений, их влияния на психику. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга, позволили получить уникальную комплексную картину развития мозговых функций. Опираясь на результаты многолетних исследований, Лурия основал российскую школу нейропсихологии. Среди основных работ ученого - Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, тт. 1-2 (1956-1958), Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (1969), Основы нейропсихологии (1973), Нейропсихология памяти (1974). Умер Лурия в Москве 14 августа 1977.
Пётр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 в Тамбове. (умер 25 марта 1988, Москва) — выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).
Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертацияПсихологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного(Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.
Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.
Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.
Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.
Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.
Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.
Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи Л. С. Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.).
Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) - психолог и педагог, академик и вице-президент Рос. академии образования (1992). Доктор психол. наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982).
На основе идей научной школы Выготского изучал проблемы теории и истории психологии, возрастной и педагогической психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Давыдова и его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществлялся комплексный (психологический, педагогический, теоретико-познавательный) подход к психическому развитию учащихся.
В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) Давыдов выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. Ученый разработал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека - рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Давыдовым и его сотрудниками были разработаны диагностические методики определения уровней развития этих психологических образований.
В рамках концепции учебной деятельности сформулирован ряд логико-психологический положений, которые могут быть использованы при построении учебных предметов, раскрывающих свое содержание "от общего к частному", т.е. согласно принципу восхождения от абстрактного к конкретному.
Брушлинский, Андрей Владимирович (р. 04.04.1933) —психолог и философ; д-р психол. наук, проф. Род. в Москве. Окончил отделение психол. филос. ф-та МГУ (1956). В 1956—1972 работал в секторе психол. ИФ АН СССР, с 1972 по наст. вр. — в Ин-те психол. АН СССР: ст., затем вед. н. с. В 1989 избран, в 1995 и в 2000 переизбран директором этого ин-та. В 1981—1987 — зам. гл. ред. ж. "Вопросы психологии", с 1988 — гл. ред. "Психологического журнала" АН СССР, с 1991 — член ред. совета ж. "Soviet Psychology" (ныне — Journal of Russian and East European Psychology. A Journal of Translations. New York). Канд. дисс. — "Исследование направленности мыслительного процесса" (1964). Докт. дисс. — "Психологический анализ мышления как прогнозирования" (1977). Б. — лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна, присуждаемой Президиумом РАН. Лауреат премии Президента РФ (1998). Чл.-корр. АН СССР (1990), один из учредителей и акад. Росс. академии образования (1992), акад. Междунар. академии наук (1994), Междунар. Совета науч. развития (International Council for scientific development), PAEH (1997), Междунар. кадровой академии (1997), аккредитованной при Европ. сети нац. центров ЮНЕСКО, член Генеральной ассамблеи Междунар. союза психол. наук. Отв. ред. и соавтор сб. "Мышление: процесс, деятельность, общение" (М., 1982), "Субъект и социальная компетентность личности" (1995), "Психологическая наука в России XX века" (М., 1997). Общее направление науч. иссл. — психол., филос., кибернетика. Исследует онтол. и гносе-ол. основания психол. (в соотношении с логикой, математикой, информатикой, физиологией и социол.), проблемы психол. индивидуального и группового субъекта, личности и мышления, психол. развития, пед. психол. и истории психол. Разработал новый вариант системного подхода — континуально-генетический (недизъюнктивный) метод иссл. человека как субъекта и его психики, обобщающий специфическую непрерывность последней в отличие от техн. систем и матем. структур. На основе этого метода создал теорию субъекта и его социальности, различив соц. и обществ., разработал антитоталитаристскую теорию умственного и нравств. воспитания и развития, проблемного обучения; обобщил принцип детерминизма применительно к соц.-ист. развитию человека; разработал теорию внутриутробного возникновения психики человека. Создал теорию мышления как прогнозирования субъектом вначале неизвестного решения задачи: раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов такого прогнозирования, взаимосвязь сознательного и бессознательного, логического и психол. уровней мышления; открыл новый вид инсайта — немгновенный инсайт; выявил существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратной связи; раскрыл подчиненность диалога мышлению в ходе совм. решения задачи с помощью анализа через синтез. Все эти результаты иссл. обобщил в новом варианте ди-алектич. логики, при к-ром — вопреки К.Попперу и др. — полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). Систематически сопоставил субъектно-деятельностный и знаковый подходы в филос. и психол. путем соотнесения друг с др. теорий М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Московичи, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и С.Л.Франка.
Арту́р Влади́мирович Петро́вский (14 мая 1924 — 2 декабря 2006) — советский и российскийпсихолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976—1979), президент РАО (1992—1997).
Родился в Севастополе. В 1947 году закончил филологический факультет Московского городского педагогического института им. В. П. Потёмкина, в 1950 году там же защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую психологическим взглядам А. Н. Радищева, после этого два года преподавал в Вологодском пединституте. Вернувшись на работу в МГПИ, продолжил исследования в области истории психологии и в 1965 году защитил докторскую диссертацию по истории советской психологии. С 1965 по 1971 год заведовал кафедрой психологии МГПИ. С 1972 по 1991 год являлся заведующим лабораторией психологии личности Психологического института РАО.
В 1968 году избран членом-корреспондентом АПН СССР, с 1971 года — действительный член АПН СССР. С 1968 по 1976 год — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной психологии, в 1976—1979 годах — вице-президент АПН СССР. В 1991 году был назначен президентом-организатором Российской академии образования, с 1992 по 1997 год являлся её президентом[1][2].
А. В. Петровский сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развитиясоциальных групп — теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют прежде всего отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор — степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и антисоциальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциальная ассоциации, диффузная группа[3]. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например, конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе[4][5].
Другим направлением исследований А. В. Петровского является исследование процессов развития личности. По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. Вне зависимости от типа и уровня развития таких общностей человек проходит универсальные стадии вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Выделено три таких универсальных стадии (адаптация/дезадаптация, индивидуализация/деиндивидуализация, интеграция/дезинтеграция), в возрастной периодизации этим стадиям соответствуют детство, отрочество и юность[3][6]. С позиции этого подхода А. В. Петровский подверг критике принцип ведущей деятельности как основание для построения возрастной периодизации[7].
Бори́с Гера́симович Ана́ньев — советский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Борис Герасимович Ананьев родился 1 (14) августа 1907 г. во Владикавказе в обрусевшей армянской семье народного учителя. Его отец работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО. Умер Герасим Ананьев в январе 1942 года.
Борис Герасимович закончил среднюю школу во Владикавказе в 1924 году и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет) по общественно-историческому отделению. С 1925 года, еще обучаясь на II курсе этого отделения начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. ВУЗ закончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени Бехтерева. Аспирантуру закончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 был назначен заведующим лабораторией психологии, а в 1937 году — заведующим отделом психологии, в должности которого был до сентября 1943 года.
В 1937 году ученая степень кандидата наук была присуждена без защиты диссертации Ученым Советом Московского Педагогического Института. В феврале 1940 года Борис Герасимович защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в ученом звании профессора психологии.
С 1930 года работал в ряде педагогических ВУЗов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институтимени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском Театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вел в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем Тбилиси вел психопаталогическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1967—1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).[2]
Б. Г. Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930—1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения её в качестве центральной науки в рамках человекознания.
Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).
В условиях быстрого развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию человека, и постепенной психологизации всего общества[3], идеи Б. Г. Ананьева получают новый импульс к развитию.
Зинченко Владимир Петрович (Россия, г. Москва) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО, автор более 300 работ.
Родился 10 августа 1931 года в семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.
В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.
Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.
Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".
К учебникам и учебным пособиям относится большая словарно-понятийная работа. В.П. Зинченко публиковал статьи в ВСЭ, в Философской и Педагогической энциклопедиях В настоящее время он заканчивает работу над 3-м изданием Психологического словаря
В настоящее время Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.
Корнилов Константин Николаевич [24.2(8.3).1879, Тюмень, — 10.7.1957, Москва], советский психолог. С 1943 действительный член и вице-президент (до 1950) АПН РСФСР. В 1898—1905 был народным учителем в Сибири. Окончил Московский университет (1910). В 1923—30 и 1938—41 директор Научно-исследовательского института психологии. На 1-м и 2-м Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Ведя борьбу против идеалистической школы Г. И. Челпанова, рефлексологии В. М. Бехтерева и американского бихевиоризма, К. в своей реактологии допускал эклектическое сочетание марксистских принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Критика на психологической дискуссии начала 30-х гг. привела к отказу К. от ошибок реактологии. В дальнейшем участвовал в разработке проблем педагогической психологии и психологии личности. Награжден 2 орденами Ленина и медалями.
Соч.: Современная психология и марксизм, 2 изд., Л., 1925; Учение о реакциях человека с психологической точки зрения ("Реактология"), 3 изд., М.— Л., 1927; Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма, 4 изд., М.— Л., 1929.