Автор и герой в литературном произведении

1. Проблема автора в литературоведении. М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и др. о проблеме автора в литературе.

2. Многоаспектность категории «автор» в литературоведении.

3. Содержание и соотношение в пределах литературного творчества понятий «автор биографический», «образ автора», «повествователь», «автор как выразитель концепции произведения».

4. Особенности проявления авторской субъективности в художественной литературе (непосредственное, опосредованное проявление). Формы объективации автора (герои, сюжет, пейзаж и др.) в литературном произведении.

Задания

1. Изучите работы М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности», Д.С. Лихачева «Историческая поэтика русской литературы», подготовьте конспекты основных положений по теме.

2. Сравните две фразы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и установите, принадлежат ли субъекты изображения и речи к одному и тому же типу или в одном случае перед нами повествователь, а в другом – образ автора:

1) Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним;

2) Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

3. Правильно ли, с научной точки зрения, считать, что в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин рассказал о своих встречах А.П. Керн? Аргументируйте ответ.

4. Можно ли считать, что многообразие голосов героев в произведении – это один голос – голос автора?

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Автор и герой в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Словарь: автор, образ автора, повествователь (рассказчик, нарратор), герой литературный, персонаж, характер, герой лирический, протагонист, антигерой, прототип.

Тексты для аудиторной работы:А.П. Чехов «Человек в футляре», С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», В.Н. Крупин «Река Лобань».

Литература

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 11-21.

3. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. – СПб.: Алетейя, 2001.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 54-79.

Лабораторное занятие № 8

Пейзаж, интерьер в литературном произведении

1. Пейзаж в литературе разных эпох.

2. Типологические разновидности пейзажа.

3. Функции пейзажа в литературе.

4. Интерьер и его роль в литературном произведении.

Задания

1. Составьте научные статьи «пейзаж», «интерьер» для словаря литературоведческих терминов.

2. Изучите статью Е.А. Шириной (см. в списке литературы), установите идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», сделайте краткий конспект.

Словарь: пейзаж, образ природы, интерьер.

Тексты для аудиторной работы: И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

Н.В. Гоголь «Мертвые души»,

И.А. Бунин «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…», «Старик сидел, покорно и уныло…»

Литература

1. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 228-239.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 206-212.

3. Ширина Е.А. Идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» // Творчество И.А. Бунина и русская литература ХIХ-ХХ веков. Материалы научно-практической Всероссийской конференции. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. – С. 190-198.

Дополнительная литература

3. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Москва-Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. – С. 28-47.

4. Назарова Л.Н. О пейзаже в «Записках охотника» И.С. Тургенева и в крестьянских рассказах И.А. Бунина конца 1890-х – начала 1910-х годов // Поэтика и стилистика русской литературы. – Л.: Наука, 1971. – С. 253-262.

Лабораторное занятие № 9

Наши рекомендации