VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества.
– У вас в каждой группе есть контролёры, которые оценивают результат урока и психологи, которые отслеживают культуру общения в группе.
– А какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?
(экологи, хозяйственники, командиры и лидеры)
-Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна :
1. Осуществить свой проект.
2. Представить свой проект одноклассникам.
3. Дать название своей работе и обосновать его
- Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.
II Проверка готовности учащихся к уроку
– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?
Кроссворд
- Толстая и очень твердая бумага. (картон)
- Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей)
- Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
- Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка)
- Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска)
- Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка)
– Прочтите ключевое слово: правила.
– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)
– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)
1. Повторение правил безопасности при работе с клеем:
Правила безопасности при работе с клеем
- Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
- Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
- Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
- После работы клей плотно закройте, уберите.
- Обязательно вымойте руки и кисточку.
– А какие правила рабочего человека?
Правила рабочего человека
- Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
- Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
- Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
- Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
- Работайте дружно.
III Введение в тему урока. Мотивация деятельности
1. Сообщение темы урока:
Слайд №1
– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известными вами видом работы с бумагой-аппликацией. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
- А что же квиллинг? (предположения детей)
-Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
2. Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»
– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полос возникла в корейских монастырях в середине века, практически сразу после того, как была изобретена бумага. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе два очень мощных эффекта – развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.
Слайд №2,3,4
– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика, состоящая из миллиардов звезд, вселенная, космос, раковины у улиток, практически все, что нас окружает.
– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)
- Послушайте стихотворение И.Сурикова
Слайд№5
На лугу
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? (цветок)
- Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете.
-Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же детки, как вы.
-А вам хочется самим сделать такую замечательную поделку?
-Тогда приступаем…
IV Анализ изделияСлайд №6,7,8
– Взгляните на эти работы: бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.
– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.
– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой. (показ шила)
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
V Физминутка для пальцев рук «Колокольчик»Слайд №9
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.
VI Подготовка деталей: Слайды № 10-16
– Итак: наше рабочее место готово.
– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».
– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.
– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик.
– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.
– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.
Итак: мы научились делать детали. Я предлагаю выполнить аппликацию «Цветок» и все дальнейшие этапы работы я буду показывать по этой аппликации. Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза.
– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)
– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.
VII Физминутка «Цветочная поляна»Слайд № 17
На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.
VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах
- Ну как, вам понятна техника изготовления ?
– Давайте составим алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок».
- Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на который будет располагаться работа)
- Выложить детали цветка на картон.
- Приклеить сначала серединку цветка. Затем лепестки.
- И в последнюю очередь листья.
- Обведите фломастером стебли цветка.
- И вот аппликация готова.
– Есть вопросы?
– Приступайте к работе строго выполняя наш алгоритм.
Целевые обходы учителя: